Программа индивидуального логопедического сопровождения, обучающейся 3 класса, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа индивидуального логопедического сопровождения, обучающейся 3 класса, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР.
Автор: Кунгурцева Татьяна Николаевна
Пояснительная записка
1.
Автор (ФИО, должность)
Кунгурцева Татьяна Николаевна
учитель-логопед
2.
Название ресурса
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающейся 3 класса, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ ЗПР
3.
Вид ресурса
Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающейся с ОВЗ
4.
Предмет
Логопедические занятия
5.
Цель и задачи ресурса
Цель - организация занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной программой по русскому языку и чтению.
Задачи коррекционного логопедического сопровождения: -корригирование дефектов произношения; -формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий; -обогащение и развитие словарного запаса; -развитие грамматического строя речи; -развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний; -развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.
6.
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс
3 класс, 9-10 лет
7.
Программа, в которой создан ресурс
MicrosoftOffice Word
8.
Методические рекомендации по использованию ресурса
Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия – освоению адаптированной основной образовательной программы.
9.
Источники информации
Бабина Г. В. Формирование навыка фонемного анализа у детей с общим недоразвитием речи / Г. В. Бабина, Н. А. Грассе // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции: учеб. пособие / под общ.ред. О. Б. Иншаковой. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2001.
Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Садовникова И.Н. – М.: Владос, 2012.
Ефименкова Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. – М.: Просвещение, 1972.
Иншакова О. Б. Отражение зрительно-пространственных трудностей в письме первоклассников / О. Б. Иншакова, А. И. Кричевец, Т. В. Ахутина // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. – М.: Изд-во МОГИ, 2006.
Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов. В 2 ч. / О. Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей /О. А. Ишимова, С. Н. Шаховская, Е. Д. Худенко. – М.: Просвещение,2009.
Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – М.: Изд-во Союз СПб, 2001.
Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Логинова Е. А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации её диагностики и коррекции / Е. А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М.: Изд-во МСГИ, 2004.
Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи / И. С. Лопухина. – М.: Аквариум, 1995.
Мисаренко Г. Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков / Г. Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 2.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. – М.: В. Секачёв, 2008.
Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 1995.
Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л. Ф. Спирова. – М.: Педагогика, 1980.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием – М.: 1993.
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. – М.: Просвещение, 1984.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательном учреждении. – М.: Когито-центр, 1996.
Ястребова А. В. Преодоление общего недоразвития речи – М.: Аркти, 2000.
Программа индивидуального логопедического сопровождения, обучающейся 3 класса, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР
Характеристика обучающейся
Индивидуальная программа логопедического сопровождения разработана для обучающейся 3 класса с ОВЗ (ЗПР, программа 7.1)
Особенности строения и подвижности артикуляционного аппарата: у ребенка при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов , но явных нарушений не отмечается. При обследовании отмечается ограничение объема движений, трудности изменения заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность, замедление темпа при повторных движениях.
Общая характеристика речи: в контакт вступает легко, при ответах чаще пользуется фразой несложной конструкции, речь нечеткая, темп замедлен, голос слабо модулированный
Связная речь: при составлении рассказа по серии сюжетных картин пользуется распространенной фразой, соблюдает основные показатели связности речи: последовательность, логичность, наблюдается интонационная прерывистость.
Фонематическое восприятие: не дифференцирует по акустическим признакам на уровне слога: ка-га-га-ка(ка-га-ка-ка), ря-ля-ря-ря (ря-ря-ря-ря),затруднен количественный и позиционный фонематический анализ, при анализе предложения не всегда верно определяет количество слов, затрудняется найти их место и последовательность.
Слоговая структура слова: допускает единичные ошибки при воспроизведении малознакомых четырехсложных слов со стечением согласных Состояние словаря: активный и пассивный словарь развит соответственно возрасту.
Грамматический строй речи: затруднены процессы словообразования, словоизменения, затруднён подбор синонимов, антонимов.
