«Система работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Система работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»
Автор: Боброва Анастасия Николаевна

«Система работы с учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию»   В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.Мотив (от латинского) − приводить в движение, толкать. Мотивация-побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Наличие или отсутствие мотивации – главный фактор, который определяет, будет или нет учиться ребёнок.Многочисленные исследования проведены отечественными психологами по вопросам мотивов деятельности и, в частности, мотивов учебной деятельности. Так, Л. И. Божович её сотрудники, и последователи долгое время изучали мотивы школьников. Исследуя отношения школьников к учению, Л. И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована Учителю для успешной работы с учеником необходимо знать его пробелы в знаниях и их причины, учитывать его интересы к предмету, взаимоотношение с классным коллективом и непосредственно с учителем.    Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся.      Разделим их на две группы:                                                                                  1) внутренние, субъективные, исходящие от самого ученика, и                   2) внешние, объективные, не зависящие от ученика.          Одна из наиболее распространенных внутренних причин неуспеваемости - отставание в умственном развитии от своих сверстников. К этой категории следует отнести детей с замедленным умственным развитием. Чего скрывать: приходится работать с такими детьми в обычном классе. А ведь эти дети возбудимы, легкоранимы. Быстро утомляются. Поэтому необходимо создавать в классе такой микроклимат, чтобы и они, и их товарищи  не чувствовали большой разницы в своем умственном развитии, исключить всякое унижение и презрение к ним.Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые ученики - невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала.    Одна из форм работы с учащимися в этом случае - подготовительные консультации перед изучением новой темы. Учитель знакомит ребят с темой следующего урока и повторяет с ними тот старый материал, который нужен для изучения этой темы. Если учащиеся имеют пробелы по текущим вопросам, то можно предложить следующее: использование адаптивной системы обучения на уроках,организация работы в парах и группах.Для того чтобы организация работы с детьми низкого уровня обученности была эффективной, учителю необходимо знать причины неуспеваемости своих учеников. При этом осложнить сложившуюся ситуацию может то, что неуспеваемость вызвана не одной, а целым рядом причин. Рассмотрим  взаимосвязь типичных трудностей в обучении  школьников и уровня развития их познавательных процессов.
  • В письменных работах пропускает буквы.
  • Причины:
  • Низкий уровень развития фонематического слуха;
  • Слабая концентрация внимания;
  • Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • Несформированность приёмов самоконтроля;
  • Индивидуальные типологические особенности личности.
  • Неразвитость орфографической зоркости.
  • Причины:
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу);
  • Низкий уровень объёма распределения внимания;
  • Низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти;
  • Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • Слабое развитие фонематического слуха.
  • Трудно понимает объяснение с первого раза.
  • Причины:
  • Несформированность приёмов учебной деятельности;
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень  развития общего интеллекта;
  • Слабая концентрация внимания;
  • Низкий уровень развития восприятия.
  •     4.Постоянная грязь в тетради.    Причины:
  • Несформированность приёмов учебной деятельности;
  • Низкий уровень развития наглядно- действенного мышления;
  • Низкий уровень развития кратковременной памяти;
  • Недостаточный объём внимания.
  •    5. Плохо списывает с доски, с текста.   Причины:
  • Несформированность предпосылок учебной деятельности;
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень развития кратковременной памяти;
  • Низкий уровень переключения внимания.
  •    6. Испытывает трудности при чтении.   Причины:
  • Плохо развита артикуляция;
  • Низкий уровень развития восприятия;
  • Низкий уровень развития кратковременной памяти;
  • Низкий уровень развития общего интеллекта;
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень развития наглядно-действенного мышления;
  • Низкий уровень развития речи;
  • Низкий уровень переключения внимания.
  •   7. Неусидчив.  Причины:
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Индивидуально-типологические особенности.
  •   8.Невнимателен и рассеян.  Причины:
  • Низкий уровень развития произвольности;
  • Низкий уровень объёма внимания;
  • Низкий уровень концентрации и переключения внимания;
  •  9. Испытывает затруднения при пересказывании текста.Причины:
  • Несформированность умения планировать свои действия;
  • Низкий уровень развития образного мышления;
  • Низкий уровень развития логических операций  (анализа, обобщения, систематизации);
  • Слабое развитие логического запоминания;
  • Низкий уровень речевого развития;
  • Заниженная самооценка.
