УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Автор: Шораева Магира Зейнадиновна


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Филиал ФГБОУ ВПО ВГУЭС в г. Уссурийске
.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ТЕКСТУАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
СОГЛАСОВАНО
Содержание
Введение4
Формы самостоятельной работы учащихся с учебником 5
Методы организации самостоятельной работы учащихся на уроках
истории и обществознания 9
2.1 Метод последовательно-текстуального изучения источников 9
2.1.1 Вычленение и обработка основных идей источника 9
2.1.2 Анализ авторских вопросов……………………………………………………..10
2.1.3 Анализ событий, фактов, персоналий………………………………………….11
2.1.4 Методы изучения личностей 14
2.1.5 Соотнесение исторического опыта с действительностью 16
2.2 Методы изучения исторических источников (первоисточников) 18
2.3 Методы обработки исторической терминологии 22
Заключение 27
Список литературы ..28
Введение
Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы нацеливают на активное приобщение учащихся к самостоятельной работе с историческими источниками, на формирование у них приемов и навыков умственного труда. К.Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся.
Практика преподавания свидетельствует о том, что самостоятельная работа приводит к созданию эмоционально-творческой атмосферы на уроке, развитию познавательных интересов учащихся и способствует прочному усвоению исторических знаний, лучшему запоминанию материала.
Основная, специфическая цель самостоятельной работы - это формирование самостоятельности, при этом не только самостоятельности личности, но и самостоятельности в широком смысле слова - характера, мышления, побуждения, самостоятельности человека в целом.
Исходным признаком самостоятельной работы является деятельность учащихся без посторонней помощи или при сравнительно небольшой помощи. Вместе с тем, не всю работу, которую учащийся выполняет сам, можно назвать самостоятельной. Учащийся сам заучивает даты, названия, определения понятий, он сам отвечает на вопросы, сам рассказывает на уроке, но самостоятельности мышления не проявляет, и в первую очередь потому, что задания требуют запоминания, а не размышления.
Степень самостоятельности зависит не только от содержания учебного материала, но и от познавательных возможностей учащихся. Поэтому самостоятельность может быть правильно понята лишь с позиций развития и как развивающееся качество.
Самостоятельная работа дает большой эффект, если она связана с образовательно-воспитательными задачами конкретного урока, организуется планомерно и в определенной системе, обеспечивается взаимосвязью одних видов работы с другими (при этом соблюдается преемственность между ними), обусловлена уровнем развития учащихся.
Используя самостоятельную работу, как форму обучения учащихся, необходимо также учитывать следующие общедидактические и методические требования: работа проводится под руководством преподавателя, она занимает не весь урок, а материал для самостоятельного изучения и работы с ним должен быть посилен для учащихся.
Свои уроки я стараюсь построить так, чтобы учащиеся научились работать с различными источниками знаний - учебником, хрестоматией, наглядными пособиями, материалом, подобранным ими из периодической печати и др. Именно о формах работы с этими источниками и пойдет речь в данном учебно–методическом пособии.
1 Формы самостоятельной работы учащихся с учебником
Значительное место в самостоятельной работе учащихся при изучении курса История отводится изучению исторических источников. Однако, несмотря на их разнообразие, учебник остается главным источником знаний учащихся и является составной частью урока.
Учебник – это книга для учащегося, которая является важнейшим инструментом его учения. Он должен не только помочь студенту в усвоении разбираемого на уроке материала, но и привить интерес к предмету, стимулировать желание учащегося к самостоятельному приобретению знаний.
Однако, чаще всего, на уроке происходит следующая ситуация: учащиеся бессмысленно конспектируют страницы учебника и в редком случае пытаются первоначально вдумчиво прочитать и осмыслить заданный для конспектирования материал. Отсюда даже у добросовестно работающего студента знания носят последовательно – пересказочный характер. Попытки преподавателя изменить структуру ответа с помощью дополнительных вопросов чаще всего завершаются неудачей: выделить основные идеи и положения, обобщить материал, сделать выводы, соотнести полученные знания с окружающей действительностью студенты не могут.
