Игры со строительным материалом для старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игры со строительным материалом для старшего дошкольного возраста
Автор: Малышева Любовь Ивановна

Развитие дошкольника осуществляется в игровой деятельности. Конструирование - это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста. Картотека игр со строительным материалом для старшего дошкольного возраста«Построим дом»Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крышу соответствующие величине данного дома.Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.«Собери и построй»Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.Ход:Вариант 1.Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.Вариант 2.Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например, на верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.«Какая постройка рассыпалась?»Цель: Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.Материал: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.Ход игры:Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием, количество карточек увеличивается.«Мастерская форм»Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.Ход:Вариант 1.Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.Вариант 2Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например, треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.«Архитектор»Цель: Развивать умение составлять ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.Материал: Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.Ход:Вариант 1.Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.Вариант 2.Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.«Счастливый остров»Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.Материал: Разноцветные геометрические фигуры и их части.Ход: Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.«Разные дома»Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.Материал: Карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.Ход: Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.«Конструируем из палочек»Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу.«Построй по схеме»Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.Материал: схемы построек, строительный набор.Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину.«Накладываем детали»Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).Игра «Строим забор»Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена? Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.Мы решили строить домДля своих зверушек.Дом построен и теперьНам заборчик нужен.Доски обтесали,Крепко прибивали.Тук – тук, перестук,Доски обтесали,Тук – тук, перестукКрепко прибивали.«Выкладывание фигур»Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой ракеты? Сколько здесь одинаковых фигур?"«Сопоставь»Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.«Посчитай и сконструируй»Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.Игра «Построим башенку для принцессы»Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает её на стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома). Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, всё, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».Дети вместе с воспитателем строят башенку, используястроительный набор и подручный материал. В концеигры воспитатель показывает новый дом принцессе иговорит: «Это ваш новый дом – башня. Вы довольныпринцесса? Хорошо постарались наши строители! Онимогут строить и другие красивые дома».«Построй по модели»Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.Материал: объемные модели, строительный конструктор.Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)«Моделирование по схеме»Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме.Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.«Построим магазин для кукол»Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.«Зоопарк для диких животных».Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.«Зоопарк».Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании строительства с ними играют.«Построим дом для животных».Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.Игра: Детям предлагается выбрать одно - два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.«Гараж».Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.«Построим дом для зайчика».Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение соотносить движения со словами.Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…«Построим дом для медведя».Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.«Терем для животных».Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи последовательность действий.Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.«По желанию детей».Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором, научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной деятельности.«Гаражи для машин».Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.Основное содержание: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.«Дом для гномиков».Цель: Закрепить умение конструировать объекты (дома) в соответствии с определёнными условиями.Основное содержание: дети строят дома разной конструкции.«Мебель для куклы».Цель: Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.«Строительство домиков для котят разной величины».Цель: Закрепить знания понятий «большой – маленький»; развивать конструктивные умения, речь.Игра: Кукла обращает внимание на то, что котята жалобно мяукают, потому, что у них нет домов, им холодно. Просит детей построить для котят домики из строительного материала по размеру котят, чтобы они поместились в домике.«Грузовые машины».Цель: Развивать конструктивные способности детей, мелкую моторику пальцев, учиться строить машины из конструктора «ЛЕГО»; учить играть без конфликтов, дружно.«Гаражи для транспорта».Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.«Осень в лесу».Цель: Осваивание способов построения пейзажной композиции.Игра: из геометрических фигур разного цвета, размера, формы составить картинку – пейзаж.«Дом для Дюймовочки».Цель: Закрепить навыки работы с бумагой, картоном; развивать точность движений, внимание, усидчивость, интерес к деятельности, речь.Игра: Дюймовочке негде жить и дети с помощью цветной бумаги, спичечных коробков, клея, кистей, ножниц, салфеток, изготавливают мебель и устраивают в коробке жилище для Дюймовочки.«Подарки для малышей».Цель: Повысить самооценку детей; поупражнять в ручных умениях; доставить радость от поделки, сделанной своими руками.Игра: Самоделкин предлагает детям сделать подарки для малышей, в новогоднюю неделю все должны получить подарки. Чтобы детям не жалко было отдавать, Самоделкин предлагает сделать две поделки.«В мире фантастики».Цель: Предложить детям пофантазировать, помечтать построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить детей коллективно возводить постройки, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное.«Строители».Цель: Развивать у детей творческое воображение, способность совместно развивать игру, используя конструктор, строительный материал.«По выбору детей»Цель: Учить детей строить постройки и объединяться в одну группу, вместе придумывать сюжет и обыгрывать его. Учить играть дружно, не ссориться, уступать друг другу.«Красивые здания».Цель: Учить детей выполнять постройки, объединяясь в группы, придумывать сюжеты и обыгрывать их. Учить выполнять постройки устойчивыми, разнообразными, согласовывать индивидуальный замысел с общим.«Мой город».Цель: Учить творчески реализовывать замысел, развивать фантазию, советоваться со сверстниками при выполнении работ, распределять обязанности.«Гаражи и машины».Цель: Учить детей организовываться в группы и объединяться общим сюжетом, учить играть без конфликтов, дружно. Предложить мелкие игрушки для обыгрывания.«Детский городок».Цель: Активизировать умение создавать предметные конструкции из строительного материала согласно условию. Совершенствовать конструктивные навыки.Игра: детям предлагается деревянный строительный материал, с атрибутами для обыгрывания – машинки, деревца, фигурки людей и т. п.«Построим домик в деревне».Цель: Развивать конструктивные навыки детей, смекалку, воображение, умение ориентироваться в пространстве; активизировать глагольный словарь.Игра: предложить построить такой дом, какой бы они хотели иметь; предложить его сначала нарисовать схематично, а потом построить, используя строитель, элементы украшений.