Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста посредством изучения культуры и традиций казачества


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста посредством изучения культуры и традиций казачества
Автор: Головко Анастасия Борисовна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениегорода МагнитогорскаФормирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста посредством изучения культуры и традиций казачестваМузыкальный руководитель:Головко А.Б.2024 годВозникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что дети дошкольного возраста хотят больше узнать о традициях казачества, об истории родного края, об образе жизни людей в старину, их трудовой деятельности, о различных видах труда, народных ремеслах, народной культуре; поближе познакомиться с обрядами, православными праздниками, народными, дидактическими, подвижными, хороводными играми и песнями.Автор опыта считает, что именно культура прошлого должна войти в душу каждого ребенка, положить начало возрождения интереса ко всему, что его окружает. Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой казаков. Педагоги прививают чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы нравственности, в процессе воспитания формируется любовь к родным людям и к своей стране. Поэтому необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев - казаков, приемникам их традиций. Важной предпосылкой возникновения данного опыта явилось противоречие, сложившиеся в настоящее время между необходимостью повысить уровень знаний дошкольников о культурном наследии казачества и недостаточной технологической проработкой по формированию и развитию у детей с дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров для воспитания и нравственно-патриотического развития личности в условиях традиционного воспитания. Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам достались богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине.Одной из важных задач нашего общества является воспитание подрастающего поколения готового к принятию ответственности за судьбу страны и ее безопасность. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества. Отсутствие цели в жизни среди молодого поколения требует принятия адекватных ситуации решений, поиска организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи. И, прежде всего, этот поиск осуществляется в осмыслении народных казачьих традиций, как исторически проверенных в опыте воспитания достойных граждан своего Отечества. Воспитание ребёнка в казачьих традициях способно привить детям дисциплину и чувство иерархии, внушить уважение к ценностям. На сохранение духовно – нравственного компонента ориентирует федеральная образовательная программа (ФОП), который направлен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.Автор считает, что в период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры казачества как источника гармонизации деятельности ребёнка и развития его творческого потенциала. Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры и традиций казачества. Таким образом, возрождение культурного наследия казачества начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине.В соответствии с требованиями ФОП духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени дошкольного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.Все вышеизложенное подтверждает актуальность и значимость данной проблемы, особенно в настоящее время, поэтому уже в детском саду необходимо формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух дошкольника.Ведущая педагогическая идея опыта заключается в сопровождении детей старшего дошкольного возраста в воспитании гражданина и патриота знающего культурное наследие и традиции казачества.Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. «Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка… Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского , детям группы, Родине».Анализ современной социально-гуманитарной литературы показывает, что в исследовании казачества в основном превалируют историко-культурологический и политологический аспекты. Стараниями российских ученых-историков сделана немалая работа по становлению истории казачества, прослежены основные этапы и периоды отношений казачества и государства, казачества и российского общества. Свой неоценимый вклад в осмысление этой проблемы внесли А.В. Венков, В.В. Коваленко, И.А. Казарезов, С.А. Кислицын, А.И. Козлов, В.Н. Королев, А.П. Скорик, Р.Г. Тикиджиян, С.В. Черницын. [20] Во многом их работы способствовали процессу культурного возрождения, актуализации социальной инициативы казачьего движения.Интересные обобщения сделаны в работах Г.Г. Матишова, Н.А. Рыбловой, И.О. Тюменцева, В.П. Трута, в которых, несмотря на превалирование исторического аспекта, раскрываются условия становления современного казачества. Проблемы современного казачьего движения осмысливаются в трудах К.Н. Максимова, О.В. Матвеева, Т.А. Невской. Интересные эвристические выводы содержатся в работах А.А. Сазонова, Н.И. Сухановой, Т.С. Ткаченко. В основе педагогического опыта лежат идеи М. Б. Кусмарцева. В его работе представлены концептуальные подходы к современному пониманию этнокультурного казачьего компонента в образовании, раскрыты его сущность, содержание и специфика реализации, в общем, и дополнительном образовании детей, деятельности учреждений культуры и молодежной политики, обоснован духовно-нравственный потенциал воспитания казачьей молодежи на героических традициях Сталинградской битвы. Раскрыты пути и средства воспитания на патриотических традициях казачества, актуализировано патриотическое содержание казачьей символики и образа жизни. [13]Изучена книга «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» В.