Главной причиной такой неудачи, на мой взгляд, является то, что преподаватель не дает, а порою и не знает конкретных рекомендаций относительно того, как читать и как вести записи прочитанного учащимся учебного материала.
Для решения этой проблемы преподавателю, прежде всего, необходимо научить учащихся составлять простой план текста.
В основе этого умения лежит прием выделения главной мысли, который предполагает несколько этапов работы.
Приведу пример из собственного опыта.
При изучении темы Возникновение общества и государства (по предмету История) мы с учащимися проходим 4 основных этапа:
I. Подготовительный.
На этом этапе я объясняю, зачем необходимо овладеть данным приемом работы (чтобы лучше запоминать материал; чтобы уметь выделять главную мысль в тексте; чтобы логично излагать материал и правильно систематизировать факты, события и т.п.), показываю, как применяется умение, какие простейшие действия при этом осуществляются.
С этой целью перечисляю требования к составлению плана:
– план должен охватывать содержание текста;
– в заголовках плана не должны повторяться сходные формулировки.
Учащиеся при выполнении задания руководствуются памяткой Как составлять план к тексту.
прочитайте текст.
разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль;
озаглавьте части; подбирая заголовки, заменяйте глаголы именами существительными.
прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
запишите план в тетрадь.
Роль подобных памяток-предписаний при формировании учебных умений очень высока, так как они содержат четкие указания на желательный способ деятельности.
II. На втором этапе формирования умения учащиеся под моим руководством составляют простой план текста (данная работа рассчитана на 20-30 минут) и проводится в течении нескольких занятий для закрепления навыка.
III. На третьем этапе учащиеся самостоятельно пытаются составить план. Эта работа им под силу буквально через несколько занятий и по времени она уже занимает не более 10-15 минут. Затем я прошу 2х – 3х учащихся прочитать получившиеся у них планы. Остальные участвуют в корректировке общего плана. Исправленный план записывается на доске.
IV. На завершающем, четвертом этапе я предлагаю сравнить содержание текста по составленным планам.
Задача сравнения – установить изменения в сравниваемых объектах, установить общее и особенное.
Подобную работу я провожу с учащимися первые 2 - 3 месяца обучения (в зависимости от уровня подготовленности группы), а затем, по мере усвоения данного способа работы, усложняю задания и использую иные методы работы с учебником (хотя данный метод работы я использую в течение всего учебного года, как одно из заданий для слабоуспевающих студентов).
Самостоятельность в работе с учебником может проявляться и в ответах учащихся (после чтения текста, самостоятельного пояснения встретившихся в параграфе новых понятий или слов) на вопросы, предлагаемые преподавателем, с помощью которых он ведет учащихся по тексту, отбирая необходимое, определяя последовательность раскрытия материала.
Например, усложнение самостоятельной работы учащихся на уроке Возникновение Российского государства начинается с попытки описать границы государства. Вначале я это делаю сама, а затем привлекаю к аналогичным действиям учащихся. Для закрепления знаний учащиеся выполняют следующие задания: Опишите границы государства Киевская Русь (используя карту). По каким рекам, морям они проходили? С какими народами граничила Киевская Русь?.
Давая домашнее задание, напоминаю о необходимости при его подготовке привлекать карту, ориентируясь на вопросы учебника и задания, которые выполнялись на уроке. Учащиеся должны научиться сочетать рассказ о событии с показом на карте.
Можно умело использовать задания учебника, нацеливающие студентов на подтверждение выводов фактами, отдельных фраз - примерами.
Например, Подтвердите примерами фразу Преобладание форм общинного землевладения было характерно не только для Азии, но и для других континентов. Исходя из этого задания, можно построить весь урок или его часть таким образом, чтобы студенты при изучении нового материала стремились найти факты, подтверждающие эту мысль.
Постановка подобных заданий повышает внимание учащихся на уроке, побуждает их работать целенаправленно, выделять материал, необходимый для ответа на вопрос.
Постепенно я усложняю работу студентов с учебником и приступаю к формированию у них умения сравнивать отдельные исторические события по сопоставимым признакам. Опыт свидетельствует, что работу по формированию данного умения облегчает памятка Как правильно сравнивать:
1. составьте план сравнения
а) найдите основания для сравнения;
б) определите порядок сравнения по этим основаниям
2. проведите сравнение по плану.