Чтение: словами, темп средний, отмечаются вставки предлогов между словами, пересказ последовательный, полный.
Письмо: замена гласных; пропуски согласных при стечении; недописывание элементов букв, наращивание слов.
Заключение: Нарушение чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Рекомендации ПМПК: Обучение по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.1); обогащение, уточнение и активизация словаря, развитие грамматического строя и связной речи, профилактика нарушений письменной речи.
В основе возникновения стойких специфических ошибок письма у обучающейся 3 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР) лежат объективные причины:
1. Недостаточная сформированность фонематического анализа и синтеза ведёт к искажению звуконаполняемости слова и нарушению слоговой структуры.
2. Недостаточная сформированность фонематического слуха проявляется в трудности различения звуков родного языка.
3. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к трудностям в структурном построении предложения.
4. Недостаточная сформированность пространственных и временных представлений является одной из причин затруднения при нахождении ошибок во время самостоятельной проверки письменных работ.
5. Недостаточное развитие слухового, зрительного внимания, восприятия, памяти, мышления сказывается на ухудшении в усвоении учебной программы.
У ученицы имеют место различные формы дисграфии, сочетающиеся между собой.
Акустическая дисграфия (дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания) в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме. Акустическая дисграфия проявляется в работах ребёнка в виде замен гласных букв (а-о)
Наиболее сложной формой языкового анализа и синтеза является фонематический анализ слов. Вследствие чего на письме появляются искажения звуко-слоговой структуры слова. Наиболее часто это может быть пропуск гласного, или согласного, особенно при стечении.
Оптическая дисграфия проявляется в виде недописывания элементов букв (ш-щ)
Целью коррекционного логопедического сопровождения ученицы, обучающейся 3 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР) является организация занятий, способствующих развитию фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи, когнитивных процессов и создание предпосылок к полноценному овладению учебной программой по русскому языку и чтению.
Учитывая индивидуально-типологические особенности развития ученицы, её образовательные потребности, решаются основные задачи коррекционного логопедического сопровождения:
-формирование звукового, слогового анализа и синтеза слов, полноценных фонематических представлений, восприятий;
-обогащение и развитие словарного запаса, обучение точному употреблению слов, как путём накопления новых словоформ, так и благодаря развитию умений пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
-обогащение словаря;
-развитие грамматического строя речи путём овладения грамматическими связями слов, нормами согласования, управления и примыкания;
-развитие и совершенствование умений и навыков в построении связных высказываний;
-развитие пространственных и временных представлений, мелкой и общей моторики, психических процессов.
Важным требованием к логопедическим занятиям является учёт основных дидактических принципов: быть регулярными, систематическими и последовательными; проводиться в зависимости от индивидуальных особенностей обучающейся; опираться на сознательность и активность обучающегйся; быть оборудованными необходимыми пособиями, наглядными и техническими средствами обучения; содействовать прочности воспитываемых навыков правильной речи и поведения.
Организация обучения.
Индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 мин.
Срок реализации программы: ноябрь – май 2022-2023 учебного года.
Специальные условия для усвоения адаптированной образовательной программы обучающейся 3 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР)
организация коррекционно-развивающих логопедических занятий в логопункте
соблюдение дозированности нагрузки;
индивидуальный подход;
щадящий режим, исключающий переутомление ребёнка;
развитие коммуникативных навыков на занятиях и вне занятий;
организация взаимодействия в работе всех специалистов ПМПк, тесное сотрудничество с родителями.
Индивидуальный план логопедического сопровождения
Направление работы
Задачи
Форма работы
Показатели достижений обучающегося
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогового, звукового состава слова.
Индивидуальные КРЗ
Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.
Положительная динамика в усвоении фонем родного языка
Восполнение пробелов в развитии лексического запаса с овладением синтаксическими конструкциями разной сложности.
-формирование и обогащение словарного запаса, - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи суффиксов; - практическое овладение новыми образованиями слов при помощи приставок; -обогащение словаря подбором родственных слов; - практическое использование предлогов; - практическое овладение навыками подбора синонимов и антонимов и способами их употребления.
