"Развитие математических способностей учащихся с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие математических способностей учащихся с ОВЗ"
Автор: Редникова Алевтина Павловна

Тема: Развитие математических способностей учащихся с ЗПР. В школу приходят очень разные дети и по характеру, и по уровню развития и подготовки. И часто учитель вынужден ориентироваться на уроке на среднего ученика. Но в каждом ученике необходимо разглядеть его потенциальные возможности, научить испытывают радость от умственного труда, привить любовь к математике. Академик М.А. Лаврентьев говорил: «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека». Учитель начальных классов – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют ему самое дорогое, что у них есть – своих детей. Задача учителя и школы - научить учиться, поддержать ребенка и развить его способности. Я ставлю перед собой задачу – помочь каждому ребёнку наиболее полно раскрыть его природные задатки, потребности и интересы, постоянно наращивать его творческий потенциал, прививать навыки самостоятельной научно – познавательной деятельности. Работа по развитию математических способностей у детей предполагает следующие моменты:
  • Выявление потенциал ученика, опираясь на проведение диагностических измерений, беседы и анкеты с родителями, наблюдение за работой детей на уроке.
  • Изучение индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика, его интересов, разработка индивидуального образовательного маршрута.
  • Развитие творческих способностей на уроках;
  • Развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская и проектная работа);
  • Создание условий для всестороннего развития ученика.
  • Лучше всего это возможно реализовать на уроках математики. Именно этот предмет вырабатывает умение учиться, развивает познавательную активность, самостоятельность, ответственность, интеллектуальные способности. Прежде всего на уроке детям должно быть интересно. «Интерес - как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями» (Л.С. Выготский) С целью формирования у учащихся интереса к этому предмету, успешного интеллектуального развития и формирования положительной мотивации использую на уроке игровые моменты, развивающие и творческие задания, кроссворды, ребусы, викторины, математические стихи и сказки. Использование опорных схем, таблиц, алгоритмов рассуждений, приёма комментирования позволяет включить в активную работу на уроке всех детей, снимает напряжение во время ответа, развивает самоконтроль и самооценку. Стараюсь на уроке создать такие условия, которые обеспечивали бы любому ребёнку ситуацию успеха в учебной работе, когда знания получаются в результате личного интереса, наблюдения, размышления над проблемой, важной именно для этого ученика. Слова древнего философа «расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я научусь» считаю педагогическим кредо своей деятельности. Кроме того необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять каждого ребенка за любые оригинальные идеи, не сдерживать инициативу ученика, не делать за него то, что он может сделать самостоятельно. Работа на уроке традиционно начинается с устного счёта, в который включены задания на развитие внимания, памяти, логики, мышления. Обязательно даются задания повышенной сложности и задания «вперёд». Найди отличияВспомни состав числа Расшифруй и зашифруй словаПри отработке вычислительных навыков даются не просто примеры, а предлагаются числовые лабиринты, кроссворды. Особую роль на уроке математики занимают задачи. В ходе формирования  умения решать задачи у детей развивается логическое мышление, речь, творчество, волевые качества. Кроме задач из учебника на уроке систематически использую задачи с недостающими данными:Сколько кустов красной смородины росло в саду, если их было на 12 кустов больше, чем чёрной смородины?задачи с лишними данными:На первой полке лежало 30 книг, на второй 10 книг, а на третьей на 5 книг больше, чем на первой полке. Сколько книг лежало на третьей полке?● задачи с несоответствующими величинами:Марина собирала ягоды в саду. Она набрала две литровые банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша?задачи с числовыми данными, не соответствующими смыслу задачи:В автобусе ехало 36 человек. Сколько человек осталось в автобусе после того, как на остановке вышли 39 человек?При решении задач детям предлагаются индивидуальные карточки. Для расширения кругозора данные для задач часто подбираю из справочников, энциклопедий, интернета, использую метапредметный подход в обучении. Один бумажный пакет невидимки-микробы «съедят» за 2 года, полиэтиленовый пакет они будут «есть» на 18 лет дольше. За сколько лет невидимки «съедят» полиэтиленовый пакет?В Российской Арктике обитает 90 видов птиц, а млекопитающих – на 70 видов меньше. Сколько видов млекопитающих обитает в Арктике? Часто на уроке математики использую парную и групповую работы. Эта форма работа позволяет каждому ученику быть в центре внимании, почувствовать свою значимость, вести за собой отдельных учеников и весь класс. Широкие возможности для развития даёт проектная деятельность по предмету. Ученику предлагается самостоятельно или в группе поработать над интересующим его вопросом, самому выстроить свою работу и завершить ее выступлением. Такая форма работы позволяет ученику качественно углубить знания, раскрыть свои способности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, помощником, направляющим поиск решения проблемы. Большое внимание придаю вовлечению всех детей во внеурочную работу по математике. Важной формой работы в моей практике являются олимпиады и различные конкурсы по предмету. В классе провожу математические конкурсы «Самый умный», «Знаток задач», «Эрудит», веду математический кружок «Юный интеллектуал». Все дети активно участвуют в дистанционных компьютерных олимпиадах и конкурсах. Ежегодно провожу недели математики. Это стимул к самостоятельной деятельности, возможность получения новых знаний по предмету и их применения. Учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах, «КВН», классных и общешкольных олимпиадах. Мои ученики любят уроки математики, успешно учатся в среднем звене.