3. сделайте выводы
Например, при изучении темы Страны Европы в 1920-1930-е гг. XX века студенты знакомятся с такими формами политического устройства, как диктатура и демократия. Изучив тему и усвоив оба эти понятия, студенты на уроке приступили к составлению плана сравнения (работа проводилась коллективно) и определили его основания. В итоге на доске был записан план сравнения:
1) Суть понятия;
2) Гражданские права;
3) Структура государственной власти;
4) Взаимодействие права и государства.
По этому плану студенты заполнили сравнительную таблицу (см. таблицу 1)
Таблица 1
Демократия западного типа
Диктатура
1. Гражданские права
-презумпция невиновности
-ограниченное толкование преступлений против государства
-свобода политических объединений, право голоса, публикаций и выезда из страны
-широкие процедуры восстановления в правах
-принцип Один человек - один голос - регулярные свободные выборы.
-презумпция виновности
-расширенное толкование преступлений против государства
-ограничение гражданских прав: голоса, выражения своих взглядов, выезда из страны, объединения в организации и группы
-ограниченная процедура восстановления в правах
-принцип Один человек - один голос- регулярные, но не свободные выборы.
2. Структура государственной власти
-разделение властей: наличие законодательной, исполнительной и судебной властей и их реальное функционирование
-ответственность перед электоратом
-гласность в принятии решений
-решающая роль исполнительной власти, маловластность представительных институтов, зависимость судебной власти
-ответственность перед вышестоящим функционером
-закулисный процесс принятия решения
3. Государство и право
-правовая государственность
-формальное существование правовых норм и низкая правовая культура
В завершении работы студенты сделали выводы:
1. демократия — это наиболее совершенная форма политического устройства, основанная на принципах свободы и равенства.
2. об абсолютной противоположности диктатуры и демократии можно говорить, лишь сопоставляя их идеальные модели (в наше время существуют режимы, в которых смешиваются демократические и диктаторские элементы). Многие диктатуры воздвигнуты на идее народного суверенитета и несут все внешние атрибуты демократии (парламент, выборы), а некоторые допускают регулирование социальных конфликтов демократическими методами.
3. Существует 2 формы диктатуры — тоталитарная и авторитарная.
Умелое использование на уроке различных форм самостоятельных заданий обеспечивает индивидуальный и дифференцированный подход к работе студентов, делает изучаемый материал доступнее и интереснее.
2 Методы организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории
2.1 Метод последовательно-текстуального изучения источников
2.1.1 Вычленение и отработка основных идей источника
Значительное место в самостоятельной работе студентов отводится изучению исторических источников (первоисточников, учебников, монографий, статей и т.д.) и работа с ними, несомненно, должна иметь познавательный, научно-исследовательский характер.
Метод последовательно–текстуального изучения источников основан на ориентировании учащихся в логически последовательной работе по усвоению необходимой информации. Последовательно-текстуальный метод выражен в четырех основных действиях, следование которым составляет залог успеха работы студентов в усвоении знаний источника.
Данное действие предполагает:
1 – выделение основных идей и положений;
2 – формулирование продуктивно-познавательных вопросов для уяснения их сущности;
3 – составление и запись ответов.
Например, при изучении темы программы СССР в первые послевоенные десятилетия. 1945-1964 гг. студенты изучают Декларацию СССР и Японии (19 октября 1956 г.). Применение данного метода к изучению учебного материала, в этом случае, выглядит следующим образом:
I. На первом этапе работы с учебником студенты внимательно читают материал параграфа и зрительно (а можно и подчеркнуть карандашом) выделяют основные идеи и положения, заключающиеся в каждом абзаце.
II. Затем (второй этап работы) в тетради или на листочке, которые предварительно разделены на 2 половины, напротив каждого абзаца параграфа формулируют и записывают вопросы, которые раскрывают сущность изложенного материала.
III. И наконец, на третьем, завершающем этапе, учащиеся на основе ими же составленных вопросов составляют ответы и записывают их в тетрадь.
В итоге самостоятельная работа учащихся выглядит следующим образом.
