Путешествие в страну Математики


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Путешествие в страну Математики
Автор: Дубровская Ольга Владимировна

Занятие
по математическому развитию в старшей группе
Путешествие в страну Математики
Интеграция образовательных областей:Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие
Технологии: игровые, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные.
Планируемый результат:систематизированы элементарные математическиепредставления у детей.
Цель:систематизацияэлементарных математических представлений у детей.
Задачи:
образовательные - формировать навыки вычислительной деятельности: упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 10, вразборе числа по составу, в установлении равенства между числами;закреплять умение различать и правильно называть геометрические фигуры,совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и на листе;
развивающие - развивать познавательные интересы, умение аргументировать свои высказывания;
воспитательные - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку работать сообща.
Оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук; презентация Страна Математики; книга Путешествие в страну математики с героями сказок; магнитная доска; магниты для доски, указка; корзинка с цветами;
Оборудование для воспитанников: раздаточный материал Состав числа; игровое поле для геометрических фигур; блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, квадрат Воскобовича, сундучок с чупа-чупсами .
Предварительная работа:
чтение сказок русских и зарубежных авторов, отгадывание загадок по сказкам. Составление числового ряда от 1 до 10, ДУ Засели жильцов (состав числа), Назови соседей, Больше – меньше; ДИ с палочками Кюизенера, Строительство домов, Дачный поселок и др.; графические диктанты.
Ход занятия:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
(Дети садятся на стульчиках полукругом. Звучит музыка В гостях у сказки Воспитатель обращает внимание детей на новую книгу).
Воспитатель:Посмотрите, ребята. У нас появилась новая книга. Хотите я вам её почитаю?
Дети:Да (воспитатель читает детям присказку).
В некотором царстве, в Математическом государстве, жили-были числа - красивые, с хвостиками и закруглениями, с прямыми и наклонными палочками, стройные и ровные. Имена у них были самые разные: один, два, три, четыре, пять и другие. Для обозначения чисел на письме служили цифры: 1, 2, 3, 4, 5 и другие. Жили себе числа, не тужили, с разными героями сказок дружили…
Воспитатель: Ребята, какие сказки вы знаете, в названии которых встречаются числа? (ответы детей: Волк и семеро козлят, Цветик-семицветик, Три медведя, Белоснежка и семь гномов, 12 месяцев, Три поросенка и др.).
Воспитатель: Все эти герои встретятся в нашей новой книге. Читаем дальше (воспитатель пытается продолжить читать сказку).
Воспитатель:Что такое? Странички книги пустые, сказочные герои потерялись. Давайте поможем персонажам вернуться в страну Математики в свои сказки. Если мы пройдем математический лабиринт, они окажутся на своих местах.
Воспитатель:Как можно быстро добраться до волшебного лабиринта? (машина, самолет и т.д.)
До лабиринта мы долетим на самолете, а сделаем его из квадрата Воскобовича (дети подходят к столам, при помощи квадрата выполняют задание Самолет.
Для взлёта надо считать в обратном порядке, как при запуске - 10,9,8,.... 0. Полетели!!! (самолет взлетает на экране).
Воспитатель: Вот мы и приземлились на лесной опушке у лабиринта (на экране лесная опушка). И у нас первое задание: мы должны построить крепкий дом, затем узнаем, какие герои вернутся в сказку.
Задание №1. Конструирование дома. Палочки Кюизенера.
-Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат.
- Чем гордится квадрат? (у квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)
- Что мы построили у дома этим квадратом? ( стены, пол, потолок)
- Дальше строим крышу из трёх синих палочек.
- Какой формы получилась крыша у дома? (треугольной формы)
- Как вы поняли, что это треугольник? (потому что есть 3 угла)
- Чего не хватает на крыше? (на крыше нет трубы)
- Постройте трубу красного цвета из 1-ой палочки.
- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (у дома есть окна и двери)
- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте в доме окно.
- Какой формы получилось окно? (окно получилось прямоугольное)
- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые).
- Теперь поставим дверь, возьмите одну бордовую палочку и поставьте её с правой стороны дома.
Воспитатель: Молодцы! Героям какой сказки мы помогли? Внимание на экран (на экране Три поросенка).
Воспитатель: Двигаемся по лабиринту дальше. Пройдите за столы. Внимание на экран (на экране волк).
Задание №2 Засели жильцов
Воспитатель: Мама этих героев искала в разных местах: на круглой полянке, у рек прямоугольных, у гор треугольных. Для нас задание при помощи блоков Дьёнеша заселить дом по схеме.
Вопросы после выполнения задания:
1) Какая фигура расположена в верхнем левом углу?
2) Какая фигура расположена в нижнем правом углу?
3) В правом верхнем углу и т.д.
Воспитатель: Задание выполнено, внимание на экран! Мы помогли вернуться героям сказки..... "Волк и семеро козлят"
Воспитатель: Герои следующей сказки предлагают нам размяться.
Физкультминутка Три медведя.Эти звери в сказке жили - руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.Вперевалочку ходили - идут переваливаясь из стороны в сторонуК ним девчушка прибежала - бег на местеВ дом зашла и увидала - руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг другаСтол большущий у окна - правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулакеСтула три – вот это да - левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.Чашки три, и ложки три - приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга.Три кровати: посмотри - руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.Ела Маша и пила - изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.На кроватку прилегла - руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.И уснула сладким сном - ладошки сложены, голова наклонена и лежит на ладошках.Тут медведи воротились – идут, переваливаясь из стороны в сторону.И на Машу, рассердились - руки на пояс, топают ногами.Маша очень испугалась - изображают испуганное лицо.И домой она умчалась.
