«Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения»
Автор: Рудченко Ольга Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 33» г. Ростова-на-Дону Методическая разработка«Развитие мелкой моторикиу детей среднего дошкольного возрастачерез пальчиковые игры и упражнения» Разработал: Рудченко О.А Воспитатель МБДОУ № 332024 г«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия детского разума.А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»В.А. СухомлинскийАктуальностьКаждый воспитатель знает, что чем выше двигательная активность каждого ребенка, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, а также занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук необходимы для развития детей среднего возраста.Цель: Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возрастачерез пальчиковые игры и упражненияЗадачи:1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей среднего дошкольноговозраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.2. Способствовать улучшению координации и точности движений руки иглаза, гибкости рук, ритмичности, общей двигательной активности.3. Развивать речь детей, воображение, логическое мышление, произвольноевнимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.4. Совершенствовать условия предметно-развивающей среды группы дляразвития мелкой пальцевой моторики детей среднего дошкольного возраста.Формы работы и методыС психологической точки зрения дошкольное детство являетсяблагоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не испорчено стереотипами, оно более независимо. составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой.Формы работы:— совместная деятельность воспитателя с детьми;— индивидуальная работа с детьми;— свободная самостоятельная деятельность самих детей.Методы и приемы работы:- Массаж кистей рук- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками- Пальчиковый театр- Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природногоматериала (семена, крупы, ракушки и т. д.)- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой,свечкой и т. д.- Конструирование: работа с конструктором ЛЕГО- Различные виды аппликаций- Рисование по трафаретам- Штриховка- Лабиринты- Дидактические игры- Шнуровка- Игры с мелкими предметами- Пазлы, мозаика.Нетрадиционные формы работы:Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый,природный, хозяйственно-бытовой.Пальчиковые игры и упражнения, развивающие мелкой моторики удетей среднего дошкольного возраста.Пальчиковые игры:1. Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.2. Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно«рассказывать» целые истории!3. Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умениеуправлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошуюподвижность, гибкость, исчезает скованность движений.4. Помогают в игре формировать элементарные математические представления.5. Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.6. Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: иположение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.7. Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения междудетьми, а также между взрослым и ребёнком.Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день.
  • использование развития мелкой моторики в организованной образовательной деятельности
  • Использование пальчиковой гимнастики с предметами и с сопровождением стихотворной речи.- Су- Джок терапия- Игры с прищепками ( ежики, солнце, елочки), гирлянда из прищепок, ожерелье - Упражнение с использованием граненых карандашей ( Моторчик)- Скручивание лент атласных- Выкладывание фигур из счетных палочек.2. использование развития мелкой моторики в организованной образовательной деятельности.- работа с бумагой - в аппликации (использование техник объемной и отрывной аппликации)- в лепке использование разнообразных материалов (пластилин, тесто, глина)- в рисовании применение разнообразных изобразительных материалов и инструментов (акварель, тушь, уголь, перо, кисти разных размеров, трафареты, ватные палочки).- работа со шнуркамиЗаключениеБлагодаря работе по развитию мелкой моторике пальцев рук,навыки детей станут более совершенными. Кисть руки детей приобретутгибкость, уменьшиться скованность движений, движения станут более координированными , работа по развитию мелкой моторики всегдаположительно влияет на речь детей, они станутлучше проговаривать слова, четче произносить звуки.Список литературы:1.Обреимова Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков/ Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин.- М.: Академия, 2000.- 414 с.2.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,2007.3.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. –М.: ТЦ Сфера, 2006.4.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом«Литера», 2006.5.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.6.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.7.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитиемелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.Электронные ресурсы:1.Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.baby2000.ru/um/motorika.html2.Развитие мелкой моторики [Электронный ресурс]. – Режим доступа:e&id=130&Itemid=132