А. Марковой, Л.М. Данилиной, З.Г. Прасоловой, Краснодар, Традиция, 2007г., на основе данного пособия автор опыта разработал перспективное планирование. [19]Интересные обобщения сделаны в работах С.Е. Шишова, В.А. Кальней, Г.Н. Юлина, Р.С. Рабаданова, С. И. Артемьева. Сборник состоит из трех разделов и приложений. Первый раздел посвящен истории казачества, второй раздел быту, традициям, обычаям, символике, третий раздел посвящен военной тематике. В приложениях можно ознакомиться с казачьим разговорником, казачьими песнями, а также прочитать поучительные сказки. Изучены книги Еремина Н.М «Казаки из Белгородской земли», Астапенко М.Г «История донского казачества», Платохиной Н.А «Этнокультурный музей в ДОУ». Углубленное изучение научной литературы по изучаемой проблеме, позволили автору определить критерии нравственно-патриотического воспитания:
  • эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
  • когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии - казачество, природе малой Родины, проявление любознательности);
  • мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
  • практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
  • Новизна опыта заключается в эффективном комбинировании известных форм обучения детей: фольклорные праздники, видео – путешествия, экскурсии; встречи с интересными людьми, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, игры: дидактические, подвижные, хороводные, образовательные ситуации, продуктивные виды деятельности, способствующие воспитанию нравственно-патриотической личности дошкольников через изучение культуры казачества. Технология опытаТема опыта: «Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества»Цель данного опыта заключается в повышении уровня развития нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества. В соответствии с поставленной целью были выделены следующие задачи:Задачи:
  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям, истории и культуре Белогорья.
  • Воспитывать уважение к истории отечества, родного края, людям, служившим Отчизне верой и правдой.
  • Воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические качества личности, гражданское достоинство.
  • Развивать познавательный интерес к народному творчеству казаков, к родной природе, к окружающему миру.
  • Формировать у дошкольников интерес к образцам казачьего декоративно – прикладного искусства, художественным промыслам.
  • Воспитывать эмоционально – положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
  • Обобщить полученные результаты в процессе диагностики знаний детей истории родного края, культуры и традиций казаков.
  • Автор работы определил структуру деятельности, которая состояла из поэтапного планирования целей, содержания деятельности, пополнение развивающей предметно-пространственной среды, разработке календарно-тематического планирования нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на основе традиций казачества Работа начиналась с введения этнического содержания в развивающую предметно - пространственную образовательную среду. Неоспоримое значение, имеет четкое построение предметно – пространственной развивающей образовательной среды. С целью ознакомления детей с историей и культурой казаков в группе был создан мини-музей «Казачий курень», как источник приобщения детей к сокровищам истории, культуры и искусства казачества. В музее дети могут познакомиться с укладом семейного быта казака, с жизнью, традициями и обычаями казаков. Предметы в музее подобраны по следующим принципам: - каждый предмет знакомит с историей жизни народа;- предметы различны по назначению, использованию;- любой предмет оригинальный, привлекательный, красивый. В музее расположены старинные вещи: вышитые рушники, старинные полотенца, чугунный утюг, чугунок, кувшины. Самовар с глиняной утварью (чашки, крынка, глэчик, деревянные ложки, рядом с прялкой лукошко с пряжей, спицами, крючком для вязания. В «Красном углу» казачьей комнаты находится икона, рушник, куклы обшиты в казачью одежду. На полу лежат самотканые дорожки, которые ткали наши бабушки.Музей с удовольствием посещают дети, где не только можно рассмотреть предметы, но и «поиграть в историю», познать традиции и обычаи семейной казачьей культуры. Созданная развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям основной программы дошкольного образования МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7» и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечающим возрастным особенностям детей. В образовательной деятельности музея «Казачий курень» реализуются принципы интерактивности и диалога. Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини – музея, так как являются соавторами, творцами экспозиции.На начальном этапе работы была подобрана различная методическая и художественная литература (стихи, рассказы, сказки), «Жизнь и быт казаков», «Православные праздники», «Одежда казаков»; «Традиции казаков», собрана картотека технологических карт по данному направлению.Основное содержание проводимой работы по ознакомлению детей с малой родиной находит отражение в программе «Пролетарские казачата», разработанной в соответствии с ФОП ДО на основе нормативно – правовых документов, в которой рассматриваются вопросы по ознакомлению детей с историческими корнями, жизнью, бытом, трудовой деятельностью казаков. Программа включает разделы: «Родной край», «История казачества», «Жизнь и быт казаков», «Культура казаков». Данные разделы программы «Пролетарские казачата» тематически взаимосвязаны и реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, художественно – творческой, художественно – речевой, музыкальной.