Патриотическое воспитание школьников в системе работы педагога школьной образовательной программы.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание школьников в системе работы педагога школьной образовательной программы.
Автор: Гусакова Елена Петровна


Статья на тему: Патриотическое воспитание школьников (Берлик Д.С.)
1. Введение

Кто не знает, в какую гавань плыть,для того не бывает попутного ветра.Л. Сенека
Будущее любой страны во многом зависит от того, какие ориентиры будут формироваться у ее граждан, в свою очередь это зависит от воспитательной системы данной страны. С введением ФГОС важнейшей составной частью воспитательного процесса в российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений ученика. От того, насколько молодое поколение будет пронизано патриотическим чувством, зависит и прочность Российской Федерации, ведь на их основе укрепляется любовь к Родине, возникает чувство ответственности за ее могущество, развивается достоинство личности.
2. Общее представление о патриотизме
Впервые слово патриот появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Что же такое патриотизм?
В толковом словаре В.И. Даля значение слова патриот объясняется так: Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб.
В Словаре иностранных слов В.В. Одинцова и др. патриот – (гр. Patriotes) – земляк, соотечественник.
А, значит, патриотизм - в широком понимании этого термина означает любовь к своей родине, преданность своему народу, гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить приумножение его общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей.
Под патриотизмом в узком смысле словапонимают любовь к своей малой родине: к своей деревне, городу или области, к своему дому. Это естественная привязанность к своему народу, родным местам, языку, национальным традициям.
Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.
По работам исследователей отмечено, что патриотизм может проявляться в различных формах и на различных уровнях.
По форме различают: полисный патриотизм (существовал в античных городах-государствах); имперский патриотизм (поддерживал единство и целостность империи); этнический патриотизм (базируется на чувстве любви к своему этносу); государственный патриотизм (базируется на чувстве любви к государству).
В зависимости от ключевого признака Е.С. Троицкий различает уровни патриотизма:
– государственный патриотизм,
– региональный патриотизм,
– местный патриотизм.
Подобных идей придерживается и Т.Е. Вежевич: Любовь к большой и многонациональной Родине не противоречит, а предполагает любовь к малой родине, ее традициям и обычаям. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
По области воздействия патриотизма на сознание различают:
– макроуровень,
– микроуровень.
Дух патриотизма — универсальный нравственный идеал. Его питают глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом, выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к поколению. Он не заложен в генах,это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Цель патриотического воспитания в российском обществе - развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности.
3. Структура патриотического воспитания
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Традиционно патриотическое сознание всегда было основополагающей чертой россиян.
Помимо образовательных учреждений значительное внимание патриотическому воспитанию молодежи, уделяют также органы государственной власти, которые осуществляют его преимущественно через формирование готовности к защите Родины, уважения к действующему законодательству и основам демократического, правового государства, к российской истории, выдающимся памятникам культуры. В статье 43 Конституции РФ сказано, что все граждане РФ имеют право на бесплатное образование. Это подразумевает, что они имеют право и на воспитание, включая гражданско-патриотическое. Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотизм представляет собой сложное явление. Подавляющее большинство исследователей выделяют в структуре патриотизма три элемента: патриотическоесознание,патриотическуюдеятельностьи патриотическиеотношения.
Патриотическое сознаниеобразует особую форму общественного сознания, сочетающую в себе политическую, социальную, правовую, религиозную, историческую, нравственную составляющие.
Социальныйэлемент в патриотическом сознании определяется имеющимися в обществе классовыми отношениями и соответствующими критериями их оценки.
Правооказывает влияние на формирование и функционирование патриотического сознания через юридические нормы, закрепленные в первую очередь в Конституции государства.
Весьма неоднозначно может быть оценена рольрелигиив формировании патриотического сознания. Ее сложность обуславливается наличием в обществе представителей различных конфессий, а так же убежденных атеистов. Такая духовная неоднородность, естественно, подразумевает различное понимание патриотизма.
Огромное значение для формирования патриотического сознания имеетисторияОтечества. В фактическом материале, отражающем прошлое нашей страны, содержатся знания, способствующие формированию патриотизма.
Важную роль в формировании патриотического сознания играет категориянравственности.
Патриотическое сознание приобретает ценность только тогда, когда оно получает реализацию на практике в виде конкретных действий и поступков, представляющих в совокупностипатриотическую деятельность.Поведение человека только тогда может считаться патриотическим, когда оно имеет положительное значение для Отечества и не вредит другим этносам и государствам. Для Родины важна деятельность по сохранению ее потенциала во всех областях, но в первую очередь - в духовной. Как и в любом виде деятельности, в структуре патриотической деятельности можно выделить статический и динамический аспекты.
Третьим структурным элементом патриотизма выступаютпатриотические отношения.Они представляют собой систему связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов и групп в обществе по поводу отстаивания своих потребностей, интересов, желаний и установок, имеющих отношение к их Родине. Субъектами патриотических отношений могут являться как отдельные личности, так и различные общности людей, вступающие в активное взаимодействие между собой, на основе которого формируется определенный способ их совместной деятельности. Патриотические отношения - это взаимоотношения людей друг с другом, способные принимать характер дружественногосотрудничестваиликонфликта(на основе совпадения или же столкновенияинтересовэтих групп). Такие взаимоотношения могут принимать форму прямых контактов, либо косвенную форму, например, через отношения с государством.
4. Принципы патриотического воспитания
Подводя итоги различных исследователей можно выделить несколько основных принципов, на которых базируется патриотическое воспитание - общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса:
– Принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности в реализации задач патриотического воспитания.
– Принцип связи патриотического воспитания с другими видами обучения и воспитания.
– Принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников.
– Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта.
– Принцип исторической и социальной памяти.
– Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции народов.
– Принцип социокультурной и национальной идентификации.
– Принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании.
– Принцип субъектности.
Приведенные принципы, предъявляют требования к тому, как нужно организовывать патриотическое воспитание, определив сущностные характеристики, структуру и функции патриотического воспитания школьников.

