"М.Ю. Лермонтов. Личность и общество"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "М.Ю. Лермонтов. Личность и общество"
Автор: Бряндина Елена Ивановна

Конспект урока по теме Как часто пёстрою толпою окружён… (М.Ю. Лермонтов)
Цели и задачи:
Определение основного конфликта творчества Лермонтова: личность и общество.
Развитие умения наблюдать, сопоставляя, умения обобщать и делать выводы.
Воспитывать интерес к литературному анализу и в целом – к литературоведению.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие.
2. Работа над анализом творческого пути М.Ю. Лермонтова
Задание № 1. Постановка первого проблемного вопроса
Была ли семейная трагедия? На портретах изображены самые близкие люди Лермонтова. Кто они?
Сопоставьте портреты с высказываниями:
1. "...он один свет очей моих, все мое блаженство в нем"
2. "... ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное: это талант, в котором ты должен будешь дать отчет Бory! .. Ты имеешь, любезнейший …, доброе сердце ..."
3. "Когда я был трех лет, — вспоминал Лермонтов, — то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне …".
А. Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка Лермонтова.
Б. Юрий Петрович Лермонтов, отец поэта.
В. Мария Михайловна Лермонтова, мать поэта.
Учитель задаёт проблемный вопрос: Судя по высказываниям, и мать, и отец, и бабушка нежно любили Мишеля, как его называли в домашнем кругу. Так почему же все биографы говорят о семейной трагедии Лермонтовых?
Данный вопрос помогает учителю проверить домашнее задание и понять, насколько учащиеся знакомы с биографией Лермонтова.
Задание № 2. Тест. Биография М.Ю. Лермонтова.
1. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова:
а) 1799 - 1837; б) 1814 - 1841;в) 1794 - 1829.
2. М.Ю. Лермонтов родился:
а) в Москве; б) Петербурге; в) Тарханах – имении Е.А. Арсеньевой, бабушки поэта.
3. М.Ю. Лермонтова воспитывали:
а) родители; б) няня;в) бабушка.
4. М.Ю. Лермонтов начинал учиться:
а) в знаменитой парижской Сорбонне;
б) Московском университете;
в) Петербургском пажеском корпусе.
5. М.Ю. Лермонтов закончил:
а) Московский университет;
б) Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге;в) Петербургский университет.
6. Характеристика общественной жизни, наиболее точно передающая особенности времени формирования М.Ю. Лермонтова-поэта:
а) рост национального самосознания, вызванный войной 1812 года;
б) идеи декабристов;
в) спад социальной активности и рост пессимизма после разгрома восстания 14 декабря 1825 года.
7. В 1834 – 1837 годах М.Ю. Лермонтов служил:
а) в Коллегии иностранных дел в Петербурге;
б) в лейб-гусарском полку в Царском Селе;
в) в должности личного адъютанта петербургского генерал-губернатора.
8. Год написания стихотворения Смерть поэта:
а) 1838; б) 1836;в) 1837.
9. Первое изданное произведение М.Ю. Лермонтова, которое он подписал своим именем:
а) роман Герой нашего времени;
б) стихотворение Бородино;
в) стихотворение Парус.
10. Причиной первой ссылки М.Ю. Лермонтова на Кавказ послужило стихотворение:
а) Как часто, пестрою толпою окружен…;б) Дума;в) Смерть Поэта.
11. Причина второй ссылки М.Ю. Лермонтова:
а) стихотворение прощай, немытая Россия…;
б) участие в тайных революционных кружках;
в) дуэль М.Ю. Лермонтова с сыном французского посла в России.
12. М.Ю. Лермонтов погиб:
а) в сражении с горцами при реке Валерик;
б) на дуэли под Пятигорском;
в) на Кавказе от болезни.
Ответы: 1б, 2а, 3в, 4б, 5б, 6в, 7б, 8в, 10в, 11в, 12б
Задание № 3. Проблемный вопрос: Что мешало Лермонтову жить счастливо?
А. Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я его всегда желал видеть.
Кому принадлежит данное высказывание о Лермонтове?
Данным вопросом учитель не только вызывает к доске учащегося, готовившего индивидуальное домашнее задание № 1 Лермонтов в воспоминаниях В.Г. Белинского, но и предлагает рассказать о конкретной ситуации.
Примерный ответ учащегося: В начале 1840 года Лермонтов дрался на дуэли с сыном французского посла бароном де Барантом, который в присутствии поэта оскорбительно отозвался о русских обычаях. О дуэли вскоре узнал начальник тайной полиции Бенкендорф, давно искавший повода для расправы с вольнодумцем. Лермонтов был арестован и предан военному суду. Когда поэт ожидал суда, его навестил Белинский.