Например:
Из декларации СССР и Японии (19 октября 1956г):
Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей декларации, между ними восстанавливаются добрососедские дружественные отношения
Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии острова Хабоман и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача Японии этих островов произойдет после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.
Самостоятельная работа студентов (см. таблицу 2):
Таблица 2
№ абзаца
Вопрос
Ответ
п. 1
п. 2.
п. 2.
1. Какова позиция СССР по вопросу заключения мирного договора с Японией?
2. На какие уступки готово было идти советское правительство?
3. При каких обстоятельствах возможна передача остовов?
Возрождение мира и добрососедских дружеских отношений
2. Передачу Японии острова Хабоман и острова Шикотан
3. После заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией
Такой способ работы с учебником способствует развитию мыслительной деятельности студентов и наиболее полному запоминанию и усвоению прочитанного ими материала.
2.1.2 Анализ авторских вопросов
Данное действие предполагает:
Работу над вопросами, поставленными авторами в тексте.
Выработку на них ответов.
Сверку ответов автора со своими ответами.
Практически нет источников, в которых авторы не ставили бы вопросы, приглашая тем самым читателя следовать вместе с ними к исторической истине.
Например, в работе Культ власти. Структура тоталитарного сознания Л. Гозман и А. Эткинд стремясь вскрыть социально-психологические корни тоталитаризма, ставят ряд вопросов перед читателями:
Ужасное требует объяснений. Сталин и Пол Пот. Гром оваций в стране, превращенной в филиал НКВД. Миллионы жизней, утративших смысл и цену. И смерть, ставшая обыденностью, универсальным способом решения проблем между человеком и властью.
Был ли смысл в этих кровавых спектаклях? Почему они пользовались таким успехом у современников? Есть ли граница террора, зайдя за которую тиран перестает привлекать сограждан, или у геноцида, как у совершенства нет приделов?... (И.Л. Ларионова, И.П. Смирнов.// Хрестоматия по курсу Введение в современное обществознание. М. 2003. – с. 22-23 (фрагмент)).
При встрече с вопросом учащийся приостанавливает чтение, думает над ним, вырабатывает свой ответ из имеющихся у него и вытекающих из прочитанного знаний и только после этого продолжает чтение текста, но теперь уже сверяя свое понимание вопроса с мыслями автора, отрабатываемого источника.
2.1.3 Анализ событий, фактов, персоналий
Специфика изучения факто-событийного материала состоит в том, что работа с фактами требует установления между ними связи и взаимосвязи. Факты, события, явления должны подбираться так, чтобы они были сходны по своему содержанию, направлению (если мы подбираем факты для сравнения).
Факты должны быть сравнимы и по своему весу, т.е. значимости, важности, масштабности. Среди всех исторических фактов и событий встречаются великие (например, победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.); значительные (битва под Москвой 1943 г.); случайные (гибель атомной подводной лодки Курск).
Задачей преподавателя, в этом случае, является формирование у студентов умения отличать события делающие эпоху, от тех, которые составляют отдельные звенья в общей цепи жизнедеятельности человека и общества.
Как правило, авторы хрестоматийных источников и учебников чаще всего сдержанны в описании фактов, а учащимся нужно увидеть их во всем многообразии и масштабности. Краткость описания фактов в исторических источниках и учебниках предполагает основательную работу с ними на занятиях и вне их.
Отработка факто-событийного материала включает 4 основных этапа:
уяснение сущности факта;
выяснение причин его происхождения;
уяснение процесса взаимодействия факта с окружающей действительностью;
определение значения факта для времени его происхождения и для современности.
Например, событие—12 декабря 1993 г. принята новая Конституция РФ (с этой датой мы встречаемся при изучении темы Государственное устройство России).
Сущность события. Принятие новой Конституции является важнейшей вехой в развитии России. В ней заложены основы общественной системы, ориентированной на лучшие образцы мировой цивилизации. Конституция РФ является отражением принципиально иного периода развития Российского государства - демократического, с приоритетом прав и свобод человека.
Причины события. После распада СССР в 1991г. в России началась конституционная реформа, цель которой - установление баланса между интересами личности, общества и государства. В рамках данной реформы была принята Конституция РФ, которая была одобрена всенародным референдумом 12 декабря 1993 г.
