ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАЗВЫЕРНУТОЙ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАЗВЫЕРНУТОЙ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Автор: Штырлова Наталия Анатольевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ В РАЗВИТИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙРАЗВЫЕРНУТОЙ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНРШтырлова Наталия Анатольевнаучитель – логопед МБДОУ № 43Что такое связная речь? Под этим подразумевается изложение данного содержания, которое осуществляется грамматически правильно и логично, точно и последовательно.Если связная речь слабо развита, то к чему это приводит? В первую очередь вызывают трудности в чтении и письме, а также мешают в общении. Как можно исправить эти недостатки? Используя в своей логопедической работе, которая будет направлена на формирование и обогащение лексики, словообразовательных навыков, развитие грамматически правильной фразы.При общем недоразвитии речи формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом развитии сложный процесс, который многократно усложняется.В коррекционной логопедической работе с детьми с ОНР развитие связной речи имеет особое значение из-за структуры дефекта и эта сложная задача, становится главной целью всего коррекционного процесса. Вся работа по формированию связной речи включает в себя увеличение лексического запаса, совершенствования грамматического строя речи, формирование связной речи.По этому вопросу имеется огромный практический материал, который поможет в повседневной коррекционно-развивающей работе.С целью расширения лексики нужно проводить работу по обучению детей различным способам словообразования. Для этого могут использоваться Игра «Скажи иначе», игровое упражнение «Сравни предметы», а также упражнение «Кузовок».Особо рекомендуем уделять работе не только по выявлению и исправлению ошибок, но и уметь правильно использовать языковые обобщения. Ребенок должен уметь правильно употреблять род и число существительных, а так же уметь согласовывать его с числительными, прилагательными, образовывать множественное число, употреблять формы падежного управления, предлоги.Для этого мы используем следующие упражнения: «Лови да бросай – цвета называй», «Назови эти действия?», «Слова наоборот», «Слова-товарищи»Важна также работа по формированию и совершенствованию связной речи. Для этой цели можно использовать упражнение «Назови небылицы?». Цель: учить детей видеть небылицы, отмечать их неправильные ситуации, объяснять почему; развивать умение отличать правду от вымышленного.Оборудование: стихотворение Корнея Чуковского «Путаница», фишки.Ход игры: Дети, садятся так, чтобы на столе можно было раскладывать фишки.Взрослый рассказывает правила игры: - Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения. В нем будет много неправдоподобного. Вам нужно их заметить и запомнить. Кто увидит небылицу, кладет фишку, вторую небылицу, положит вторую фишку и т.д. У кого больше фишек, тот и выигрывает. Фишку можно положить, если ты сам увидел небылицу. Побеждает тот, кто заметил много небылиц. Кроме произведения Чуковского можно использовать и другие небылиц, в том числе их самому придумывать.Работая над развитием связной речи, мы используем нетрадиционные игровые приемы и пособия.Для инсценирования в своей работе мы используем пальчиковые игрушки- тантамарески. Тантамарески  – это предметы из картона, у них имеются прорези для пальчиков, чтобы оживить фигурку. При заучивании стишков,   рассказывании сказок, при поздравлении детей с праздником, в непрерывно-образовательной деятельности можно использовать тантамарески. Тантамареска в руках ребенка превращается во что – то интересное.Инновационная идея  заключается в использовании методов и приемов театрально-игровой деятельности, при которой идет сотрудничества взрослого и ребенка, в результате этого формируются все стороны его личности, и обеспечивается творческое развитие дошкольника.У детей с ОНР наблюдается своеобразие их связной речи: передавая в рассказе событиях из своей жизни, на свободную тему с элементами творчества, дети используют в основном простые малоинформативными предложения;–при планировании своих высказываний и отборе языковых средств наблюдаем трудности.Это требует отдельной работы, направленной на эти проблемы.Так, метод занимательной фотографии эффективен при обучении детей составлению описательного рассказа. Ребенок одевает картинку, не видя, что на ней изображено. Другой – описывает его. Тот ребенок, у кого картинка должен сказать «Кто же он». Положительность этого метода в том, что стеснительный ребенок, одевая эту картинку, спокойно выходит в ней.Инновационным приемом, который вызывает интерес, является работа над синквейном.При составлении синквейна, которая требует от детей умения находить в информационном материале существенные детали, делать выводы и передавать их. Эта работа помогает ребенку владеть коротким пересказом.Виды работы над синквейном.1. Уметь составлять короткий рассказ по имеющему синквейнуиспользованием слов и фраз, входящих в его состав).2. Уметь составлять синквейн по прослушанному рассказу.3. Корректировать и совершенствовать готовый синквейн (анализ неполного синквейна для нахождения части, которая отсутствовала. Например, дан синквейн без темы, первой, второй строки – на основе существующих строк необходимо ее найти). 4. Уметь составлять синквейн: - на занятиях для закрепления лексической темы;5. Уметь составлять синквейн при использовании соревнования: «кто назовет больше слов».6. Синквейн – это способ контроля (дети могут сравнивать синквейны и давать им оценку).Данную технологию можно использовать вариативно как на занятиях, так и подключать родителей.Работа с логопедическими сказками является важным приемом обучения детей связному пересказу. Такая работа проходит следующим образом: • логопед читает, рассказывает сказку ребенку; • ребенок делает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их сам); • ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки; • логопед моделирует отрывки сказки, ребенок пересказывает ее, который соответствует данному фрагменту; • ребенок пересказывает сказку.Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребёнок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент и в ходе песочной игры, она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.Игры, которые можно использовать:«Интересный клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и дает ему описание, не называя. Тот, кто правильно назовет, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке. «Расскажи что нарисовал». Ребёнок рисует картинку на песке и сопровождает свои действия речью. «Кто больше?» Ребёнок называет прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово кладет ракушку, камешек, пуговку.Использование картинок, схем, опорных рисунков проявляет интерес детей, делает их рассказы более связными и последовательными, образовательный процесс переходит в занимательную игру.В работе с опорными схемами можно выделить несколько этапов:
  • Использование элементов схем, символов: обозначения цвета, формы, величины, действия.
  • 2. Использование элементов опорных схем в различных видах деятельности. У ребенка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области. Символ универсален.3. Использование отрицаний.4. Использование сочетание символов, «чтение» символов.5. Использование самостоятельного поиска детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.6. Использование творческого создания детьми опорных схем. По рассказу воспитателя или товарища, индивидуальная зарисовка планов, схем, загадок. Подводя итог, мы видим, что речевая компетентность ведет к формированию адекватной самооценки, коммуникативности, дает уверенность в своих силах и возможностях, ребенок понимает свою полезность и необходимость коллективу сверстников. У детей идет развитие и активизация речевых, познавательных, эмоционально-волевых и личностных качеств, что ведет к формированию их положительной социализации в обществе и это является основой для формирования социально-адаптивной личности.Литература.1.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. 2.Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35. 3.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с. 4.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.5.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.