Поэт и критик беседовали долго и с полным пониманием друг друга. Они говорили о Пушкине и других русских поэтах, о современном положении русского общества, о болезни духа, терзающей передовую молодёжь, обречённую на бездействие. Они говорили о том, какой должна быть поэзия, куда она должна звать читателя.
Белинский о Лермонтове: Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я его всегда желал видеть.
Б. Не многим удавалось увидеть Лермонтова таким: не раздражённым, не насмешливым, не колючим, каким он был среди своих светских знакомых.
В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое…
Кому принадлежит данное высказывание о Лермонтове?
Данным вопросом учитель не только вызывает к доске учащегося, готовившего индивидуальное домашнее задание № 2 Лермонтов в воспоминаниях И.С. Тургенева, но и предлагает рассказать о конкретной ситуации.
Примерный ответ учащегося: Тургенев красочно описал свои впечатления от двух встреч с Лермонтовым. Первый раз он увидел поэта в салоне знатной петербургской дамы – княгини Шаховской. Тургенев обратил внимание на то, что Лермонтов, одетый в мундир лейб-гвардии гусарского полка, не снял ни сабли, ни перчаток, , сидел сгорбившись и насупившись, глядя на гостей. В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ.У посетителей великосветских салонов Лермонтов вызывал неприязнь и страх.
Второй раз Тургенев увидел поэта в зале дворянского собрания на маскараде, устроенном под новый 1840 год. Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза.
Задание № 4. Анализ стихотворения Как часто пестрою толпою окружен…
Чувства, которые испытал Лермонтов на балу, он выразит в стихотворении КАК ЧАСТО ПЕСТРОЮ ТОЛПОЮ ОКРУЖЕН… (1840), которое было напечатано в журнале Отечественные записки с авторской датой 1 января. Недруги Лермонтова скоро поняли, что он служит ответом поэта царской дочери Марии Николаевне, говорившей с ним на новогоднем балу.
Известно, что Николай I хотел сделать Пушкина придворным поэтом. Холопом и шутом не буду и у царя небесного, - писал по этому поводу Пушкин. На первую же попытку царской семьи приблизить Лермонтова ко дворцу поэт ответил железным стихом, облитым горечью и злостью.
После выразительного чтения, учитель предлагает учащимся проанализировать данное стихотворение. Обобщающий этап анализа стихотворения проходит в форме письменной работы.
Какие два мира владеют чувствами лирического героя в стихотворении?
Определите ключевые образы мира реального. Какими способами его рисует автор?
Как характеризует реальный мир глагольная лексика?
1 и 2 строфы – это одно предложение. Какой смысл в таком синтаксисе?
Как меняется пространство текста во 2-ой строфе?
Каким предстает мир мечты, мир воображаемый? Каковы его ключевые образы? Почему в тексте описание воображаемого мира занимает больше места, чем описание мира реального?
Каково движение в поэтическом пространстве мира мечты? Каков доминантный образ мира мечты? Каковы его приметы?
Почему лирическому субъекту так важен, так нужен мир мечты?
Какова композиционная и смысловая роль последней строфы? Почему в ней опять появляется образ толпы? В чем её конфликт? Каким пафосом проникнуты финальные строки? Как это настроение подчеркивается элементами художественной формы?
Какова идея стихотворения? Может ли в обществе масок, лжи и пошлости взрасти духовность?
Задание № 5. После анализа стихотворения письменно составьте текст, используя данное клише.
Как часто, пёстрою толпою окружён… (1840)
Данное стихотворение можно отнести к (в-1: пейзажной лирике, гражданской лирике, философской лирике, любовной лирике). Поэта волнует проблема (в-1: отцов и детей, поиска смысла жизни, личности и общества, проблема активного служения обществу). Автор использует композиционный приём - _______, строя стихотворение на (В-1: сопоставлении, противопоставлении, обрамлении) двух миров: ______и ______. Пронзительно звучит мотив (в-1: борьбы, одиночества, смерти, любви). Идея стихотворения заключена в строках: __________.
Задание № 6. Самостоятельная работа.
Напишите вступительный фрагмент к статье, посвящённой анализу лермонтовского произведения.
Клише. Лермонтов… Стоит только произнести это имя, и в нашем сознании сразу же возникает целый мир ярких образов: _______ парус, плачущий (в-1: ветер, утёс, тополь, великан), оторванный бурей от родного дерева _______... Лермонтов смог отразить трагедию целого поколения, обречённого на угасание в холодной темнице времени. Не случайно его называют (в-1: сладкоголосым соловьём русской деревни, певучим эхом, глашатаем социальной бури, певцом потерянного поколения). Но печаль и скорбь никогда не могли заглушить в сердце поэта веру в красоту и силу человеческой души.
3. Итог урока. Так в чём же одна из причин трагического восприятия мира Лермонтовым?
4. Рефлексия Это я знал(а) до урока Это я узнал(а) на урокеХочу узнать
5. Домашнее задание. Чтение наизусть.