Индивидуальные КРЗ
Консультация родителей
Качество и количество выполняемых заданий на занятиях
Самостоятельное выполнение заданий
Развитие связной речи.
-формирование навыка чёткого изложения своих мыслей, ответов на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию.
Индивидуальные КРЗ
Умение составлять рассказ по сюжетной картинке, пересказывать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
Коррекция акустической дисграфии, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Устранение нарушений письменной речи
Индивидуальные КРЗ
Консультация родителей
Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.
Самостоятельное выполнение заданий.
Отсутствие ошибок в написании; понимание прочитанного текста
Развитие психических процессов
-Развитие высших психических функций; -формирование пространственных представлений; -формирование временных представлений; -развитие графомоторных навыков, моторных движений.
Индивидуальные КРЗ
Качество и количество выполняемых заданий на занятиях.
Умеет концентрировать внимание на изучаемом материале.
Положительная динамика развития ребенка.
Тематическое планирование занятий по преодолению акустической дисграфии
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
1. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия
Различают на слух неречевые звуки; распознают зашумлённые и наложенные изображения.
2. Звуки. Гласные — согласные
Различают звуки и буквы, гласные и согласные звуки, делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове.
3. Дифференциация гласных букв I—II ряда
Различают гласные I—II ряда; различают на слух твёрдые и мягкие согласные.
4. Мягкий знак
Различают на слух твёрдые и мягкие согласные; анализируют звукобуквенный состав слов; выделяют ошибкоопасные места в слове по теме.
5. Звонкие и глухие согласные
Различают на слух и на письме звонкие и глухие согласные, выделяют ошибкоопасные места в слове по теме.
6.Дифференциация соноров. Звуки Р—Р'—Л—Л'—Й
Различают на слух и на письме сонорные звуки; объясняют разницу в артикуляции этих звуков.
7. Дифференциация свистящих и шипящих звуков
Различают на слух и на письме свистящие и шипящие звуки и буквы, объясняют разницу в артикуляции этих звуков.
8.Дифференциация соноров
Различают звуки на слух и на письме объясняют разницу в артикуляции этих звуков.
11. Развитие связной речи
Пересказывают текст, составляют описательный и сюжетный рассказы письменно.
Тематическое планирование занятий по преодолению дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза
Темы
Основные виды учебной деятельности
1. Звук. Гласные-согласные звуки
Различают звуки и буквы, гласные и согласные звуки.
2. Гласные I ряда
Различают гласные I ряда; объясняют различия в артикуляции гласных звуков.
3. Гласные II ряда
Различают гласные I—II ряда; понимают образование гласных II ряда; различают на слух твёрдые и мягкие согласные.
4. Мягкий знак
Различают на слух твёрдые и мягкие согласные; анализируют звукобуквенный состав слов; выделяют ошибкоопасные места в слове по теме.
5. Согласные звуки
Различают на слух и на письме оппозиционные согласные, выделяют ошибкоопасные места в слове по теме.
6. Слог
Делят слово на слоги, определяют количество слогов в слове.
7. Ударение. Ударная гласная
Понимают разницу между ударной и безударной гласная, ставят ударение в словах разной слоговой структуры.
8. Ударные и безударные гласные (А—О, Е—И, И—Я)
Проверяют безударную гласную в корне слова.
9. Родственные слова. Корень слова
Выделяют корень слова, подбирают родственные слова, учатся дифференцировать омонимичные корни.
10. Образование слов при помощи суффиксов
Выделяют суффиксы в составе слова, образуют новые слова с помощью суффиксов.
11. Словообразование слов при помощи приставок
Образуют новые слова с помощью приставок, выделяют приставки в составе слова.
12. Приставки и предлоги
Различают по значению и написанию приставки и предлоги.
13.Морфемный состав слова
Выделяют все части слова, делают морфемный разбор слов.
