"Обучение финансовой грамотности дошкольников."


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обучение финансовой грамотности дошкольников."
Автор: Галина Владимировна Максимова

ВведениеДошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Именно с дошкольного возраста необходимо внедрять современные технологии образовательного процесса, которые открывают хорошие возможности для успешного развития дошкольников.познавательной активности ребенка. Как мы, взрослые, можем помочь дошкольникам получить полезные сведения о науке экономике, развить их экономическое мышление, речь, воображение? Конечно в процессе игры и чтения художественной литературы, ведь в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а источником знаний - книга, которая имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Используя сказки, для обучения детей азам экономики, мы в доступной форме позволяем им сформировать первичные представления, закреплять, обобщать и систематизировать их, а погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринужденно освоить необходимые знания и умения. Область экономической действительности - одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях.Низкий уровень финансовой грамотности негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения страны. Проблема связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком понятных и доступных учебных программ, и образовательных материалов для всех слоев населения, недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности.Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.Задачи:
  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посрелдством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • В итоге реализации обучения дети смогут:
  • - разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий;
  • - знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;
  • - понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам,
  • - осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;
  • Практические результаты:
  • - освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость
  • грамотно и бережливо относиться к ним;
  • - научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно; денежные средства и пр.;
  • - заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.
  • -применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • -следовать социальным нормам и общепринятым правилам общества.
  • Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
  • В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
  • Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.Ожидаем, что дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и родители заинтересуются вопросами финансовой грамотностиЗачем нужна ребенку финансовая грамотность?«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»Роберт КийосакиРодители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:1. Что такое деньги2. Где их взять3. Как ими правильно распоряжатьсяЕсли у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.Когда ребенок пойдёт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может магазин, таккак в нем можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.В период от 5 до 7 лет следует научить покупкам в магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек».На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль.Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляютсяИнструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет   необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.Рекомендации для родителей.
  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка в банк.
  • Поговорите с детьми о вложении денег. 
  • Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. 
  • Научите детей зарабатывать деньги.
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. 
  • Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой. 
  • Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. 
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Будьте для ребенка примером.
  • Правила обучения финансовой грамотности для дошкольниковВот несколько приемов, которые, по совету экспертов, можно использовать для развития финансовой грамотности у дошкольника:
  • Расширяйте словарный запас. Объясняйте и изучайте термины, связанные с финансами. «Каждый день выбирайте новое денежное слово — «банк», «зарабатывать», «тратить» или «сберегать» — и объясните, как оно работает в повседневной жизни, когда вы идете на работу, покупаете продукты или откладываете деньги на что-то», — говорит Эльвира Кетлер.
  • Подавайте пример. Если вы испытываете напряжение во время покупок, волнуетесь или спорите о деньгах с супругом, то дети рано или поздно это заметят, предупреждает психолог. Подайте им здоровый пример, и они с большей вероятностью последуют ему, когда станут старше.
  • Учите действием. Нужно сделать больше, чем просто сказать: «Эта машинка стоит 500 руб.». Помогите ребенку вытащить несколько купюр из банки, взять их с собой в магазин и передать деньги кассиру. Действие будет иметь больший эффект, чем пятиминутная лекция.
  • Стремитесь к наглядности. Дайте ребенку монетки, которые он будет копить на какую-нибудь желанную для него покупку, советует Анна Мусихина. Это научит фокусироваться на цели, а также на практике понимать функцию денег. Лучше выбрать прозрачную банку — дети видят, как количество денег, которые они копят, увеличивается.
  • Не нарушайте правил. Маленькие дети берут пример с родителей. Если вы сами не нарушаете финансовые правила, то ребенок, скорее всего, будет действовать так же.
  • Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольниковЕсли ребенок посещает детский сад, то дополнительные знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, он может получить там. Например, в программах некоторых дошкольных заведений проводят тематические недели, в том числе на тему финансов. Дома в распоряжении родителей есть всевозможные игры, вот некоторые из них:
  • детская касса или магазин;
  • сюжетно-ролевые игры на любую тему, связанную с финансами: «папа и мама пошли на работу», «что такое профессия», «собираем и считаем нужное количество монеток»;
  • игра «большой или маленький» тренирует навык выбора — ведь какой-то большой предмет не всегда лучше и полезнее маленького.
  • Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
  • Не покупайте все, что просит ребенок. Перед тем как зайти в магазин, заранее обсудите план покупок. Составьте список, попросите ребенка запомнить, какие товары необходимо приобрести, — тем самым вы еще и поможете ему развивать слухоречевую память, советует психолог. Можно разрешить ребенку выбрать что-то для себя, но не дороже, к примеру, 100 руб. Так вы познакомите ребенка с тем, что у каждого товара своя цена, отработаете понимание «больше/меньше».
  • Выдерживайте паузу. Если ребенок разом потратил все карманные деньги, не торопитесь выдавать ему еще. Объясните, что нужно было распределить деньги на всю неделю, но если он решил поступить иначе, то этого его выбор и ответственность.
  • Не платите за хорошие оценки. Учатся для того, чтобы получить знания и рано или поздно определиться с собственным будущим. В качестве альтернативы можно установить вознаграждение за домашние дела и другой труд.
  • Наказание и поощрение должны быть соизмеримыми. Лишать карманных денег имеет смысл за серьезные проступки или, например, порчу семейного имущества — в этом случае ремонт или замена будут частично оплачены «за счет» ребенка.
  • Игры по финансовой грамотностиДля обучения финансовой грамотности существует множество игр, в которых заложены различные сценарии, так или иначе связанные с деньгами. Это могут быть командные игры или такие, где каждый сам за себя. С помощью игры можно прививать навыки обращения с деньгами в непринужденной семейной обстановке, что хорошо само по себе. Вот некоторые из игр по финансовой грамотности.1. «Идея на миллион»В карточной игре «Идея на миллион» участники должны придумать, запустить и сделать успешным свой стартап. Для этого придется разработать бизнес-стратегию и правильно вести дело. Одновременно за столом могут находиться до четырех игроков. Игра развивает креативность и стратегическое мышление. Возраст игроков — от 14 лет.2. «Монополия»В настольную игру «Монополия» могут играть сразу до восьми игроков. Цель каждого участника — оставаться в прибыли. Одновременно с этим нужно обанкротить конкурентов. Игра подходит для детей от восьми лет. Она развивает логику, стратегию и обучает базовым экономическим моделям. Для детей помладше есть упрощенный вариант — Monopoly Junior. В нее можно пробовать играть с пяти лет.3. Денежное лотоСуществуют различные вариации лото на тему финансов, в том числе для самых маленьких. Главная цель игры для дошкольников — закрепить основные термины. Для этого игрокам раздают карточки с цветными полями, обозначающими доходы и расходы. Затем ведущий достает из другой колоды карточки с изображениями. Дети должны правильно распознать сценарий рисунка и сказать, доход это или расход. Одновременно играть в лото могут до семи человек. Минимальный возраст — четыре года.4. «Фиксиномика»Фиксиномика — пример настольной игры с финансовым уклоном по мотивам сюжета мультфильма «Фиксики». Она тренирует навыки выбора и принятия самостоятельного решения. Игра состоит из поля с секторами, кубиков и фишек. Задача игроков — бросать кубик и передвигаться по полю, выполняя задания. За столом могут быть сразу несколько игроков, возраст зависит от уровня сложности.5. «Думай и богатей»Настольная викторина «Думай и богатей» содержит 500+ вопросов по разным темам. Суть игры — отвечать правильно и получать за это деньги. Если игрок дал неверный ответ, он должен заплатить штраф. По правилам участники могут брать кредит в банке, а значит, придется научиться контролировать свой долг. Одновременно за столом могут находиться до четырех человек. Рекомендованный возраст — от шести лет.Изучение литературы по финансовой грамотности будет полезно как для детей, так и взрослых. Малышам подойдут сказки или книги с картинками, описывающими ту или иную ситуацию на тему денег. Подросткам можно предложить изучить тему самостоятельно. Психолог Эльвира Кетлер советует такие книги:
  • Кен Хонда, «Счастливые деньги». Автор выделяет семь типов денежных личностей. Определив свой и поняв возможные проблемы, можно значительно улучшить отношения с деньгами.
  • Роберт Кийосаки, «Богатый папа, бедный папа». Книга поможет родителям пересмотреть собственные отношения с деньгами и то, что они рассказывают об этом детям.
  • Бодо Шефер, «Пес по имени Money». Увлекательная книга о финансовой грамотности для детей 10–12 лет.
  • Дэйв Рэмси и Рэйчел Круз, «Умные деньги, умные дети». Авторы, отец и дочь, на примерах из собственной семейной истории рассказывают о том, как научить детей и подростков обращаться с деньгами.
  • Много материалов по финансовой грамотности находится в открытом доступе. Например, всевозможные шпаргалки и советы можно найти на сайтах , проекта  и .Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!