Кризис детского самостоятельного чтения в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кризис детского самостоятельного чтения в начальной школе
Автор: Зуйкова Алёна Игоревна

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. КОЗЬМЫ МИНИНА»Факультет психологии и педагогикиКафедра практической психологииОбразовательные и профессиональные стандартыДоклад по теме: «Формы взаимодействия педагога - психолога с родителями»Работу выполнили Студентки группы ПСВ-23-2Зуйкова А.И.Смирнова П.А.Селезнёва Т.В.Преподаватель: Бичева Ирина Борисовнаг.Нижний Новгород, 2024 г.Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как "связь с родителями", "работа с родителями" из ценностно-нейтральной формулировки "семья и школа". Целью взаимодействия психолога с родителями является создание социальнопсихологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания, создания ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам обучения и развития ребенка, формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействия взрослых. Цель представлена в более конкретных задачах:
  • согласование действий родителей и психолога по адаптации и социализации школьников;
  • обеспечение психологического благополучия в кризисно значимые моменты школьной жизни;
  • сотрудничество в формировании положительной мотивации учения у учащихся;
  • совместное формирование ценностных ориентаций в сфере науки, искусства, профессиональных интересов;
  • выявление одаренности и развитие способностей ребенка; совместное предупреждение асоциального поведения подростков; и др.
  • Цель и задачи работы психолога с родителями связаны с насущными проблемами школы. При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности, конфиденциальности. Эффективная организация работы с родителями предполагает опору на следующие основополагающие принципы:
  • Первый – обеспечение эмоциональной безопасности для родителей.
  • Второй – это открытость и конгруэнтность психолога, умение избежать негативного переноса в отношении родителей.
  • Третий – необходимость мотивирования родителей к взаимодействию с психологом различными способами.
  • Взаимодействие с родителями строится педагогом-психологом в соответствии со следующими принципами:
  • высокий профессионализм;
  • индивидуальный подход;
  • сотрудничество, а не наставничество;
  • динамичность;
  • доброжелательность и уважение к родителям и их детям;
  • обеспечение предельной конфиденциальности и эмоциональной безопасности;
  • открытость и конгруэнтность психолога;
  • мотивирование родителей к взаимодействию с психологом различными способами;
  • системность в работе, выражающаяся в актуальности, последовательности и логичности работы со всеми участниками образовательного процесса, сотрудничестве с родителями на всех ступенях школьного обучения детей;
  • приоритет активных методов взаимодействия: дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга, использование психотерапевтических методов (релаксации, визуализации, элементов арт-терапии, сказкотерапии и т.п.). Модель взаимодействия психолога и родителей.
  • Модель оптимального сотрудничества между школьным психологом и родителями, отражающая все возможные направления работы психолога с родителями, обобщенные и классифицированные по признаку сущности психолого-педагогического вмешательства и характеризующая общие тенденции взаимодействия семьи и школы. Модель взаимодействия школьного психолога с родителями может быть представлена в виде трех основных направлений – кризисное вмешательство, психопрофилактика и развитие и обучение (разработана Н.О.Зиновьевой). Модель взаимодействия организуется на следующих принципах:
  • Принцип личностного целеполагания и учета индивидуальных возможностей школьников.
  • Принцип свободы выбора образовательной траектории. В процессе образования взаимодействие позволяет вводить альтернативные подходы, позиции, точки зрения.
  • Принцип образовательной рефлексии предполагает активное осмысление образовательногопроцесса всеми субъектами: педагогами, родителями и детьми.
  • Принцип сочетания общественных потребностей зрелой личности и возможностей, которые создают образовательные учреждения и семья для их реализации.
  • Принцип научного обеспечения процесса выявления индивидуальных задатков и склонностей детей и мониторинга за процессом самореализации личности ребенка.
  • Суть взаимодействия родителей и педагогов школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Взаимодействие психолога с родителями позволяет решать задачи в нескольких направлениях:
  • Научно-исследовательском (Изучение законов обучения взрослых (родителей). Разработка оптимальных методов и форм совместной работы. Научное обоснование и оперативная разработка психодиагностических, профилактических и коррекционноразвивающих программ).
  • Прикладном (Использование психологических знаний родителями в сотрудничестве с психологом по изучению закономерностей развития детей. Повышение психологической компетентности родителей).
  • Практическом абота с родителями по решению конкретных проблем ребенка, используя имеющиеся на сегодняшний день научные знания, методы, психологические закономерности. Изучение проблем ребенка во взаимоотношениях со школой может стать дополнительным поводом для самоосознания и личностного роста родителей, развития самоконтроля, рефлексии и др., в целом способствовать укреплению сотрудничества).
