Документ в современном обществе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Документ в современном обществе
Автор: Свищ Катерина Дмитриевна

Свищ Катерина Дмитриевна2 курс, Прибрежненский аграрный колледж,ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»МЕСТО И РОЛЬ ПОЧТОВЫХ МАРОК В ИСТОРИИ СТРАНЫНаучный руководительОсманова Эльмаз Алимовназаведующий ветеринарно-технологическим отделениемПрибрежненский аграрный колледж,ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»Аннотация. Статья посвящена истории возникновения почтовых марок, рассмотрению выполняемых ими задач, проблеме снижения ее основного назначения, как свидетельства оплаты за пересылку бумажной корреспонденции. Изучены материалы о видах марок, их разнообразии и уникальности, а также о значении почтовых марок как предмета изобразительного искусства. Сделан вывод о значимости марок в историческом развитии страны и жизни людей.Ключевые слова: марки, классификация и разнообразие марок, редкие марки, филателия.В современном обществе люди отдают предпочтение информационным технологиям. При всех положительных моментах этого явления они очень часто забывают старое, доброе и привычное безо всяких на то оснований. Частью этого старого и привычного является почтовая марка. Марки — это не просто небольшие кусочки бумаги с изображением, они имеют огромное значение в истории каждой страны. От почтовых марок зависела связь между разными уголками мира, они олицетворяли государственную идентичность, были своего рода «визитной карточкой» страны. К сожалению, в нашем современном мире, в котором все почти забыли о существовании традиционных форм почтовых отправок, отдавая свои предпочтения моментальной электронной почте, многие упускают из вида существование почтовых марок, которые являются не только свидетельством оплаты за пересылку бумажных писем, но и искусством. Тем самым искусством, о которой некоторые люди зачастую забывают, а иногда и не знают вовсе.Столь привычная вещь, как почтовая марка, впервые появилась в обращении в 1840 году в Англии в качестве одного из элементов почтовой реформы. Однако об авторстве марки среди специалистов нет единого мнения. Так, одни считают автором шведа Габриеля Треффенберга, который еще в 1823 году предложил наносить на конверты цветной рисунок как подтверждение оплаты. Другим претендентом на авторство является англичанин Джеймс Чалмерс, который в 1834 году отпечатал в собственной типографии пробную партию марок, которые клеились на конверт. На них были надписи, соответствующие оплате, причем цена определялась весом письма, а не расстоянием, как тогда было принято. Первую в истории официальную марку почта получила благодаря англичанину Роуленду Хиллу. За три года он добился того, что 6 мая 1840 года выпустили тираж небольших прямоугольников черного цвета с изображенной на них королевой Викторией и достоинством в 1 пенни. Их прозвали «черными пенни». Первые почтовые марки печатались на листах, имеющих форму прямоугольника. Их вырезали ножницами, что было совсем неудобно. С 1854 года марки начали выпускать с зубцами, которые были изобретены одним почтовым работником. При помощи обычной швейной машинки он обозначил строчкой линию отрыва.История почтовых марок в России началась с 10 декабря 1857 года. Именно в этот день был выпущен первый ее экземпляр достоинством 10 копеек. На марке был изображен российский герб, как и на всех общероссийских марках, выпущенных до 1917 года. После реформы 1864 года государственная почтовая служба России стала доставлять письма во все населенные пункты, а не только в города и уездные центры. Появившаяся земская почта имела особые почтовые марки, которые действовали наряду с государственными. Каждый из уездов выпускал собственные для обращения только на своей территории, причем по предписанию они должны были отличаться от общегосударственных почтовых марок. Все это привело к огромному множеству форм, размеров и рисунков земских марок: были выпущены овальные, ромбические и круглые, гигантские и маленькие и даже с отрывными корешками для гашения. Интересно отметить, что на любой почтовой марке, вне зависимости от происхождения, печатается латинскими буквами название выпустившей ее страны. А если его нет, то это английская марка.Одновременно с этим началось коллекционирование почтовых марок (филателия). На данный момент это считается забытым увлечением, но все ещё существует много поклонников этого занятия. Одним из сложных вопросов данной области является классификация почтовых марок. Существующие классификации почтовых марок значительно различаются, а порой и противоречат друг другу, поскольку осуществляются по различным признакам. Все вышедшие марки можно разделить на три основные категории:1. Официальные — марки, выпушенные государственной почтовой службой (тематические почтовые марки; посылочные марки; налоговые марки). Они делятся на марки:
  • общего пользования — для оплаты общедоступных видов почтовых отправлений и услуг
  • специального пользования — предназначенные для определённого круга лиц и учреждений
  • временные марки (провизории)
  • внутреннего пользования — употребляемые только почтовыми учреждениями в служебных целях.
