«Задачи и содержание работы с родителями дошкольников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Задачи и содержание работы с родителями дошкольников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»
Автор: Крайненко Виктория Александровна

Методическая разработка Консультация для родителей на тему«Задачи и содержание работы с родителями дошкольников по образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»Автор: Воспитатель Крайненко В.А Организация: МБДОУ № 33 Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.Социально-коммуникативное развитиеДанная образовательная область направлена на решение следующих задач:- усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;- развития общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками;- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в группе детского сада;- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.Таким образом, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение знаний, норм и ценностей, позволяющих ребенку чувствовать себя полноправным членом общества.Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества, и этот сложный, многогранный процесс продолжается всю жизнь. Причем процесс социализации может осуществляться как в ходе стихийного взаимодействия с окружающим миром, так и в процессе целенаправленного приобщения человеку к социальной культуре.Задачи именно в этой области невозможно без взаимодействия с родителями- повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах формирования у детей уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и окружающему социуму;- оказание помощи семьям дошкольников в воспитании у детей норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.Направления по вовлечению родителей в совместную деятельностьИнформационно - аналитическое – (анкетирование, тестирование, опрос, «почтовый ящик»Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.Познавательное – (родительские гостиные, нетрадиционные собрания, экскурсии)Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.Наглядно – информационное (через родительские уголки, папки – передвижки, мини – библиотека, выпуск газеты)Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:1. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д.,Досуговое (праздники, акции)Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения. Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольныхучреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья».Письменные формы взаимодействия с родителямиНовое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.Принципы взаимодействия по социально- комуникативному взаимодействию ДОУ с семьямиПринцип гуманизации обеспечивает установление подлинно человеческих, равноправных и партнёрских отношений в системе «ДОУ – семья».Принцип индивидуализации ориентирован на глубокое изучение особенностей семей воспитанников, а так же создание управляемой системы форм и методов индивидуального взаимодействия.Принцип открытости предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребёнка в ДОУ, стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы.Принцип психологической комфортности заключается в снятии всех стрессовых факторов образовательно-воспитательного процесса, в создании в ДОУ эмоционально-благоприятной среды.Формы взаимодействия с родителями по социально-коммуникативному развитию Традиционные Родительские собрания Консультации Утренники Дни открытых дверей Оформление информационных стендов Посещение семьи ребенка Анкетирование Нетрадиционные Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы Концерты Тематические досуги Оформление стенгазет и буклетов Групповые встречи – практикумы, мастер – классы, круглыестолы, дискуссии, видеопрезентации Почта доверия Театрализованные представления для детей сучастием родителей Нетрадиционные собрания Наша интересная жизнь с родителями!Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержаниюобразовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; ответы на вопросы родителей ими самими; приведениепримеров из собственного опыта; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихсяличности ребенка, его внутреннего мира; . стремление взрослых к индивидуальным контактам своспитателем; размышление родителей о правильности использования техили иных методов воспитания; .повышение их активности при анализе педагогическихситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.Литература1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями.[Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 1142. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ.Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческийцентр «Сфера», 2005, С. 89.3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]//4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронныйресурс]// 5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи[Электронныйресурс]//_roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-1056.Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// - sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-sroditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.Пособиедля работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: « 8. Аркти», 2005, С. 221.