  • Слабая концентрация внимания.
  • Еще распространенная причина неуспеваемости - нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Это нежелание может возникнуть из-за разных поводов. Все они сводятся в основном к трудностям учения. Например, ученик не умеет, не может заставить себя заниматься. Иногда нежелание учиться порождается трудностью предмета для ученика. В этом случае всеми доступными средствами следует показать ему радостную сторону познания и преодоления трудностей, внутреннюю красоту предмета, развивать интерес к предмету. Нотации, наказания, жалобы родителям лишь осложняют создавшееся положение. Встречаются и такие учащиеся, для которых учение потеряло всякий смысл. Но и эта категория неуспевающих небезнадежна. Если учитель в работе постоянно их ругает и стыдит при всем классе, часто вызывает родителей, которые его наказывают, то результаты будут минимальными. Лучше привлекать таких ребят для помощи в предметном кабинете, вовлекать их во внеурочную работу. Большое количество пропусков по болезни. Такие ученики быстро утомляются и плохо воспринимают учебный материал. Из-за стола учителя все дети кажутся здоровыми, если не обращать специального внимания на этот вопрос. Требуется деликатная работа с родителями, школьным врачом, наблюдение за вниманием учащихся, степенью их утомляемости, чтобы выявить детей с постоянными или временными серьезными заболеваниями. Учителю достаточно лишь представлять, в какой степени недуг ученика может влиять на учение. Такая информированность о здоровье детей помогает избежать многих нежелательных последствий, включая равнодушие к предмету и учению. Определенный процент текущей неуспеваемости дают случайные заболевания и травмы. Во всех случаях учитель должен работать с заболевшим учеником по индивидуальному плану, оптимальному для него. Распространенной субъективной причиной устойчивой неуспеваемости является также недисциплинированность отдельных учеников. Их число колеблется в зависимости от возраста, достигая максимума в восьмом, девятом классе. Но опыт работы с такими детьми показывает, что если для них найти посильную и интересную работу как на уроке, так и вне его, то они исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное и вне учебное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью. К числу субъективных причин неуспеваемости относят иногда встречающуюся личную неприязнь ученика к учителю. Стойкая нелюбовь, неуважение к учителю, сильно мешают мобилизации усилий ученика, порождая неуспеваемость. Педагогический долг и жизненный опыт должны помочь учителю найти подход к таким детям. Иногда бывает достаточно обнаружить и исправить свой промах, чтобы вернуть к себе уважение. Очень важно, чтобы в отношениях учителя и ученика не было никакой фальши. Лишь искренность и понимание учителя в итоге породит искренность и взаимопонимание со стороны любого учащегося.  Объективные причины неуспеваемости.Отсутствие у школьников способностей к данному предмету.  Среди них есть старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но не успевающие, например, по русскому языку. Для таких учеников нужна индивидуальная программа, предусматривающая посильную, постепенно усложняющуюся работу, чтобы подвести их к обычным требованиям. На начальном этапе такой работы некоторые вопросы программы для таких учащихся нужно облегчить, изменив уровень трудности заданий. Со временем у них появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них создается ситуация успеха. В результате многие учащиеся из этой категории хорошо усваивают в конце концов программу средней школы. Причиной неуспеваемости иногда бывает неблагополучная семья. Хорошие результаты в предупреждении неуспеваемости по такой причине дает добрая, без назойливости забота об ученике на уроке, привлечение его к разнообразной внеклассной работе - создание таких условий, которые компенсировали бы недостатки семейного воспитания. Результат дает и непосредственная работа с родителями, подключение общественных организаций по месту работы родителей. Неуспеваемость может быть связана с проблемой “улицы”. Отдых, игры на свежем воздухе необходимы. Однако часто соблазнов так много, а контроля родителей и прилежания учащихся так мало, что нерадивые ученики большую часть времени после школы проводят в компании с уличными приятелями. А так как учебные программы предполагают систематическую работу дома, то возникают все предпосылки для отставания и неуспеваемости.Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуспеваемости, безразличия к оценке. Ведь рано или поздно такие ученики, сдав долги, получат за четверть “три”. Но “четыре” им получить уже просто нельзя, хотя многие из них этого заслуживают. Так мнимая строгость и объективность порождает неуспеваемость, равнодушие к учебе, нежелание работать и, как следствие, новые “двойки”. Понимая, какой явный вред и в обучении, и в воспитании приносят такие “двойки”, учитель должен находить другие способы оценки невыполненной учеником работы.Таким образом, действия учителя в работе с неуспевающими сводятся к следующему:
  • К началу учебного года в иметь сведения об учебных возможностях учеников, особенно это касается 5 классов. Эти сведения помогут держать вызывающих опасение   учащихся с первого же урока под контролем.