Воспитатель: Герои какой сказки провели с нами физкультминутку?
(ответ, экран)
Воспитатель: Двигаемся дальше. Садимся за столы.
Педагог демонстрирует корзину с подснежниками и предлагает детям посчитать цветы, дети считают и определяют количество цветов – 10 подснежников.
Задание №3. Состав числа 10 Подснежники
Воспитатель: В этой сказке мачеха решила отнести подснежники во дворец и получить за них золотые монеты, так как она была очень жадная, стала перекладывать цветы в две корзины, надеясь больше за них выручить.
Перед вами корзинки и цифры.
При помощи цифр покажите, как можно разложить число 10 из двух меньших чисел.
(дети составляют разные варианты состава числа 10 ). (после выполнения задания на экране 12 месяцев)
Воспитатель: Чтоб помочь вернуться следующим героям в сказку мы должны решить их задачки. Показать ответ прищепкой на цветке.
Задачка 1 На плетень взлетел петух,
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3) Гном 1) на экране
Задачка 2
Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал -
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5) Гном 2) на экране
Задачка 3
Три гуся летят над нами,
Три других над облаками,
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?(8) Гном 3) на экране
Задачка 4
Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дом с крыльцом.
Наверху еще окно,
Чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4) Гном 4) на экране
Задачка 5
Четыре спелых груши
на веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2) Гном 5) на экране
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря:
Пять карасиков в ведерке
И четыре пескаря.
Посчитайте-ка улов.
У кого ответ готов? (9) Гном 6) на экране
Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело.
Сколько всех их прилетело? (7) Гном 7) на экране
Воспитатель: Из какой сказки эти герои? (слайд, появление Белоснежки)
Воспитатель: Лабиринт пройден, все задания выполнены, мы возвращаемся в детский сад. Прошу всех на борт самолета. Начинаем обратный отсчет для взлёта - 10,9, 8... (слайд самолет приземлился)
Воспитатель:Вот мы и вернулись в детский сад, наше путешествие подошло к концу. Чем мы с вами занимались? Задание, каких героев было самым сложным, интересным? Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?
Подведение итогов
Воспитатель:Посмотрите, ребята! В книге появились пропавшие страницы сказок. Теперь мы сможем их прочитать! Герои сказок вас благодарят и приготовили для вас сюрприз. (на экране герои всех сказок и шкатулка с Чупа - Чупсами) .
Анализ занятия (самоанализ)
Занятие:непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию.
Тема:Путешествие в страну Математики
Возрастная группастаршая группа "Сказка"
Воспитатель: Ольга Владимировна Дубровская
Количество детей12 человек
Цель:уточнить знания о геометрических фигурах и счет до 10.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навык счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- учить понимать отношения между числами в числовом ряду;
- продолжать учить детей решать математическую задачу на сложение и вычитание
- закрепить с детьми математические понятия.
Развивающие:
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать мелкую моторику рук;
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Воспитательные:
1. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи;
2. воспитывать умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно;
3.воспитывать у детей интерес к математике.
Интеграция образовательных областей: Познание, Художественно – эстетическое развитие, Коммуникация, Социализация, Физическое развитие
Подготовительная работа:дидактические игры Какой по счету, Дни недели, Веселый счет, Танграмм, Колумбово яйцо, Блоки Дьёнеша, Палочки Кюизенера,Квадрат Воскобовича, Сбежавшая цифра, Скажи наоборот, Нади закономерность; составление и решение задач на сложение и вычитание.
Материал, наглядное пособие, оборудование для НОД было подобрано на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели и поставленных задач. Их внешний вид – красочный, яркий, оформлен эстетически, отвечает общим требованиям. Особая расстановка перед экраном, достаточный размер демонстрационного материала, посадка за столы – все было сделано с учетом индивидуальных особенностей детей.
Задачи НОД были выбраны в соответствии с образовательной программой ДОУ и перспективным тематическим планированием по данной образовательной области.
НОДбыла построена таким образом, чтобы вызвать и поддерживать у детей познавательный интерес, и имела следующуюструктуру:
Вводная часть– организационный момент, приветствие.
Основная частьбыла проведена с использованием ИКТ, что позволило удержать внимание, познавательный интерес и работоспособность детей на протяжении всей образовательной деятельности. В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена физкультминутка.
Заключительная часть –подведение итогов, рефлексия.
В ходе занятия были использованы следующиеметодические методы и приёмы:
- наглядные (мультимедийная презентация),
- словесные (вопросы к детям, повторение и уточнение, поощрение)
- практические (решение математических упражнений),
- репродуктивный (Квадрат Воскобовича, Палочки Кюизенера, Блоки Дьёнеша), направленные на применение познавательно-исследовательских, двигательных, логических, практических умений и навыков.
Методы и приемы были подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.
НОД была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникативных технологий, развивающих дидактических пособий.
Во время НОД применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, мимика. Для активизации мыслительной деятельности задавались вопросы поискового характера.
В процессе НОД непрерывно велась работа над развитием логического мышления, воображения, умения согласовывать слова в предложении.
Индивидуализация обучения проявлялась в оказании затрудняющимся при выполнении заданий детям помощи, напоминания, а также в учете особенностей мышления и темп восприятия каждого ребенка.
Использование презентации обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач.
По итогам проведенной непосредственно образовательной деятельности можно сделать следующие выводы:
Дети успешно справились с заданиями, получили благодарность и подарки от героев сказок, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности;
Дети усовершенствовали навык решения задач на сложение и вычитание;
Поставленные в НОД задачи были выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее, не выходя за рамки времени – 25 минут.