«Использование исследовательского метода обучения на уроках истории"»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование исследовательского метода обучения на уроках истории"»
Автор: Никитеева Оксана Геннадьевна

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ» Преподавание истории в школе должно быть интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого хочет добиться каждый учитель, идущий на свой урок. Он стремится к тому, чтобы ученики усвоили предлагаемый материал урока, разбирались в закономерностях и особенностях разнообразных исторических явлений, событиях, фактах. Но не менее важно для учителя и то, что происходит с самим учеником, как формируется его личность, как изменяются его интересы, поведение, черты характера. Через изучение исторических явлений каждый педагог учит школьников разбираться в разнообразии окружающего их мира, умели адаптироваться к условиям динамично развивающегося общества, выработали бы свои подходы к решению многих социальных проблем и трудностей. Наиболее полно этого удается достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников и их самостоятельную познавательную деятельность. Открывать, искать, исследовать – эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. Главная задача школы, учителя – научить ребенка учиться, помочь увидеть глубину изучаемого предмета, вовлечь учеников в творческий процесс решения самых разнообразных проблем. Многие истины могут остаться для ученика непонятными, если он не придет к ним своим путем, через свои открытия. Важно, чтобы этот поиск начинался на уроках, вот тогда и возникает естественная потребность в знаниях. А это во многом зависит от учителя, от тех технологий, форм и методов, которые он использует в своей деятельности. Метод исследования развивает познавательные способности ребенка, активизирует его мыслительную деятельность на уроках истории, обществознания. Изучая и активно внедряя исследовательский метод, можно повысить эффективность и результативность учебных занятий и достигнуть положительных результатов в работе.Метод исследования относится к творческому виду познавательной деятельности школьников. Ученические исследования основываются на активной самостоятельной работе школьников, на критическом восприятии разнообразных источников исторических знаний, они помогают учащимся освоить явления и события на теоретическом обобщённом уровне, учат осмыслению понятий и переживанию явлений и событий практическое применение.Слово «исследование» означает извлечение чего-либо из «следа», то есть восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, случайным предметам. В нём заложено представление о способности личности анализировать факты и прогнозировать ситуацию. Поэтому суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умения и навыки в жизни.Задачи исследовательской деятельности:
  • сформировать у учащихся интерес к познанию мира, к выявлению сущности процессов и явлений науки, техники, искусства, природы, общества, к учебно-исследовательской деятельности;
  • развивать у школьников умения и навыки, необходимые для проведения учебно-исследовательской деятельности, способности к самостоятельному творческому мышлению, умения использовать полученные знания на практике.
  • Основные виды учебно-исследовательской деятельности учащихся:
  • аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез и систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
  • проблемный: аналитическое сопоставление данных различных источников с целью освещения проблемы и проектирование вариантов её решения;
  • диагностико-прогностический: изучение, отслеживание и прогнозирование качественных и количественных изменений явлений, процессов;
  • эксперементально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результатов;
  • проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта – особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
  • Исследовательский метод состоит из различных методических приемов:
  • обучение приёмам наблюдения, создания образа;
  • формирование умения выделять главное в событиях, явлениях;
  • обучение сравнению, обобщению;
  • формирование умений синтезировать, проектировать, моделировать;
  • формирование умения альтернативного осмысления событий и явлений;
  • обучение умению планировать познавательную деятельность.
  • При организации исследовательской деятельности учащихся необходимо так устроить работу, чтобы дети ненавязчиво усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:
  • мотивация исследовательской деятельности;
  • постановка проблемы;
  • сбор фактического материала;
  • систематизация и анализ полученного материала;
  • выдвижение гипотез;
  • проверка гипотез;
  • доказательство или опровержение гипотез.
  • Проект «Край, в котором мы живём» Тип проекта: исследовательский, интегрированный (история, биология, литература, русский язык, география), средней продолжительности (1 месяц), групповой и индивидуальный. Задачи проекта:
  • собрать информацию об условиях проживания людей на территории Алтайского края в период I половины истории XIX века;
  • узнать больше о флоре и фауне города Бийска;
  • познакомиться с традициями, национальными играми, одеждой, местным фольклором.
  • Практический результат проекта: альбом «Мой край» Проект «Мое генеалогическое древо» Тип проекта: исследовательский, индивидуальный, средней продолжительности (3 недели). Задачи проекта:
  • формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;
  • знакомство с новыми фактами из истории семьи;
  • выявление типичных особенностей семей различных поколений (количество детей, наиболее популярные имена, род занятий);
  • обучение составлению родословного древа или таблицы.
  • Практический результат проекта: составление собственного генеалогического древа. Презентация может проходить в форме конференции «Моя родословная», где в роли исследователей-специалистов в области генеалогии выступают учащиеся, подготовившие проект. Участники делают мини-сообщения, а также обмениваются мнениями, выясняя, кому удалось собрать больше информации об истории своей семьи (по числу поколений, по датам рождения, по объему собранной информации).На местном материале раскрывается участие наших земляков в важнейших исторических событиях, показывается хозяйственное, экономическое и культурное значение края в развитии нашего государства, в укреплении его могущества, что способствует патриотическому воспитанию молодежи.