  • Основная идея организации работы с родителями заключается в следующем: помочь развитию личности ребенка и родителей путем снятия ограничений и освобождения потенциала. Эта идея изменения выражается в различных терминах: развитие, рост, актуализация, интеграция и в целом представляет собой "некий общепризнанный ценностный конструкт, отражающий реинтеграцию личностного "Я" на основе нового опыта и готовности к восприятию нового опыта" (А. Ф. Бондаренко). При взаимодействии с родителями психолог соблюдает принципы доброжелательности и уважения к родителям и их детям, логичности, доступности конфиденциальности. Можно выделить три основных направления работы, представляющих собой логично выстроенную систему:
  • Диагностика семьи.
  • Консультирование семьи.
  • Просвещение родителей.
  • Выявлены основные направления взаимодействия школьного психолога с родителями, структурированные по типу психолого-педагогического вмешательства:
  • Кризисное вмешательство.
  • Психопрофилактика.
  • Развитие и обучение.
  • При анализе соответствия реального взаимодействия психолога с родителями и спроектированной модели оказалось, что наибольший удельный вес в деятельности психолога занимают кризисное вмешательство и психопрофилактика, наименьшее – развитие и обучение. Причины обращения родителей за неотложной помощью к психологу и за психопрофилактической помощью оказались практически одинаковы – эмоциональная неустойчивость их ребенка и ухудшившаяся успеваемость. В спроектированной модели представлен развивающий подход во взаимодействии школьного психолога с родителями, реализующийся через специальным образом организованные родительские тренинги, представляющие собой активную форму обучения умениям и навыкам воспитания, вовлекающие родителей в игровую деятельность, моделирование поведения, выполнение упражнений. Основные методы работы педагога-психолога с родителями: Информационные:
  • информационные тексты;
  • устные информационные сообщения; информационные лекции.
  • Проблемные:
  • проблемные лекции;
  • работа школьного родительского клуба;
  • детско-родительские мероприятия; тренинги.
  • Формы взаимодействия с родителями.
  • Совместные занятия детей и родителей в рамках творческих мастерских, клубов, студий, лабораторий.
  • Круглые столы, на наш взгляд, это эффективная форма работы по установлению партнерских отношений между родителями и психологом.
  • Семейные консультации, тренинги, ролевые игры, проводимые под руководством педагога-психолога.
  • Эффективность взаимодействия психолога и родителей «Совместная деятельность разных людей – это проблема, напоминающая эффект Вавилонской башни» (Г. П. Щедровицкий), с попыткой выстроить систему взаимопонимания и продуктивного взаимодействия. А это требует если не прямого совпадения мотивов, то хотя бы их гармонии. Обратим внимание на несколько важных моментов взаимодействия психолога с родителями, учёт которых позволяет повысить заинтересованность родителей в совместной работе. Равноправные партнерские отношения. Преобладание контрольно-оценочных действий психолога может оттолкнуть родителей от взаимодействия с психологом. Позитивная информация. Практически каждый из родителей имеет свою точку зрения. Он рассчитывает на то, что его услышат, а предложения встретят заинтересованно. Психолог может дать родителям достоверную информацию о позитивных изменениях в поведении ребенка, об улучшении его взаимоотношений с классом, педагогом. Именно такая позитивная информация стимулирует родителей на дальнейшее улучшение отношений с ребенком и психологом. Непосредственно видимые результаты действий повышают интерес к совместной работе. Новизна информации. Родители остро реагируют, если их старания и полученные результаты приводят к тому, что их больше загружают. Так "убивают" инициативу. Свобода выбора (пространство для инициативы) – необходимое условие успешного общения с педагогом и психологом. Если информация примитивна, ниже возможностей или уровня развития родителей, интерес пропадает. Нетрадиционные формы работы с родителями
  • Интерактивные тренинги.
  • Родительские чтения.
  • Родительские вечера.
