Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»
Автор: Котельникова Галина Александровна

Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Давайте дружить с книгой!»Цель:
  • Продолжать расширять представления детей о книгах, познакомить с историей создания книги, рассказать о правилах обращения с книгой.
  • Вызвать у детей интерес к посещению детской библиотеки в нашем городе.
  • Образовательные задачи:
  • Познакомить детей с историей создания книги: «Из прошлого в настоящее».
  • Развивать познавательный интерес к книге как источнику знаний.
  • Расширять представления детей: о многообразии книг, о роли книг в жизни людей, о книжном издательстве, о свойствах и качествах, о бумаге как материале для издательства книг.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитывать у детей эмоционально – ценностное отношение к книге.
  • Воспитывать бережное отношение и любовь к книге, развивать интерес у детей к печатному слову.
  • Воспитывать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности при изготовлении «Книжек – малышек» и «Книжек – самоделок».
  • Материалы: подборка книг разного формата и содержания, наглядный материал о книгах и библиотеке, подборка портретов знаменитых детских писателей; «Книжки – самоделки» сделанные с детьми младшей и средней группы; заготовки для книжек – малышек из плотной белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры, клеящий карандаш, скотч, ножницы, цветная бумага, салфетки.Предполагаемый результат:- первичные знания у детей о книге и библиотеке;
  • бережное отношение детей к книгам;
  • развитие интереса у детей к изучению букв и к чтению;
  • расширение кругозора детей;
  • обогащение и активизация словарного запаса у детей (рукописи, песец, печатный станок, словарь, энциклопедия, типография, шрифт, переплёт, обложка, заголовок и пр.)
  • Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие».Ход НОД.Воспитатель: - Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да!)Тогда слушайте внимательно!Легенда, приданье народное,Ребята её обожают.Родители, если свободные,Её тебе на ночь читают.  (Сказка)Правильно ребята, папы, мамы читают детям перед сном их любимые сказки. Теперь послушайте и отгадайте другие загадки:Я всё знаю, всех учу,А сама всегда молчу.Чтоб со мною подружиться,Нужно грамоте учиться.    (Книга)Склеена, сшита,Без дверей, а закрыта.Кто её открывает,Тот многое узнает.   (Книга)Дети отгадывают загадки (если ответить будет сложно, воспитатель помогает наводящими вопросами).Воспитатель: - Молодцы ребятки, отгадали вы загадки! И сегодня у нас с вами пойдёт речь о книгах. Посмотрите какие интересные книги я вам сегодня принесла (показываю книги разного формата, идёт беседа об их содержании и назначении). Как вы видите, книги бывают разного вида и разного содержания в зависимости от того, для кого и для чего предназначена книга. Есть книги: детские, учебные, энциклопедии, словари, книги для взрослых, книжки- раскраски, книжки- малышки, книжки- игрушки. Словом, книг бывает очень, очень много и очень разных. Все люди любят читать книги. У каждого есть своя любимая сказка. Расскажите какие сказки вы любите больше всего? (Ответы детей)    А как вы думаете, где должны храниться книги?(Дети дают свои ответы).Воспитатель: - Правильно ребята, книги должны храниться на полочке для книг, она так и называется – книжная полка. У нас в группе есть книжный шкаф, где хранятся книги для чтения детям и есть полочка для хранения учебной литературы. Приглашаю детей посмотреть, где хранятся книги в группе. Возвращаемся в группу, подходим с детьми к уголку детской книги. В «Книжном уголке» нашей группы мы всегда подбираем и выставляем для вас книги, которые могут быть полезными и интересными для вас, из которых вы можете узнать что-то новое для себя, рассмотреть книжные картинки, иллюстрации.Ребята, скажите, а у вас дома есть книги? (Ответы детей)А как вы думаете, откуда появляются книги у нас?Дети: - Из книжного магазина!Воспитатель: - Правильно мы приобретаем книги в книжном магазине. А вот изготавливают книги на книжной фабрике в типографическом издательстве книг. Там книги издают, а затем они поступают в книжный магазин для того чтобы люди могли их приобрести. У каждой книги есть свой автор, давайте вспомним вместе каких авторов вы знаете: А.С. Пушкин «Сказки»; К.И. Чуковский «Сказки для детей»; «Русские народные сказки» автором является народ; А. Барто «Стихи для детей»; Хрестоматия для детей дошкольного возраста (в ней собраны лучшие произведения для детей, разных знаменитых писателей, авторов детской литературы).      Ребята, автор пишет текст (стихотворения, сказки, рассказа), а затем несёт свой текст (своё сочинение) в книжное издательство, где его рукописный текст превратят в книгу, там могут напечатать столько много книг, чтобы их хватило всем желающим купить книгу. Скажите пожалуйста, а как называют людей, которые читают книги? (Ответы детей) Правильно, их называют читателями.