Для казака православная вера – это духовный стержень; как говорится, казак без веры – не казак, поэтому программа «Пролетарские казачата» реализуется совместно с дополнительной программой «Добрый мир» православная культура для малышей Л.Л. Шевченко. Целью данной программы является развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.Формируя нравственно-патриотические качества личности дошкольника активно используются современные методы и технологии: проектная, исследовательская, музейно – педагогическая, изобразительная, ИКТ-технологии, технология массового праздника, технология здоровьесбережения.В работе с детьми используются методы ознакомления детей с окружающей действительностью: методы, повышающие познавательную, эмоциональную активность; методы, способствующие установлению связей между различными видами деятельности. В качестве основной формы используются краеведческие образовательные ситуации, целевые прогулки, экскурсии, видео – путешествия, беседы с показом презентаций. С целью обобщения и систематизации представлений детей о традициях казачества организовывались беседы «Наши корни», «Традиции моей семьи», образовательные ситуации «Верный друг казака - конь», «Казачьи посиделки», «Воспитание казачат», «Путешествие в казачий курень». Например, при проведении образовательной ситуации «Путешествие в казачий курень» дети смогли закрепить представления о быте и укладе казаков, о семейных отношениях, нравственных ценностях казаков.Дидактические игры - представляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. С помощью дидактических игр «Казачий курень», «Жилище казака», «Казачья семья», «Казачий курень», «Традиции казаков», «Быт казаков», «Опиши, я отгадаю» не только передавались определённые представления о культуре казачества, но и создавались условия для переноса этих представлений в самостоятельные, творческие игры.В совместной деятельности используются подвижные игры: «Казаки - разбойники», «Всадники», «Удалой казачок», «Вытолкни из круга», хороводные игры «Заря - зарница», «Золотые ворота», «А мы просо сеяли». С помощью этих игр дети знакомятся с предметами старины, казачьим обиходом, с казачьей культурой, традициями, обрядами, знакомятся с жизнью казаков..Игры развивают у детей коллективизм, чувство симпатии друг к другу, сострадание, дети учатся радоваться успехам других. Пословицы и поговорки казачьего народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в ёмкой сжатой форме заключающая огромный смысл. В пословицах и поговорках оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Знакомство детей со старинными обычаями казаков немыслимо без народного фольклора, который включает в себя – песни, потешки, частушки, хороводные игры, прибаутки, шутки. Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников (доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к родной природе, честности, любви к Родине и т.д.). Наиболее полюбившийся детям фольклорный жанр – это казачья частушка, она в озорной форме может рассказать о быте, об отношениях между казачатами.Одним из самых ярких праздников является праздник-посвящение в казачата «Возрождение казачества – это вовсе не ребячество», где была проведена «торжественная присяга» казачат (Приложение 5). В торжественной обстановке в присутствии родителей и казаков ансамбля казачьей песни «Есаул», дошкольников посвятили в казачата. Незабываемые праздники «Казачья ярмарка», «Казачьи посиделки», «Как казачата в школу собирались», которые несут в себе задор, юмор казачью удаль. Проведение данных праздников позволяет детям в полной мере окунуться в историю казачества.При изучении музыкального фольклора первостепенную роль автор отводит освоению разнообразия его жанров: исторических, лирических, строевых, шуточных песен. Особое внимание заслуживает обрядовый фольклор, игры народных праздников. Наиболее известные праздники, сохранившиеся в том или ином проявлении и до наших дней это «Покров», «Пасха», «Рождество», «Троица». Народные праздники всегда рассматривались в тесной связи с историей, природой, жизнью казаков.  Доброй традицией стали встречи дошкольников с представителями местного казачества под девизом «Казачьему роду нет переводу!». Для повышения квалификационного уровня педагогов в приобщении к культуре и традициям казачества в дошкольном учреждении были организованы мероприятия: консультации для педагогов, семинары, круглые столы, мастер-класс по народной игре «Приобщение дошкольников к русским народным играм».Важной частью в своей работе автор считает взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Именно поэтому работу по ознакомлению дошкольников с родным краем проводится в тесном сотрудничестве с родителями. В перспективный план деятельности включены следующие формы работы с родителями:
  • Педагогические беседы с родителями. Их цель оказать родителям помощь в понимании наиболее острых вопросов воспитания, возрастных особенностей детей, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
  • Индивидуальные беседы – консультации проводятся в течение года по мере необходимости, с целью информирования родителей о результатах работы и оказанию помощи.
  • «Круглый стол» с родителями проводится с целью обсудить в неформальной обстановке актуальные вопросы воспитания детей в семье.
  • Домашние задания даются с целью улучшения взаимопонимания между родителями и детьми, развитию эмпатических способностей.
