"Исконно русские и заимствованные слова"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Исконно русские и заимствованные слова"
Автор: Напреева Нина Николаевна

Конспект урока на тему «Исконно русские и заимствованные слова» в 6 классе (УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) ФГОСТип урока: урок открытия новых знаний Цель: расширять представление об исконно русских и заимствованных словах, объяснить учащимся понятия исконно русской и заимствованной лексики.ЗадачиОбразовательные: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса , развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться пользоваться словарем, Формировать УУД:- личностные:уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем-коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.Ход урока.I. Организационный момент.Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Садитесь! Сегодня у нас не совсем обычный урок.Создание положительного психологического настроя учеников.II. Актуализация знаний.Учитель: С какими способами пополнения лексического состава нашего языка мы уже познакомились на предыдущих уроках? (Общеупотребительные, профессиональные и диалектные слова).Сегодня на уроке мы узнаем о еще одном способе пополнения лексического состава нашего языка.III. Создание проблемной ситуации.Утром за завтраком вы попросили КОФЕ –и произнесли арабское слово. Потребовали кофе с САХАРОМ – и перешли на древнеиндийский язык. Если вы предпочитаете ЧАЙ, вы начинаете говорить по- китайски. К чаю вы попросили кусочек ТОРТ А– и произнесли итальянское слово. Передумали и решили его заменить БУТЕРБРОДОМ – и уже перешли на немецкий язык. Ну а если вы требуете себе КАКАО или ШОКОЛАД, то вы заговорили уже мексиканским, а правильнее, индейским языком. А тот из вас, кто любит ВИНЕГРЕТ, почти знает французский язык.2. Беседа с учащимися.— Какую часть лексики русского языка называют исконно русской?— Какую часть лексики называют заимствованной?— Какие слова называют заимствованными?— Из каких языков слова пришли в русский язык?— Из каких источников можно узнать о происхождении слов?Учитель: Послушайте стихотворение Михаила Крюкова «Много языков на свете разных» и скажите: О чём это стихотворение? (слайд 1)Много языков на свете разных —Выучить их все не смог бы я;Все они по-своему прекрасны,В каждом есть «изюминка» своя.Говорят в Париже по-французски,По-немецки говорит Берлин;Мне же дорог мой, привычный русский,Для меня родной лишь он один!Мелодичный, гибкий и певучий,С детства он меня очаровал,И не зря великим и могучимНаш язык Тургенев называл!Развиваясь быстро, динамично,Впитывая разные слова,Новое он всё вбирал отлично,Но и мудрость предков в нём жива!Да и только нашей, русской речьюМожно Русь привольную воспеть!Будет жить язык наш русский вечноИ не сможет, верю, умереть!IV. Постановка цели урока.Учитель:Как называются такие слова в языке?(Ответы учащихсяаимствованные слова).Учитель:Как вы понимаете смысл слова заимствованные?(Ответы учащихся:Пришедшие из других языков).Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока. Ответы учащихся…III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Учитель:  Итак, тема урока «Исконно русские и заимствованные слова». (слайд 3) Учитель: Вы знаете, что в русском языке много слов, заимствованных из других языков. Что такое заи́мствование? В лингвистике заи́мствование — это процесс усвоения одним языком слова, выражения или значения другого языка, а также результат этого процесса — само заимствованное слово. Заимствование является важным фактором развития и изменения лексической системы языка. (слайд 5)Какие заимствованные слова, т. е. слова, пришедшие к нам из других языков, вы можете назвать?тветы учащихся)IV. Открытие нового знания.Работа по учебнику(Чтение теоретического материала §25(с. 67-68).(Дополнительная информация на слайде )Как вы думаете, почему заимствованные слова составляют такую малую часть (10 %) от всего словарного состава русского языка? (Роль заимствований :Заимствование увеличивает лексическое богатство языка, служит источником новых корней, других словообразовательных элементов и терминов, расширяет и нюансирует номенклатуру понятий, используемых в разных областях жизни общества. Процесс заимствования органичен для языка, является естественной формой языковых контактов и источником языковых изменений).Запись определения заимствованных слов (с. 68). . Творческий диктант.Подберите к заимствованным словам русские слова-синонимы.Аргументировать, аэроплан, афиша, аллея, вестибюль, шоссе, диспут, акцентировать, контролировать, антракт, агрессивный, инструкция.Слова для справок: дорога, вход, объявление, спор, самолет, доказывать, обратить особое внимание, проверять, перерыв, враждебныйV. Физкультминутка.Поднимает руки класс – это раз,Завертелась голова – это два,Три – руками три хлопка,На четыре – руки шире,Пять – руками помахать.Шесть – на место тихо сесть.VI. Первичное закрепление. ( 4-5 мин)Работа по учебнику с.68 упр.235VII. Самостоятельная работа. (2 мин) Распределительный диктант.Запишите слова, распределяя их в две колонки: в первую — без удвоенной согласной, во вторую — с удвоенной согласной.Написание слов, вызывающих сомнение, проверьте по словарю.Фильм, футбол, хоккей, теннис, агроном, касса, тонна, масса, килограмм, километр, деталь, автор, сумма, троллейбус, аппарат, тротуар, курьер.VIII. Включение новых знаний в систему знаний. ( 7-8 мин )1) Из словарика «Пиши правильно!» и «Произноси правильно!» выпишите иноязычные слова, пользуясь данными признаками. (Фанера, агрессия, миллион, пиджак, центнер,профессиональный).Учитель: С какими словами познакомились сегодня на уроке? (Исконно русскими и заимствованными)Какие слова называются заимствованными? Где можно узнать о происхождении заимствованных слов?X. Рефлексия деятельности.Сегодня на уроке:я узнал…я научился…я не понял…Домашнее задание: §25 правило, пользуясь этимологическим словариком, расскажите о значении, происхождении и написании слов лягушка, мятеж, невеста, внимание. К какой группе слов по происхождению относятся эти слова? С каждым словом составьте предложение.