Особенности формирования ВПФ у дошкольников с ОНР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования ВПФ у дошкольников с ОНР
Автор: Шакирова Наиля Мударисовна

Особенности формирования ВПФ у дошкольников с ОНРОдним из нередко встречающихся вариантов отклонения в развитии ребенка является общее недоразвитие речи (ОНР). Под общим недоразвитием речи у детей (с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимают такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы; словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи.У них недостаточно сформирована моторная сфера. Они с трудом овладевают тонкими дифференцированными движениями пальцев рук; отличаются неловкостью, плохо координируют свои движения. Главным признаком того, что у малыша может быть нарушение речи – это повышенная активность или апатичность, заторможенность.Вопрос о формировании высших психических функций у детей с нарушениями речи достаточно актуален, это связано с тем, что чем больше выражено недоразвитие речи, тем более значительны отклонения в развитии других психических функций.Успешное обучение детей с патологиями в нервно-психическом развитии, их адаптация в школе и социуме зависит от раннего выявления нарушений в познавательной деятельности. Развитие речи взаимосвязано со становлением психики, интеллекта, сенсорных функций и моторики.Как показали работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых, человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даются детям от рождения. Они формируются под воздействием целенаправленного воспитания и обучения, условий его жизни в социуме. Поэтому, физиологическим субстратом человеческих психических свойств являются не врожденные нервные механизмы, а прижизненно формирующиеся функциональные системы.Все психические процессы и у детей — внимание, воображение, память, мышление — развиваются при обязательном участии речи.У детей с нарушениями речи при отсутствии нужных коррекционных мероприятий, возможное, замедление интеллектуального развития. При наличии у ребенка дефекта речи нарушаются коммуникации с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно сужается, темпы развития мышления замедляются.Принцип связи речи с другими сторонами психического развития ребёнка одной из первых выдвинула Р. Е. Левина. Нарушения речевой деятельности приводят к задержанному развитию высших психических функций. Это отражается на продуктивности мыслительных операций и на развитии познавательной деятельности. Кроме того, речевое нарушение накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Это все тормозит становление его игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в развитии общего психического состояния, и затрудняет переход к более организованному учебному процессу. Восприятие    Для лиц с расстройствами речи характерны агнозии различной модальности. Предметная агнозия может выражаться в нарушении целостного восприятия предмета, отсутствии узнавания реальных объектов, трудностях опознания контурных изображений в зашумленных условиях, при наложении их друг на друга. Симультанная агнозия проявляется в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов, охвата ситуации в комплексе. Тактильные расстройства проявляются в трудности оценки расположения частей собственного тела. Кинестетическая апраксия может проявляться как самостоятельное расстройство движений, при котором дети теряют тонкую дифференцированность в отношении предмета, либо при воспроизведении по заданному образцу позы пальцев руки.     Нарушения отмечаются как в импрессивной так и экспрессивной речи. Детям тяжело произвести акустический анализ ритмических структур: восприятие, удержание в памяти и воспроизведение по образцу ритмов.     Ребенок с алалией не сразу воспринимает звук, обращенную к нему речь. У него замедленно слуховое восприятие. Колебания слухового восприятия отмечаются на всех этапах развития.     Память     У воспитанников снижена вербальная память, продуктивность запоминания. Дошкольники забывают сложные инструкции, заменяют элементы задания, путают последовательность заданий. Отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.     Кратковременная слуховая память соответствует нормальному развитию. Наблюдается нарушение оперативной памяти. Моторная память у дошкольников с нарушением речи развита лучше, чем зрительная и слуховая. Смысловая память преобладает над механической. Процесс опосредованного смыслового запоминания у детей с нарушениями речи сформирован хуже, чем у нормально развивающихся сверстников. Для запоминания воспитанникам с нарушениями речи необходимо большее число повторений, чем здоровым дошкольникам. Детям трудно длительное время удерживать в памяти слуховую информацию и воспроизводить ее. Им необходима помощь педагога в виде подсказок. Воспроизведение отличается частыми перестановками и пропусками слов.    ВниманиеИсследователи отмечают, что у детей с нарушением речи снижены различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, не могут сохранять произвольное внимание на протяжении всего занятия. У них отмечается неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, ограниченные возможности в его распределении. Из-за своей невнимательности дети допускают большое количество ошибок при выполнении задания включения и концентрирования внимания, неустойчивость и слабое распределение, повышенная отвлекаемость, истощаемость, порывистость внимания. Объем внимания у детей с алалией находится на более низком уровне по сравнению с нормально развивающимися воспитанниками.          Мышление     Наблюдается низкий уровень понимания словесной инструкции. Словесно-логическое мышление ниже возрастной нормы. Они испытывают затруднения в классификации предметов, обобщении явлений, признаков. Суждения бедны, умозаключения отрывочны, логически не связаны друг с другом. Из-за быстрой утомляемости дошкольники плохо воспринимают учебный материал. Дети обнаруживают бедный круг знаний об окружающем мире, они не знают названий животных и их детенышей, частей тела, предметов мебели, свойств материалов.В наибольшей степени мышление страдает при системных нарушениях речи – алалии, препятствующей его развитию и афазии, затрудняющей его проявление.   При алалии своеобразно формируется речевое мышление. Оно характеризуется бедностью логических операций, снижением способности к символизации, обобщению, абстракции. Снижение уровня обобщений проявляется в игровых действиях, несформированности ролевого поведения, навыков совместной игры (особенно сюжетно-ролевой). Для продолжения действий дети требуют стимуляции, побудительной инструкции. Воображение     Творческие способности детей с ОНР имеют низкую продуктивность. Дошкольники часто прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Такие параметры воображения как беглость, гибкость, оригинальность являются более бедными по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Наблюдается ограниченность в выборе тем для рисования. К особенностям воображения воспитанников с нарушением речи относятся:- снижение мотивации в деятельности;-снижение познавательных интересов;-бедность запаса общих сведений об окружающей действительности;- отсутствие целенаправленности в деятельности;- несформированность операционных компонентов;-сложность в создании воображаемой ситуации;-недостаточная точность предметных образов- представлений;-непрочность связей между зрительной и вербальной сферами;-недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.    Речь играет исключительно важную роль в формировании высших психических функций у ребенка и отклонение в ее развитии, либо ее нарушение, как правило, являются признаками серьезных изменений состояния ЦНС. Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом.