"ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Автор: Кутырева Анна Игоревна

Статья на тему:«Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста»Аннотация Статья посвящена проблеме формирования ответственности как социального и нравственного качества личности ребенка. Рассмотрен процесс развития ответственности на разных возрастных этапах у дошкольников, определены педагогические условия формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые словаОтветственность, дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, процесс формирования ответственности у детей дошкольного возраста, педагогические условия формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста.Ответственность - это важное морально – нравственное качество личности человека, которое необходимо воспитывать с самого раннего детства. В современном мире проблема формирования ответственности у детей дошкольного возраста является одной из актуальных в психолого – педагогической литературе. Данное качество не возникает само по себе, а предполагает добросовестное выполнение ребенком требований взрослого, коллектива сверстников и приобретается в процессе воспитания, во взаимодействии с обществом и окружающим его миром.Вопросами формирования ответственности как качества личности, содержания и структуры педагогической технологии воспитания ответственности у детей дошкольного возраста занимались К.А. Абульханова - Славская, Л.И. Божович, З.Н. Борисова, В.А. Горбачёва, К.А. Климова, Е.И. Корзакова, М.В. Матюхина, Н.А. Минкина, В.Г. Нечаеваа, Е.И. Радина, А.В. Суровцева В.Г. Фокина и др.Мной был рассмотрен процесс развития ответственности на разных этапах дошкольного возраста. До двух лет ребенок не может предвидеть последствия, за совершенные им действия, и результат, чаще всего, для него всегда неожидан. Он во многом ориентируется на реакцию взрослого, и постепенно начинает понимать, что делает правильно, а что не стоит. [1, с. 134]В три – четыре года ребенок переживает один из переломных моментов в своей жизни - «кризис трех лет». Дошкольник постепенно начинает понимать границы между правильным и неприемлемым поведением, и чем контрастнее будут эти границы, тем больше будет у ребенка «опор», необходим для формирования ответственности. [3, с. 15]В возрасте четырех – пяти лет у ребенка начинает активно формироваться качество ответственности, однако еще требуется контроль поведения ребенка со стороны взрослых, они дают подсказку, помогают найти выход из сложившейся ситуации. В этом возрасте дошкольнику можно поручать не продолжительные по времени дела (например, уборку игрушек, своих вещей и др.). [1, с. 46]В пять – шесть лет дошкольник может принимать на себя большую часть ответственности. Он учится давать отчет и оценку своему поведению и действиям, осмысливать как свои мотивы, так и мотивы человека, совершающего поступок. [1, с. 35]Исходя из анализа психолого – педагогической литературы, мной были выделены четыре педагогических условия формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста:1. Создание в ДОО разнообразной предметно-развивающей среды. 2. Задействование всех видов деятельности ребенка в работе по воспитанию ответственности, в которой главная роль отводится трудовой деятельности детей;3. Применение на практике методики дежурств.4. Организация взаимодействия ДОО и семьи, направленного на воспитание ответственности у детей старшего дошкольного возраста. [1, с. 35]Подводя итог из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста возможно только в единстве личностных качеств, их необходимо формировать, воспитывать и развивать во всех видах деятельности как через специально организованное обучение, так и через самостоятельную деятельность и общение. Этот процесс проходит длительный этап. Дошкольник постепенно учится оценивать поступки по заданным критериям, выделять внутренние и внешние мотивы, побуждающие человека совершить определенный поступок.Список использованной литературы
  • Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2002.
  • Дементий, Л.И. Типология ответственности личности /Л.И. Дементий // Гуманистические проблемы психологической теории. – М. 2006.
  • Муздыбаев, К. Психология ответственности / К. Муздыбаев. – СПб. : ПИТЕР, 2013.
  • Хухлаева, О.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016.