Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»
Автор: Кадирова Гюльбике Ахмедовна

Наглядно-дидактическое пособиедля родителей и педагоговпо ознакомлению детей со звуковым строением слова«Ступеньки грамоты»(схемы для звукового анализа слов)Разработчик:воспитательКадирова Г.А.От автораЗдравствуйте, уважаемые родители и педагоги!Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучениюграмоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письменная речь формируется на базе устной. Апервыми шагами к обучению грамоте является не знакомство с буквами, аусвоение звуковой системы языка.Все мы знаем «народное» правило русского языка: «как слышится, таки пишется». А если ребенок не произносит звук правильно, то вряд ли стоитрассчитывать на то, что он правильно напишет. Поэтому необходимообращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и наумение ребенка выделять, слышать звуки в слове.Этот навык вырабатывается в ходе регулярной работы как нас -педагогов в детском саду, так и Вас - родителей дома.С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательноинтонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные исогласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуковогосостава слова.Так что же такое звуковой анализ слова?Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку иих характеристика (гласный – согласный, мягкий - твердый).Звуковая схема слова – это последовательность квадратиков(кружочков) – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.Как выполнять с ребенком звуковой анализ слова?Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыделением каждого звука.Например, сделаем звуковой анализ слова ДОМ:1. Выделим голосом первый звук:ддд-ом – первый звук [д] – он согласный, твердый - обозначим егосиний фишкой.2. Выделим голосом второй звук:д – ооо – м - второй звук [о] – он гласный – обозначим его краснойфишкой.3. Выделим голосом третий звук:до – ммм - третий звук [м] – он согласный, твердый – обозначим егосиней фишкой.В слове ДОМ 3 звука: 2 согласных и 1 гласный.Согласные звуки [д] и [м].Гласный звук [о].Назовем звуки по порядку: [д], [о], [м].Подсказка для родителейПризнаки гласных звуков- произносятся с голосом, тянутся, поются;- при произношении гласных воздух, выходящий изо рта, не встречаетпреград;- все гласные звуки обозначаются фишкой красного цвета.Признаки согласных звуков- произносятся с шумом;- при произношении согласных звуков воздух, выходящий изо рта припроизношении, встречает преграду в виде языка, зубов и губ;- согласные звуки обозначаются: твердый согласный – фишка синегоцвета, мягкий согласный – фишка зеленого цвета.Уважаемые родители, помните: звук – мы слышим и произносим, абуквы мы пишем и читаем, звуки бывают гласными и согласными.Гласных звуков шесть: [а], [у], [о], [и], [э], [ы]Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы - соответствуют звукам и четырейотированные, которые обозначают два звука: Я-[йа], Ю-[йу], Е-[йэ], Ё-[йо].Всегда твёрдые согласные: [ж], [ш], [ц].Всегда мягкие согласные: [й], [ч], [щ].Знаем, Вы сейчас скажите, что согласные звуки бывают еще звонкие иглухие, но мы в детском саду эти представления детям не даем. Однако еслиВы желаете усложнить задания детям и точно знаете, что Ваш ребеноксправится, то конечно же можете дать детям и эти понятия. Звонкий илиглухой звук дети определяют, положив руку на горло. Если во времяпроизнесения звука «горло звенит» - звук звонкий, а если «не звенит» -глухой. А чтобы на схемах это выразить зрительно, то на фишках, которыеобозначают согласный звук, вы можете нарисовать колокольчик.И помните, ВАЖНО правильно произносить согласный звук -отрывисто, без гласного призвука [н], а не [нэ], [с], а не [сэ].Надеюсь, что разработанное нами пособие поможет Вам в работе поознакомлению детей со звуковым строением слова.Желаю Вам и Вашему ребенку успехов при обучении грамоте! Суважением, Гаин Инна Викторовна.Схемы для звукового анализа слов для индивидуальной работы с детьмиФишки- красная фишка символ гласного звука- зеленая фишка символ согласного мягкого звука- синяя фишка символ согласного твердого звука