  • Изучить возможные причины неуспеваемости отстающих.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы. Обучать родителей навыкам систематической помощи своему ребенку.
  • Создавать ситуации успеха отстающим ученикам   .
  • Обучать   системе работы с текстом учебника, выполнения домашних заданий.
  • Организовать постоянный контроль  над  работой отстающих   учащихся.
  • Активно привлекать детей в систему внеурочной работы по своему предмету.
  • Организовать дополнительные занятия для слабоуспевающих   учащихся.
  • Индивидуализировать домашние задания с учетом возможностей   учащегося и его наклонностей.
  • Работа с    учащимися, имеющими низкую мотивацию - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. И к этой работе  не надо  подходить формально.Да, снимается страх перед плохой отметкой. Если знания   учащихся, ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить свой результат в течение урока или на следующем уроке по данной теме, используя помощь учителя, других детей или работая самостоятельно. В конце урока обязательно проводится итоговая рефлексия. Таким образом, после занятия оценку получает каждый ученик. Отметка “два” не выставляться в журнал на рабочем уроке, может не выставляться и другая оценка, если ученик не доволен ею.Рассмотрим формы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию учебной деятельности.Цели способов и методов работы с такими учащимися:- повышение активности каждого ученика в течение всего урока;- обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других;- обеспечение мотивации познавательной деятельности ученика на уроке;- организация самоконтроля и взаимоконтроля учащихся в процессе учебной деятельности на уроке;- формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся;- активизация творческих способностей школьников;- обеспечение дифференцированного подхода к оцениванию знаний учащихся. На уроках внедряются в учебный процесс элементы адаптивной системы обучения, которая позволяет осуществить помощь каждому ученику для достижения им оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с природными задатками и способностями.Для управления познавательным процессом, обеспечения самостоятельной деятельности учащихся в рамках социального взаимодействия, самоконтроля и взаимоконтроля в течение всего урока применяются индивидуальные рабочие карты вида:На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает себя или другого ученика по тем критериям, которые дает учитель. Подобные карты использую при подготовке к ВПР или ОГЭ, в которых вместе с учеником отлеживаем результаты его самостоятельной работы по вариантам.С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. Если знания ученика ниже требуемого уровня, ему предоставляется возможность улучшить свой результат в течение урока или на следующем уроке по данной теме, используя помощь учителя, других детей или работая самостоятельно. В конце урока обязательно проводится итоговая рефлексия. Таким образом, после занятия оценку получает каждый ученик. Отметка “два” не выставляется в журнал на рабочем уроке, может не выставляться и другая оценка, если ученик не доволен ею.    Как же помочь таким детям?Актуальную значимость сегодня приобретает формирование у учащихся умения работать в коллективе, в паре, в группе: выслушать и объективно оценить чужое мнение, помочь однокласснику выполнить учебное задание, осуществить взаимопроверку, решить свою часть задачи и сделать общий вывод и др.   Кроме того, одним из критериев эффективности урока при использовании адаптивной системы обучения является обеспечение сопричастности ученика к деятельности других. Это:1.Самый удобный способ проверки знаний таких учащихся - это карточки, тесты, онлайн-тестирование2. Парные диалоги (проверяют теоретические знания) в начале урока,3.Работа в группах. При отработке практических навыков по какой-либо теме создаются смешанные группы. Работа ведется методом обсуждения.4.При проверке домашнего задания ошибки ребят не только подчеркиваются и исправляются учителем, но и письменно рецензируются им в тетради.5.Карточки взаимного контроля (по теоретическим и практическим вопросам).6.  Работа группы в парах переменного состава.    Таким образом, работа с неуспевающими - составная часть борьбы за всесторонне развитого человека. К этой работе   не надо  подходить формально