Программа по легкой атлетике


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по легкой атлетике
Автор: Русина Марина Леонидовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска"Средняя общеобразовательная школа № 50"Рабочая программа учебного предмета кружка "Легкая атлетика"на 2023-2024 учебный год4-9 классСоставитель: Русина Марина Леонидовна Учитель: Русина Марина Леонидовна г.Новосибирск 2023 Пояснительная запискаРабочая программа секции по легкой атлетике составлена на основе Программы «Физическая культура» 1-4 классы, В.И.Лях, -М.,Просвещение,2012г.; Рабочая программа секции по легкой атлетике составлена на основе Программы «Физическая культура» 5-9 классы, В.И.Лях, -М.,Просвещение,2012г.; Колодницкий Г.А., Кузнецов В.А., «Легкая атлетика. Внеурочная деятельность. Работаем по новым стандартам»: учебное пособие - М. Просвещение, 2012г. в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.Программа рассчитана для занятий с детьми 7-15 лет. Срок реализации программы – 1 год. Уровень обучения – базовый. Данная программа рассчитана на 34 недель (2 часав неделю), 68 часов в год, т.к. выпадают праздничные дни 08.03 и 01.05 2017 г. Цель программы – привлечение детей к систематическим занятиям спортом и формирование физической культуры занимающихся. В ходе реализации программы решаются следующие задачи:-укрепление здоровья детей, содействие гармоническому развитию;-приобретение необходимых знаний для самостоятельных занятий спортом;-развитие физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости);- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «легкая атлетика» и использование их в качестве средств формирования здорового образа жизни;- совершенствование функциональных возможностей организма;- воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов;- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия.Общая характеристика курсаДанная программа направлена на содействие улучшению здоровья учащихся, физического развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность, приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, а также на развитие двигательных качеств. Тренировочные занятия строятся по общему принципу: от простого к сложному, от известного к неизвестному. На занятиях используются игровые, соревновательные технологии. Важнейшим методом обучения на занятиях является метод дифференцированного обучения и индивидуальный подход к каждому ребенку.Место курса в учебном планеВ системе физического воспитания школьников одним из направлений является внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Лёгкая атлетика является одним из разделов школьной программы и представлена как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте; является одним из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Данная программа рассчитана на 35 недель (2 часав неделю), 68 часов в год, выпадают праздничные дни 08.03 и 01.05 2017 г.Личностные и метапредметные результатыВ соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.Воспитательный компонентГражданско-патриотическое воспитаниеЗнающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине России, её территории, расположении.Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины России, Российского государства.Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности. Духовно-нравственное воспитаниеДоброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступкиЭстетическое воспитаниеСпособный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучияБережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста. Трудовое воспитаниеСознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.Проявляющий интерес к разным профессиям.Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Содержание программы Теоретическая подготовка 1. История развития легкой атлетики в России и за рубежом. 2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена. 3. Физическая подготовка легкоатлетов. 4. Техническая и тактическая подготовка . 5. Психологическая подготовка. 6. Личная гигиена. Закаливание. Режим и питание спортсменов. 7. Врачебный контроль. Самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи. 8. Значение общей физической подготовки. Утренняя зарядка. Разминка. 9. Организация и проведение соревнований. Правила судейства. 10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий легкой атлетикой. 11. Техника безопасности и предупреждение травматизма на занятиях.Физическая подготовкаОбщая физическая подготовка1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). 1.2. Подвижные игры. 1.3. Эстафеты. 1.4. Полосы препятствий. 1.5. Упражнения с гантелями, эспандерами, на тренажерах. Специальная физическая подготовка 2.1. Упражнения для развития быстроты движений. 2.2. Упражнения для развития специальной выносливости. 2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. 2.4. Упражнения для развития ловкости. Техническая подготовка
  • Изучение техники бега (ознакомление с техникой, изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног.Низкий старт, высокий старт, стартовый разбег).
  • 2. Изучение техники бега на короткие дистанции (ознакомление с техникой, изучение техники бега по прямой, изучение техники высокого старта, выполнение стартовых положений, поворотные выходы со старта без сигнала и по сигналу, изучение техники низкого старта (варианты низкого старта), установление стартовых колодок, выполнение стартовых команд). По дистанции (изучение техники бега по повороту, изучение техники низкого старта на повороте, изучение техники финиширования, совершенствование в технике бега, бег 60 м).3. Обучение технике эстафетного бега (Встречная эстафета. Совершенствование техники эстафетного бега).4.Кроссовая подготовка (Бег на средние дистанции 300-500 м. Бег на средние дистанции 400-800 м. Бег с ускорением. Бег в медленном темпе (2-2,5 мин). Стартовый разгон. Челночный бег 3 х 10м и 6 х 10 м. Повторный бег 2х60 м. Равномерный бег 1000-1200 м. Кросс в сочетании с ходьбой до 800-1000 м. Кроссовый бег 1000 м. Челночный бег 3х10 м. Ходьба и бег в течение 7-8 мин. Кросс в умеренном темпе в сочетании с ходьбой).Тактическая подготовкаОзнакомление с тактикой бега на длинные дистанции и прыжков в длину и высоту.Материально-техническое обеспечение
  • Мячи для метания
  • Скакалки
  • Барьер легкоатлетический
  • Колодки для низкого старта
  • Мячи набивные
  • Шиповки
  • Эстафетные палочки
  • Литература     1. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 1984г. 2. Куколевский Г.М. «Советы врача спортсмену». М. 1984г.     3. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 1988г.     4. Ломан В. «Бег. Прыжки. Метание». Пер. с немецкого. М. 1988г.     5. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М. 1981г. 6. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.А., «Легкая атлетика». Внеурочная деятельность. Работаем по новым стандартам.- М. Просвещение, 2012г.
  • «Физическая культура», Лях В.И.: Учебник для 1-4 классов -М. Просвещение, 2014
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРаздел «Знания о физической культуре»Обучающийся научится:
  • характеризовать роль и значение утренней зарядки, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
  • раскрывать на примерах (из истории или из личного опыдоровья, развития основных систа) положительное влияние занятий физической культурой на физическое и личностное развитие;
  • характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
  • организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе).
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
  • характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать режим дня.
  • Раздел «Способы физкультурной деятельности»Обучающийся научится:
  • отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки;
  • организовывать и проводить подвижные и спортивные игры, простейшие соревнования во время отдыха, соблюдать правила взаимодействия с игроками;
  • измерять показатели физического развития (рост и массу тела) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.Обучающийся получит возможность научиться:
  • руководствоваться правилами техники безопасности и правилами спортивных игр;
  • вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой физического развития;
  • отбирать упражнения для занятий по развитию физических качеств;
  • выполнять простейшие приемы оказания помощи при травмах и ушибах.
  • Раздел «Физическое совершенствование»Обучающийся научится:
  • выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости);
  • выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания);
  • выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
  • выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
  • выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
  • выполнять легкоатлетические упражнения и подвижные игры.
  • КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА Протокол итогового тестирования