  • 2. Полуофициальные — выпущенные непочтовыми организациями или учреждениями и используемые для оплаты дополнительных почтовых сборов (велосипедной почты марки; городской частной почты марки; железнодорожных компаний марки). 3. Неофициальные — выпущенные общественными или частными организациями или лицами (машинной пробы марки; ответные порто-марки; отельные (гостиниц) марки).За 175 лет рисунки на почтовых марках приобрели огромное разнообразие. Теперь почтовые миниатюры ярко иллюстрируют общественное устройство различных стран и стали подлинными свидетелями исторического развития.Сначала это был вертикальный прямоугольник. Потом он стал горизонтальным, а изображение располагалось в овале (филателисты знают такие марки, как «бычьи глаза», выпускались они в Бразилии). Вслед за ними Британская Гвиана, Индия, Румыния, Афганистан, Россия стали делать круглые марки. Чуть позже Англия и Северная Америка изобрели квадратную марку с основанием на вершине. Также известны марки треугольной, шестиугольной (Бельгия), восьмиугольной (Турция) формы.На формах разнообразие марок не заканчивается, они также имеют определенные темы. Актуальные темы марок, которые очень популярны во всем мире, включают: животных, птиц, насекомых, цветы, спорт, искусство, карты, Олимпийские игры, корабли, космос, марки на марках, символика, шахматы, известных деятелей, Новый год, Рождество, и многое другое. На почтовых марках очень часто изображают известные картины и произведения искусства. Полихромия, которой требуют изображения репродукций картин, добавляет особую ценность почтовым маркам в глазах коллекционеров. Несколько примеров таких марок:
  • Русские художники, марки 1982. В серии представлены: Портрет М. И. Лопухиной (1797) В. Л. Боровиковского (1757-1825); Портрет В. Е. Давыдова (1809) О. А. Кипренского (1782-1836) и Неравный брак (1862) В. В. Пукирева (1832-1890).
  • Марки Италия’98 (1998). На марках изображены шесть художественных шедевров, посвященных жизни Христа: «Крещение Христа» Герарда Давида, «Богоматерь с донатором Мартином ван Ньивенхове» Ганса Мемлинга; «Крещение Христа» Хендрика Гольциуса; «Христос, несущий крест» Луиса де Моралеса; «Сон Илии в пустыне» Баутса Дирка и «Богоматерь» Петруса Кристуса.
  • Ежегодно в России в среднем выпускается 150 сюжетов художественных почтовых марок. Самые необычные почтовые марки Российской Федерации:
  • Серия почтовых марок №№ 881–885 «Дары природы» 2003 года, где каждая марка обладает ароматом изображённого на ней фрукта или ягоды.
  • Почтовый блок № 831 «Кубок Дэвиса 2002» 2003 года, посвящённый победе российских теннисистов, выполненный с тиснением серебром 99,9 % и нанесением на изображение теннисного корта измельчённого грунта, служившего покрытием корта во время матча.
  • Редкие марки – это такие экземпляры, которые существуют в определённом количестве. Такая уникальность объясняется чаще всего недосмотром печатников. Попадёт лист не того цвета, какой нужен, и вот уже редкая марка готова. Или изображение напечатается вверх ногами. Или размер самый большой. Или зубцов по краям нет. Вот наиболее известные редкие марки:
  • «Пермская марка». Выпущена в С.-Петербурге в 1879 году на бумаге, содержащей водяной знак «пчелиные соты». А дальше случился казус. Погашенная в Перми, она стала основой мифа, согласно которому город стал родиной марки. Сегодня известно только два таких экземпляра.
  • «Тифлисская марка». Выпущена в 1857 году в Тифлисе, отпечатана на желтовато-белой бумаге полосками по пять штук. Известны три экземпляра;
  • «Британский чёрный пенни». Выпущена в 1840 году в Британии. Самая первая марка.
  • «Святой Маврикий». Выпущена в 1847, имеет ошибку в надписи.
  • «Святой Грааль». Редкость объясняется тем, что известно всего два экземпляра.
  • С течением истории роль почтовых марок в жизни людей постепенно менялась. В начале своей жизни они имели одно предназначение — применялись для оплаты писем одного типа. Со временем их значимость возросла и марки стали применять не только как знак почтовой оплаты, но также для указания национального или иного почтового ведомство, которое ее выпустило; для контроля за маршрутом и временем нахождения в пути письма. В настоящее же время, кроме всего перечисленного, марки имеют эстетическое назначение, то есть являются драгоценными зернами общечеловеческой и национальной сокровищницы изобразительного искусства. На данный момент существуют марки, которые выпускаются специально для коллекционеров — филателистов. Можно даже сказать, что сейчас это их основная задача, так как все больше люди пользуются электронной почтой, а не бумажной.Таким образом, можно сделать вывод, что почтовая марка, так бурно ворвавшаяся в жизнь людей в 1840 году, вскоре может навсегда исчезнуть из обихода. И тогда о ней останется лишь память. Но есть надежда, что она ещё не исчерпала все свои возможности. И способна, как и раньше нести просвещение и множество других целей, таких как благотворительность, информирование о значимых проектах, открытиях в различных областях науки и техники, напоминать о существовании музеев и иных культурных центрах, которые стоило бы посетить для расширения кругозора. Но даже если марка перестанет существовать для своего прямого назначения, то память о таком величайшем изобретении сохранится на долгие века для будущих поколений.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • Почтовые марки России / Мересев Ю.В. ООО «Дом Славянской книги», 2009 г.
  • Страна Филателия / Кисин Б.М. – М.: Связь, 1980 г.
  • Спутник филателиста / Соколов М.П., Ниселевич Л.М. М.: Связь, 1979 г.
  • Филателистический словарь / В. Граллерт, В. Грушке. М.: Связь, 2007 г.