  • Интерактивные тренинги для родителей помогают выработать родителями механизмы и принципы эффективного взаимодействия в отношениях с ребенком. Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские вечераформа работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Родительский ринг – это возможность обсудить различные ситуации в воспитании учащихся, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. Психологический квест – это современная организация мероприятия; его основа – достижение поставленной цели через преодоление некоторых заданий, шаг за шагом; благодаря необычному формату мероприятия каждый участник должен будет проявить активность; мероприятие носит не только развлекательный характер, но и развивающий. Кейс (от англ. сase) – это описание конкретной ситуации или случая в какой-либо сфере: социальной, экономической, медицинской и т. д. Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или противоречие и строится на реальных фактах. Соответственно, решить кейс– это значит проанализировать предложенную ситуацию и найти оптимальное решение. Формы взаимодействия педагога-психолога с родителями 1. Разгадайте ребус. (взаимодействие) 2.Игра «Ассоциации» (слово «взаимодействие»). Со словом «взаимодействие» ассоциируются слова: поддержка, 3. Мини беседа. Вспомните символ психологии. Он каким-то образом символизирует взаимодействие? Является союзом трех первоэлементов — воздуха, воды и земли. По мнению А.А. Леонтьева, «взаимодействие – это процесснепосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную связь» В словаре русского языка С. Ожегова понятие «взаимодействие» определяется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. В настоящее время всё чаще заходит разговор о трудностях взаимодействия с родителями. Вы, конечно, знакомы с фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать».От школьного психолога ожидают решения всех проблем в тот же день, как по мановению волшебной палочки («он же психолог!»). Пришло время в этом разобраться. 4.Короткий квиз-тест.
  • Согласны ли Вы с тем, что психолог – волшебник, и он знает все, непременно должен выдать тотчас готовое и эффективное решение на любую проблему?
  • (На самом деле практикующий психолог вообще не должен никому указывать, что и как делать – только подсказывать, помогать человеку самому найти выход из ситуации).
  • Верно ли, что психолог сродни психиатру: поставит на учет, предупредит учителей? (Психолог лишь оказывает поддержку, помогает выбрать профессию, учит эффективным приемам общения и решения проблемы, помогает познавать себя).
  • Согласны ли Вы с тем, что направление к психологу – это самая распространенная "пугалка" всех родителей, т.к. психолог любую проблему ребенка припишет родительскому недосмотру?
  • (Нет, психолог не будет обвинять родителей во всех смертных грехах. Любая проблема имеет целый комплекс причин. Задача психолога разобраться, почему так произошло, объяснить родителям, что случилось с их ребенком и помочь им найти выход из сложившейся ситуации).
  • Верно ли, что психолог может «перепрограммировать» ребенка, и он станет таким, каким нужно родителям?
  • (Ребенок уникальная и неповторимая личность, пытаться изменить его – значит идти против природы).
  • Согласны ли Вы с тем, что психологом может быть любой человек – подружка, мама, соседка, старшеклассница?
  • Конечно, совет близких людей может нам помочь справиться с трудной ситуацией. Но зачастую этого мало, и нужен взгляд со стороны от человека, который не только не вовлечен в нашу жизнь, но и владеет инструментом психологической помощи. Почему же возникают трудности во взаимодействии психолога и семьи? Для ответа на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению пришел в школу поговорить о своем ребенке. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки воспитания, но очень часто им не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить проблемы. Возникает необходимость организации эффективного взаимодействия психолога с родителями. «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех». американский промышленник Существует несколько характеристик стилей взаимодействия. 6.Как вы считаете, с какими стилями взаимодействия приходится сталкиваться педагогу- психологу в работе с родителями? Перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Коренные изменения в образовании, становление обновленной школы, демократичной, открытой, гуманной, развивающейся, требуют нового осмысления проблемы сотрудничества, совместной деятельности с родителями. Как придти к сотрудничеству? 6. Упражнение «Недетские запреты». Каким мы часто хотим видеть своего ребенка?! Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, – то, что участники чаще всего говорят ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Рот – чтобы не ругался и не кричал. Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, чтобы не плакали. Уши – чтобы не слышали лишнего. Руки – чтобы не дрались. Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании. Душу – чтобы не страдала. После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), ведущий обращается к участникам с вопросами: Что может такой человек? Выражать свою мысль? – Рот скован! Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – Снижена возможность реагировать – глаза закрыты! Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – Руки связаны! Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – Страх, скованность движений! Сочувствовать, радоваться, доверяться? – Душа «молчит», скована! После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается, но дается установка как действовать. Например: «Не кричи – говори спокойно».
  • Читаем тексты.
  • Л. Рыбина «Обнять, прижать, потормошить…» Е. Агашкова «Ремень по наследству». Обсуждение текстов и составление вопросов для организации и проведения родительского ринга.
  • Мишень.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе // Педагогика, №4, 19962. Лосева В.К. Рисуем семью. Диагностика семейных отношений М., 19953. Нечаев М.П. Управление развитием воспитательной системы школы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011