Если книгу написал,Значит ты писатель,Если книгу ты прочёл,Значит ты … (Читатель).        Ребята, создать книгу – это целое искусство. Над книгой трудится огромное число людей. Изготовление книги включает в себя множество технологических процессов, каждый из которых – воплощение ума, труда мастеров и достижений науки и техники.        А знаете, в древние времена люди не умели писать и читать, они не знали, что такое буквы, но им необходимо было общение, поэтому они писали (выцарапывали на камнях, стенах пещер) знаки, рисунки, которые помогали им находить своё жилище, предупреждали об опасности и мн. др. В древние времена люди писали на глиняных дощечках, на телячьей шкуре, на бересте (это слой, снятый с коры дерева берёзы, поэтому называется – береста), прошло много лет и люди изобрели папирус, а затем и бумагу.        Ещё пятьсот лет назад книги переписывали от руки. Писец сидел, склонившись над листом бумаги, и гусиным пером старательно выводил строчку за строчкой, заказанной ему книги. За день самый усидчивый и опытный песец мог переписать не больше 10- 15 страниц. У каждого писца получались разные книги потому что почерк письма был разный, у одного аккуратнее, а у другого не так. И люди стали задумываться как же сделать так, чтобы книгу можно было размножить и ускорить её создание?       Несколько тысячелетий прошло с тех пор как люди изобрели первый печатный типографский станок. Сначала он был изобретён в Китае, затем в Германии учёный Иоганн Гутенберг изобрёл более совершенный станок. На Руси первый печатный дом был открыт в 1563 году на Никольской улице. Открытие состоялось по указу царя Ивана Грозного. В 1564 году в Москве Иван Фёдоров выпустил первую российскую печатную книгу «Апостол». С той поры, как появились первые книгопечатные станки пошло начало развития книжной печати.       В нашем современном мире много печатных издательств во всех больших городах и странах. Книги выпускаются на разных языках, чтобы дети могли учиться читать и узнавать из книг много нового и интересного.       Ребята, а если человеку нужна какая-либо книга, он пошёл в книжный магазин и не нашёл там нужной книги, что ему делать? Где искать нужную книгу? (Ответы детей)       Молодцы ребята, правильно, книгу можно найти в библиотеке. В нашем городе Санкт – Петербурге есть много библиотек – это: Российская Национальная библиотека, Центральная военно–морская библиотека, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина, Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина и ещё много других библиотек. Мы с вами обязательно посетим детскую библиотеку им. А.С. Пушкина, наш детский сад (наша группа) заключили договор о посещении библиотеки с детьми в течении учебного года, так как мы уже старшая группа, мы будущие школьники и мы хотим знать больше о книгах, писателях, иллюстраторах, о нашем городе и искусстве.         Воспитатель: - Обращает внимание на старенькую, порванную книжку: Заболела эта книжка,Разорвал её мальчишка,Я больную пожалею,Я возьму её и склею.Воспитатель вместе с детьми оказывают помощь книге.Ребята, а вы помните правила обращения с книгой?
  • Не бери книги грязными руками.
  • Не рви и не мни книги.
  • Не рисуй в книгах.
  • Не читай книгу лёжа на полу.
  • Давайте поиграем, игра называется: «Да или нет!»Отвечайте дружно!Если «Да» - вы поднимаете руки вверх и киваете головой.Если «Нет» - вы протягиваете правую руку вперёд, показываете указательный палец и машите рукой вправо, влево и качаете головой.Всё поняли? Тогда начинается игра!
  • Вы любите слушать, когда вам читают сказки?
  • Вы любите рассматривать картинки в порванной книге?
  • Книга боится дождя?
  • Книга любит, когда её читают во время еды?
  • Книга любит, когда её кладут в книжный шкаф?
  • Книга любит снег?
  • Книга боится грязных рук?
  • Книга любит путешествовать в библиотеку, в сумочке, в обложке?
  • Книга боится быть порванной?
  • Книга любит, когда её чинят, оберегают?
  • Ребята, послушайте, что говорит вот эта замечательная книга:Я – книга! Я творец твой!Будьте, дети, бережны со мной,Мой чистый вид всегда опрятен,Оберегайте меня от пятен!Сегодня, ребята, я вам принесла заготовки для «Книжек – малышек» или «Книжек – самоделок», давайте поиграем в книжное издательство и создадим свои рукописные книги. Сегодня мы будем придумывать название будущей книжки, писать его печатными буквами и оформлять первый лист – обложку книги, будем придумывать иллюстрации для своей книги в соответствии с названием выбранным автором данной книги. Книги создаются долго, поэтому мы тоже торопиться не будем, а будем делать всё последовательно и постепенно, в результате чего у нас получится «Детская библиотечка» «Книжек – самоделок».