«Чему учат народные сказки?»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Чему учат народные сказки?»
Автор: Иванова Ирина Викторовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение компенсирующей направленности детский сад №12 «Родничок»Консультация для воспитателей«Чему учат народные сказки?» Подготовила: Иванова И.В. воспитательгруппы компенсирующей направленности «Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказкой начинается его знакомство с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим в целом»В.А.Сухомлинский Дошкольный период характеризуется стремительным психическим и физическим развитием ребенка. Именно в этом возрасте необходимо сформировать правильные качества и свойства личности, которые положительным образом повлияют на становление характера ребенка. Современные мультфильмы искажают представления нравственных качеств ребенка, не воспитывают в ребенке ни доброты, ни справедливости, ни милосердия, подрывают традиционные семейные ценности. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. На плечи воспитателя ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы формировать, развивать нравственные качества, воспитывать в душе ребенка духовное начало, развивать чувства, чтобы он не вырос равнодушным человеком. Сказка – вымысел, произведение народной фантазии, складное, интересное произведение, имеющее определенную целостность и особый смысл. Сказка привлекает детей тем, что в ней занимательный сюжет, удивительные герои, много фантастического: разные превращения, животные разговаривают, герои наделены волшебными умениями (умение летать, различные превращения) и т.д. Сказка проста и в то же время загадочна: "В некотором царстве, в некотором государстве " и ребенок уже покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкойПесенки-вставки, присказки и концовки вызывают у ребенка интерес к слушанию. Традиционные эпитеты русских народных сказок: добрый молодец, Василиса Прекрасная, и др. В сказках медведь всегда косолапый, могучий, но добрый; волк - серый, свирепый, но глупый; лиса - хитрая, всегда выигрывает в любой ситуации. Темные силы русских сказок: Леший, Баба Яга, Кощей Бессмертный. Сказка — носитель многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем, учится верить в силу правды и справедливости. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, знакомит с традиционной культурой. Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции. Нельзя не отметить значение сказок в патриотическом воспитании. Сказка воспитывает любовь к Родине, раскрывает перед ребенком духовные богатства культуры. В сердце ребенка остаются образы родной природы, описанные в народном творчестве. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. С какими  сказками мы знакомим детей в дошкольном учреждении?Сказки о животных. В этих сказках действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, описывает повадки, высмеивает пороки. Волшебные сказки – сказки, где происходит чудо, приключения, геройства, превращения. В основе сюжета таких сказок находится повествование о поисках потери или недостачи с помощью чудесных средств или волшебных помощников. Бытовые сказки – сказки об обыденной жизни, в них добру, честности, благородству противопоставляется жадность, зло, зависть. Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое. Как превратить чтение сказки в сказкотерапию1.   В ходе чтения сказок вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т. п. Ребёнок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики.2.   Во время чтения или рассказывания следует расположиться перед ребёнком так, чтобы он мог видеть лицо взрослого и наблюдать за жестами, мимикой, выражением его глаз обмениваться с ним взглядами.3.    Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой», вживайтесь в роли. Это позволит ребёнку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней.4.   Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребёнка и ваших собственных, но допускать затянувшихся пауз не следует.5.   Вы должны знать, насколько устойчиво внимание у ребёнка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней, всякий раз вспоминая «на чем остановились».6.   Следите за реакцией ребёнка на сказки, на их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика — всё это может указывать, захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребёнка сосредоточено на описываемом действии, вы — на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так или ребёнок ещё не готов её воспринять. 7.   После прочтения сказки обсудите её с ребёнком. В зависимости от содержания вопросы по сказке могут быть примерно такими:°      О чём сказка? Что запомнилось больше всего?  °      Какие герои запомнились? Почему?°      Что случилось с тем или иным персонажем?°      В какие моменты было радостно? В какие грустно?°      Было ли жалко кого-нибудь?°      Какие чувства, какое настроение после сказки?°      Случается ли такое в жизни, по-настоящему? °      Чему мы можем научиться у этой сказки? Вопросы могут быть другими, возникать и в процессе прочтения и после него. Главное, чтобы на них хотелось «найти» ответ и чтобы они стали естественным продолжением сказки. Какие типы сказок предпочитаю дети в разных возрастных группах. - Дети 3-4 лет предпочитают сказки про игрушки, маленьких человечков и животных. - После 5 лет – интерес вызывают сказки про фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. - Для детей примерно с 5-6 лет лучше и использовать волшебные сказки, о перевоплощениях, с цикличными четкими сюжетами. - От 6 лет и старше можно работать уже с разноплановыми по структуре и сюжету сказками, которые выберет сам ребёнок.«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны— читайте им сказки.Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок».Альберт ЭйнштейЛитература:1. -6495499.html2. 3. 659578