Конспект занятия по теме самообразования в старшей группе "Соль и ее свойства"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по теме самообразования в старшей группе "Соль и ее свойства"
Автор: Беляевских Ирина Юрьевна

Занятие по экспериментированию в старшей группе на тему «Соль и ее свойства»Воспитатель: Беляевских Ирина Юрьевна.Занятие по экспериментированию в старшей группе на тему «Соль и ее свойства»Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.Задачи:  Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. .Систематизировать представление детей о соли и её свойствах Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, использование ИКТ. Ход занятия:Воспитатель:  По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей.Звучит музыка. Двое детей входят с хлебом – солью. Воспитатель.Дети, ой, что утром было! Я же вам сказать забыла – Только в садик я зашла Ко мне Звёздочка пришла ( показывает картинку Звёздочки) и посылку принесла. Я решила, что открою её вместе с вами. Ну, что ж, давайте откроем и узнаем, что же там лежит! Ребята, здесь два письма. На одном написано «До», на другом «После». ( Читает «До»)« Здравствуйте, дорогие детишки – глупышки!Пишут вам подземные жители – Земных богатств хранители. Вам шлём волшебное стекло, - догадайтесь, для чего?». (Воспитатель достаёт из посылки коробочку с увеличительными стёклами.)Воспитатель: Спасибо, конечно, подземным жителям, их подарок нам очень поможет, но чуть позже, а пока, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землёй?Как они называются?: ( Полезные ископаемые). А какие полезные ископаемые вы знаете?: (глина, уголь, алмазы, золото, минеральная вода и т. д.) Скажите, пожалуйста, как ещё можно назвать полезные ископаемые?: (Сокровищница земли, кладовая земли, хранилище Земли).Воспитатель: Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым.Загадка. Без неё, ребята, повар.Просто как без рук,И становится вся пища несъедобной вдруг!Если в ранку попадёт – испытаешь боль.Вы, конечно догадались.Ну, конечно – это… ( соль! )Воспитатель: Правильно, это – соль! Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Соль бывает четырёх видов : каменная, морская, йодированная и поваренная.  Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно- хлебавши» К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал- к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Какие вы знаете?
  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
  • Без соли не естся, без соли и стол кривой
  • Без соли и хлеба , худа беседа
  • Без воли силы нет, без соли вкуса нет
  • Воспитатель: Послушайте, ребята, сказку, которую я хочу рассказать, коротенькую, но очень поучительную. Сказка про соль. Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото. Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает: - Как вы, доченьки, любите меня? - Как золото, - ответила старшая дочь. - Как венок свой зеленый, - сказала средняя. - Как соль, - сказала младшая, Марушка. Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным. И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по дорогим ценам. Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.Воспитатель: Сейчас мы проводем эксперименты, наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).Сейчас вам предстоитНемножко стать учёнымиВ лабораторию пойдётеИ чудо – опыт проведёте С одним сыпучим веществомСейчас узнаете о нём!Воспитатель: А вот с каким материалом мы будем экспериментировать, вы наверно уже догадались. Правильно это соль.Сейчас мы проведем эксперименты с обыкновенной солью, которую мы каждый день употребляем в пищу. Вы узнаете какими свойствами она обладает, откуда соль приходит к нам на стол.ФизкультминуткаЯ привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке. И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!Воспитатель: А как нужно вести себя , осторожно, внимательно, и соблюдать правила:1. Не трогать руками глаза2. Соблюдать тишину 3. Не толкать соседа4. Сначала посмотри, а потом повтори.5. Выполнил и положи на место.Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.Перед вами стоят баночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).- Насыпьте немного соли на тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).- Если мы с вами посмотрим на соль. Что мы можем сказать о её внешнем виде?, на что похожа соль? (соль похожа на порошок) Действительно, с виду соль похожа на порошок - А теперь давайте рассмотрим соль в увеличительное стекло, которые нам прислали подземные жители. Что вы видите? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите ложечки и нажмите на соль. Что произошло? (хрустит как снег). Потому, что она состоит из кристаллов.-Ребятки, перед вами стоят стаканчики с водой, Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет).-А как вы думаете, какой стал вкус у воды? Давайте возьмём ложечки и немножко попробуем (солёная). Молодцы-А теперь давайте повторим, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, растворяется в воде.).Воспитатель:  А скажите нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине: полоскать нос и горло солевым раствором, чтобы не болеть. Тёплый солевой компресс, если болит горло или ухо).Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.Воспитатель:А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и одно сырое яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно) . Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.Воспитатель: Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды)Кто был на море тот испытал это на себе.Воспитатель: А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины. (дети убирают стаканчики с водой, достают клей и голубой картон А3 )А теперь пробуем. Вкусная?Воспитатель:  Загадка1.Покружилась звездочкаВ воздухе немножко,Села и растаялаНа моей ладошке. (Снежинка) ( дети рисуют снежинки).Воспитатель: Берем голубой картон А3, на нем клеем начинаем рисовать снежинку, потом ложкой сыпем соль на лист картона, с помощью салфетки прижимаем соль и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается!Воспитатель: Ребята, вот вы придёте сегодня домой, и кто – нибудь из ваших родных: мама, бабушка, папа или дедушка спросят:Чем вы сегодня занимались?Про что вы сегодня говорили?Что узнали нового.Что именно вам запомнилось?.Что вы им расскажете?