  • Родительские уголки, фотовыставки помогают информировать родителей о проведённой и предполагаемой работе, привлечь родителей к активному участию.
  • Творческие конкурсы, праздники, развлечения, в которых наши родители - мамы и папы являются активными участниками (совместное исполнение песен, постановка танцев).
  • Для родителей были разработаны консультации «Без прошлого нет будущего», «Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культуре казачества актуально в наше время». Действует заочная школа для родителей, где родителям предлагаются консультации, памятки, буклеты (Приложение 6).Работа с родителями укрепила семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на духовно - нравственном воспитании детей.Правильно организованная работа по нравственно – духовному и патриотическому воспитанию на истории и традициях казачества дала положительную динамику роста патриотизма в дошкольной среде, учитывая возрастные особенности детей, уровень их психического и физического развития, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного подъёма у детей и родителей. Дошкольники познакомились с историческим прошлым родного края, сформированы первичные представления об особенностях жизни, быте, традиций казаков, и освоении историко – культурных ценностей. Этот приобретённый детьми позитивный социальный опыт очень благотворно влияет на развитие личности ребёнка. Дети стали более общительными и раскованными, уверенными в своих силах, эмоционально отзывчивыми, у дошкольников проявляют познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе. Казачество – это часть общей культуры, это наше наследие, и мы должны не только сохранить и познакомить с ним детей, но и передать его им, чтобы они в свою очередь передали его следующему поколению.Библиографический список
  • «Дошкольное воспитание»» № 5-6 –1992. «Приобщение дошкольников к национальной культуре».
  • Александрова, Е. Ю., Гордеева, Е. П. «Система патриотического воспитания в ДОУ» [Текст] /Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П. Издательство «Учитель» 2007г.
  • Бажанов. Е.А., Казаки. Истоки традиций [Текст] Бажанов Е.А. / Москва. 2010. №2. С. 140-167.
  • Большой толковый словарь русского языка. / Сост гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: «Норинт», 2000. — 1536 с.
  • Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. «Формирование нравственного здоровья дошкольников» [Текст] / Боровкова, Е. Б. Водина, Н. И. ТЦ «Сфера» 2002г.
  • Ватаман, В. П. «Воспитание на традициях народной культуры». [Текст] / Ватаман, В. П. Издательство «Учитель» 2007г.
  • Визер, В.Г. Военно-патриотическое воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций русского казачества в России. [Текст] / Визер, В.Г. М.: Интеграция, 2005. 219 с.
  • Володацкий В.П. Развитие казачества в современном Российском обществе (социальный опыт Донского казачества) Диссертация на соискание ученой степени доктора социологических наук. Ростов-на-Дону – 2011
  • Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Психология развития ребенка [Текст] / Выготский, Л.С. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. С. 235-327.
  • Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Выготский, Л.С.Собр. соч.: в 6 т. - М. 1984.-Т. 4.
  • Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б., Лутовинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев,– Волгоград: ПринТерра, 2008. – с.
  • Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 14-17.
  • Дорина Л. Край ты мой казачий!: из опыта работы // Дошкольное воспитание. 2008. №8. С. 119-120
  • Истоки: опыт работы детских казачьих общественных организаций и объединений. Ставрополь: Ставрополь сервис школа, 2001. 230 с.
  • Казачество в истории России: материалы всеросс. науч.-практ. конф. (3-4 окт. ., Москва) М.: Аспект, 2007. 254 с.
  • Казачество: энциклопедия / редкол.: А.П. Федотов [и др.]. М.: ИНФРА-М, 2003. 396 c.
  • Концепция духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах. Совет при Президенте Российской Федерации по делам казачества Синодальный Комитет Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством. – Москва, 2014
  • Маркова, В.А. Данилина, Л.М. Прасолова, З.Г. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине» [Текст]/ В.А. Марковой, Л.М. Данилиной, З.Г. Прасоловой, Краснодар, Традиция, 2007г.
  • Мациевский Г.О. Основные этапы реализации государственной политики по возрождению российского казачества // Федерализм: Прошлое. Настоящее. Будущее. 2009. №3. С. 163-180.
  • Научно-методический журнал для педагогов и родителей //Детский сад от А до Я. 2003.№3
  • Стоюнин, В.Я. О преподавании русской литературы. [Текст] / Стоюнин, В.Я. СПб, 1898. С. 415. (348)
  • Ушинский К.Д. Собрание сочинений. – М.: Учпедгиз, 1950. – Т. 10. – 668 с.
  • Народный казачий танец [Электронный ресурс] Режим доступа: - статья в интернете.