5. Сущностные характеристики системы патриотического воспитания

Рассмотрим сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников:
Многофакторность системы - определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено, целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
Систематичность и длительность - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе (целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств, организацию процесса патриотического воспитания школьников, контроль, коррекцию над ходом процесса, принятие управленческих решений, и прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания);
Перспективность - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.
Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.
Комплексность - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимосвязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
Ступенчатость - характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.
Целостность - означает завершенность, тотальность.
Активность - характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э.В. Ильенкова личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность.
6. Функции патриотического воспитания
Педагогическая функция– предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Цели и функции патриотического воспитания учащихся достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.
Среди функций патриотического воспитания выделяются:
1) ориентирующая функция.
Помогает педагогам выработать систему ценностей и ценностных ориентаций, в соответствии с основной целью воспитания.
2) мотивационно-мобилизационная функция.
Педагог всегда должен понимать, какой мотив может лежать в основе патриотического воспитания. К главным мотивам можно отнести интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и идеалы ученика. К важным факторам мотивации относят достижения. Это потребность в достижении высоких результатов.
3) информационная функция.
Несомненно, педагог - главный источник информации для обучаемых.
4) организационная функция.
Связана, в основном, с вовлечением учащихся в намеченную работу, сотрудничеством с ними в достижении намеченной цели.
5) преобразующая функция.
6) координирующая функция.
Преподаватель выступает в роли координатора при формировании патриотического воспитания.
7) прогностическая функция.
Выражается в умении учителя предвидеть результаты своей деятельности в имеющихся конкретных условиях, что необходимо для определения дальнейшей стратегии своей деятельности.
8) контролирующая функция.
9) коррекционная функция.
Две последние функции необходимы педагогу прежде всего для создания действенных стимулов, благодаря которым будет развиваться процесс.
Результатом гражданско-патриотического воспитания, построенного на данных принципах, должно стать:
- осознание молодёжью принадлежности к российскому государству и народу;
- уважение к истории и русскому языку, региональным языкам своего народа, страны;
- чувство гордости и уважения к своим родителям, предкам, народу, месту, где ребёнок родился;
- знание культуры своего народа и стремление соблюдать его традиции.
Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами. Как и в других моральных качествах, в патриотизме выделяются компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий, волевой, развитие которых требует специальной методики воспитательной работы.
Критерии эффективности патриотического воспитания учащихся представляют собой совокупность основных признаков, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его эффективность, т.е. те условия, факторы, способы, за счет которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности.
Под эффективностью патриотического воспитания понимается достижение субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве.
Критерии эффективности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.
7. Заключение
Сегодня, не смотря на усилия государства, требуется огромная работа для формирования чувства патриотизма у молодого поколения, ведь за последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость. Резко подросла и помолодела преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. Зачастую молодые люди не хотят служить в армии, хотя исходя из Конституции Р.Ф, служба в армии является их священной обязанностью.