Речевое развитие дошкольников: традиционные методы и инновационный подход


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Речевое развитие дошкольников: традиционные методы и инновационный подход
Автор: Авагимян Карине Хачиковна

Речевое развитие дошкольников: традиционные методы и инновационный подходИнновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка.Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и стереотипные элементы образования, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности. Немаловажным в дошкольном образовании является речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов в инновационном подходе.Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. В арсенале современной педагогической практики существует множество методов и приемов развития связной речи дошкольников. Одни из них являются традиционными и основными, это, как нам известно: наглядные: наблюдение во время прогулок и экскурсий; рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; знакомство с объектом опосредованным путем, т. е. по средствам фотографий, картин, картинок, кинофильмов; словесные: речевой образец; повтор; вопрос; заучивание наизусть; пересказ; составление различных видов рассказов; беседы;наглядные: организация наблюдения; демонстрация иллюстраций, картин, предметов, макетов; просмотров видеофильмов; игровые: дидактические игры-упражнения; театрализованные игры; сюжетно-ролевые игры;Чтобы научить детей связно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей среды, воспитателю нужно использовать инновационные комбинированные методы обучения.В работе по развитию речи детей дошкольного возраста используем практический материал по мнемотехнике, который помогает:обогащать словарный запас дошкольников;обучению составлению рассказов;пересказах художественного произведения; - при отгадывании и составлении загадок; -при заучивании стихов.Также, в своей работе по развитию речи, я применила и методику «Карты ума» Тони Бьюзена для детей дошкольного возраста. «Карты ума» - это инструмент, за универсальность их недаром называют «швейцарским ножиком мышления». «Карты учат» анализировать информацию и выделять ключевые слова. Они идеально подходят для планирования.Осминожка, с разноцветными щупальцами и ключевыми словами – ассоциациями, а в центре голова - тема.Здоровьесберегающие технологии включа¬ют все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, био¬энергетическом.Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. В своей работе я использую нетрадиционные виды упражнений такие как игровой массаж, который является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у детей сознательного стремления к здоровью.Пальчиковая гимнастика служит для развития мелкой моторики и координации движения рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребёнка, но и оказывают положительное воздействие на психические процессы.Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества – это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становятся необходимой частью современной культуры. В нашем детском саду имеется хорошая материальная база по применению компьютерных технологий для дошкольников; компьютер становится лучшим помощником для меня - педагога, как при работе с детьми, так и при работе с родителями.Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. В своей работе я апробировала информационно-коммуникационные технологии.При проведении занятий хорошо использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход. Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет создавать для детей мультимедийные презентации, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.)Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:идти в ногу со временем;стать для ребенка проводником в мир новых технологий;наставником в выборе компьютерных программ;сформировать основы информационной культуры его личности;повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.Применяя ИКТ в различных формах, мы способствуем всестороннему развитию ребёнка, формированию интереса к познанию окружающего мира. Исходя из своего опыта применения ИКТ в работе – очень плодотворно влияют на общее развитие детей, активизируют внимание, вызывают познавательный интерес, способствуют развитию зрительной и слуховой памяти, развитию внимания и логики. Но, необходимо помнить о правилах и нормах дозированности в использовании ИКТ, что бы не навредить здоровью детей. Применение инновационных методов и приёмов помогает детям дошкольного возраста развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление и сокращает время обучения.