14. Состав предложения
Графически обозначают границы предложений, делят текст на предложения, работают с деформированными предложениями.
Тематическое планирование занятий по коррекции оптической дисграфии
Темы
Основные виды учебной деятельности
1. Дифференциация букв о-а
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов
3. Дифференциация букв и-ш
Дифференциация гласных и согласных букв: изолированно, в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте
4.Дифференциация букв п-т
Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме
5.Дифференциация букв л-м
Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв
6.Дифференциация букв ш-щ
Дифференциация согласных букв: изолированно, в слогах и словах, в словосочетаниях, в предложениях и тексте
Так как темы занятий по коррекции дисграфии перекликаются, для индивидуальных занятий по коррекции смешанной дисграфии разработан один КТП.
Ожидаемые результаты логопедической работы
В итоге коррекционного логопедического сопровождения обучающаяся 3 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР) должна знать: слоговой анализ и синтез слова; мягкость согласных; морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс; предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.
должна уметь:
-производить звукобуквенный анализ слов;
-устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;
-пользоваться различными способами словообразования;
-владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;
-использовать в речи различные конструкции предложений;
-строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);
-точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;
-правильно читать текст (без искажений, замен, пропусков, угадывания) и понимать смысл прочитанного;
-отвечать на вопросы и передавать содержание текста.
Результативностьлогопедического сопровождения отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования с внесением последующих корректив в содержание логопедической работы и в индивидуальные маршруты коррекции.
Мониторинговая деятельность предполагает отслеживание:
-динамики развития обучающейся 3 класса с ОНР (III уровень) и ОВЗ (ЗПР)
-эффективности плана индивидуального логопедического сопровождения;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
Примерный прогноз развития ребенка:При соблюдении специальных условий в организации коррекционно-образовательного процесса и стабильного состояния здоровья, обучающаяся сможет стабильно развиваться и обучаться по адаптированной общеобразовательной программе.
Календарно-тематическое планирование для обучающейся 3 класса
Тема занятия
Кол-во часов
1
Обследование экспрессивной, импрессивной речи, фонематического восприятия, словообразовательных процессов
1
2
Обследование сформированности грамматического строя речи, навыков языкового анализа и синтеза, связной речи
1
3
Слова – неприятели. Антонимы. Практическое овладение навыком подбора антонимов.
1
4
Слова – приятели. Синонимы. Практическое овладение навыком подбора синонимов
1
5
Омонимы.Слова-близнецы, которые звучат одинаково, но имеют разный смысл.
1
6
Состав слова. Разбор слова по составу. Однокоренные слова.
1
7
Общее понятие о приставках и употреблении их в речи
1
8
Тренировочные упражнения в выделении приставок
1
9
Предлоги. Тренировочные упражнения в выделении предлогов
1
10
Дифференциация предлогов и приставок
1
11
Гласные и согласные звуки
1
12
Дифференциация гласных А-Я, У-Ю, О-Ё, Ы-И, Э-Е
5
13
Звонкие и глухие согласные
2
14
Твёрдые и мягкие согласные
2
15
Дифференциация соноров.
2
16
Дифференциация свистящих и шипящих звуков
2
17
Дифференциация оптически схожих букв о-а, и-ш, п-т, л-м, ш-щ
5
18
Разделительный мягкий знак. Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком
1
19
Разделительный твёрдый знак. Упражнение в написании слов с разделительным твёрдым знаком
1
20
Дифференциация твердого и мягкого знака
1
21
Упражнение в образовании слов с суффиксами и употреблении их в речи
1
22
Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи
1
23
Употребление имён существительных разного рода
1
24
Употребление имён существительных в косвенных падежах
1
25
Согласование прилагательных и существительных в роде, числе и падеже
1
26
Согласование глагола и существительного в роде, числе и во времени
1
27
Работа над связной речью
2
28
Работа с деформированным текстом
3
29
Тренировочные упражнения на отработку пройденного материала
2
30
Итоговый диктант
1