Процесс взаимодействия факта с окружающей действительностью. Основные черты Конституции (основополагающий характер; народность; реальность; стабильность) характеризуют ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием. Конституция отражает реально существующие устои жизни общества и государства (ст. 1-3, 5,7,8,10,14) и характеризует нашу страну как государство:
-демократическое;
-основанное на признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина;
-служащее интересам народовластия;
-федеративное;
-правовое;
-воспринявшее принцип разделения властей в организации государственной власти;
-имеющее республиканскую форму правления;
-социальное, светское.
4. Значение Конституции. Новая Конституция РФ заложила фундамент общественно-политической системы, основанной на частной собственности, рыночных отношениях, демократических принципах.
Очевидны и недостатки этого документа. К ним, в частности, относят чрезмерно большой объем властных полномочий, закрепленных за Президентом, в ущерб полномочиям прерогативам Федерального Собрания, Государственной Думы в особенности. Конституция устанавливает смешанную (президентско-парламентскую) модель организации республики, относительно эффективности которой ученые и политики высказывают определенные сомнения. Слишком широк перечень причин, по которым права и свободы могут быть отменены.
Сегодня ясно, что Конституция РФ выполнила свою основную задачу - способствовала стабилизации положения в российском обществе, остановила сползание России к гражданской войне. Совершенствование Конституции - сложный и длительный процесс, нетерпящий спешки и непродуманных решений.
Подобную работу следует проводить систематически и регулярно, иначе у студентов так и не сформируется необходимый навык работы. Учитывая специфику своего предмета (История), я заранее подготавливаю перечень наиболее важных фактов, довожу их до сведения учащихся и даю конкретные рекомендации по их изучению.
2.1.4 Методы изучения личностей
Без знания личностей знание истории не может быть полноценным. М.Тэтчер как-то сказала: Не существует такой вещи, как общество, существуют лишь личности и их семьи (И.П. Смирнов. Введение в современное обществознание. М. 2003. – с.26). И с этим утверждением трудно не согласиться. История не безлика; любые события, происходящие в нашей стране или в мире, совершаются людьми. Вот только несколько причин, по которым следует уделять особое внимание изучению исторических личностей:
1) Большинство личностей выражали интересы определенных групп людей, сословий, классов, партий. (Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чем и как это проявлялось - вот это не всегда попадает в поле внимания учащихся).
2) Многие личности не оставались приверженцами одной идеи, одного общественно-политического строя, одного отечества (генерал А.Власов воевал против А.Гитлера, затем - против своего народа).
3) В России с древних пор принято давать первым по статусу лицам клички, метафорические сравнения; учебники же не помогают разобраться в них: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Петр I Великий, Александр I - Спаситель отечества, Николай II - Кровавый. (Каждая из приставок к имени несет в себе содержательную нагрузку. Какую? Учащиеся часто об этом ничего не знают).
4) Исторические личности, особенно выдающиеся, в зависимости от времени и лиц, их оценивающих, преображаются до неузнаваемости. (Прежде Николай II был Кровавым, теперь стал Святым; Сталин слыл вождем всех народов, теперь числится в сообщниках Гитлера. В таком разночтении путаются не только учащиеся, но и историки).
5) Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого- либо учительского воздействия. (Не случайно, что сегодня в нашей стране возникают различные организации профашистского толка; процветают насилие и наркомания).
6) История именно в юношеском возрасте лучше усваивается через человеческую ее сторону, через судьбы конкретных людей. (Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий, всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, явлениями, процессами вне воздействия на них ярких личностей).
При изучении личности необходимо всесторонняя оценка ее жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было. Кроме того, работа с личностями будет плодотворной, если будет носить организованные и методически разнообразные варианты деятельности обучаемых.
В своей работе я использую следующие методы изучения личностей:
1. Так называемый традиционный метод. Следование ему позволяет оценить самые разноплановые стороны жизни и деятельности конкретной личности:
- запоминание фамилии, имени личности;
- ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности;
- усвоение идейно-теоретических (политических, религиозных и др.) платформ изучаемой личности;
- уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала;
- изучение оценок личности ее современниками и современными историками (политологами).
Отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (или отсутствия) того или иного аспекта в жизни и деятельности личности.
2.Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей. Так, при изучении темы Распад СССР мы с учащимися заполняем сравнительную таблицу Оценка первых лиц России II половины ХХ в. (см. таблицу 3)
Таблица 3
Качество
И.В.
Сталин
Н.С.
Хрущев
Л.И.
Брежнев
М.С.
Горбачев
Б.Н.
Ельцин
Сильный характер
Жажда власти
Стремление к истине
Приверженности идее, строю
Риск в принятии решений
Умение предвидеть дальнейший ход событий
Порыв, страсть, эмоции
Нетерпимость и безапеляционностть
Русское авось
Мстительность
Заполнение таблицы часто вызывает споры о наличии тех или иных качеств у тех или иных правителей, что неизбежно приводит к более внимательному прослушиванию лекционных фрагментов о деятельности предложенных к оценке лиц и более основательному штудированию дополнительной литературы.
3.Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из службы, повседневной жизни, увлечений, образованности и т.д.
Например, при изучении раздела Россия в XIX веке даются такие характеристики представителям этой эпохи:
М.М.Сперанский. В 1808г. Александр I вместе со Сперанским прибыл на переговоры с Наполеоном. Французский император, указывая на Сперанского, обратился к русскому императору со словами: Не угодно ли Вам, государь, променять мне этого человека на какое - нибудь королевство?
Николай I. Известен случай, когда император так рявкнул над ухом уснувшего на посту офицера, что тот скончался. Царь выплачивал особую пенсию его семье.
Подача материала на уроке в такой форме вызывает интерес у учащихся к изучаемым персоналиям, стимулирует их к поиску дополнительной литературы.
Николай II. Выдержка из дневника императора (18 октября 1905 г.): Утро было солнечное и радостное – хорошее предзнаменование. Принимал все время до завтрака. Гуляли вдвоем. Читал весь вечер. Получил много телеграмм. Стана обедала у нас (цит. по: Боханов А.Н. Сумерки монархии. – М.,1993. – С.18).
Л.И.Брежнев. Выдержка из дневника руководителя СССР (1977г.): Был дома на даче - обедал. Борщ из свежей капусты Отдых был на дворе дочитывал материалы
Смотрел хоккей сборная ССР Швеция – итог 4-2 в пользу ССР
Смотрел программу времени.
Ужин, сон
(Сохранены стиль, пунктуация и орфография автора). (Цит. по Волгогонов Д.А. Ленин. - Политический портрет.:В 2 кн.- М.,1994. – КН. 2.- С.339).
Николай II и Л.И.Брежнев – лидеры, правившие Россией один 22 года, другой 18 лет. Поэтому правильным будет поставить такие вопросы для обсуждения: Почему Николай II и Л.И.Брежнев, первые лица государства, писали больше о прогулках, обедах, хоккее, сне, в то время когда у одного (Николая II) в этот момент горела земля под ногами (революция 1905-1907 гг.), а у другого (Брежнева) неумолимо нарастал экономический и политический кризис (время застоя)? Дайте характеристики царю и генеральному секретарю ЦККПСС на основе их дневниковых записей.
Поиск ответов на эти вопросы подведет студентов к более глубокому пониманию проблем, почему николаевская Россия проиграла Русско – японскую войну 1904-1905 гг., вступила в Первую мировую войну, будучи неподготовленной к ней, наконец, почему царь не стал защищать свой трон, а также, почему лидер Советского Союза, несмотря на очевидный кризис в экономике и политике, в средствах массовой информации уверенно строил развитой социализм.
4.Изучение личностей посредством постепенного накопления знаний. Суть данного способа заключается в том, что преподаватель называет представленную к изучению личность, а студенты сами, изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня необходимых знаний о ней.
Преподавателю при этом важно не только оставаться сторонним наблюдателем, а помочь учащимся разобраться в обилии материала (порой даже противоречащего друг другу), помочь определить объективное место той или иной личности в истории, чему-то полезному научиться у них. Важно научить студентов пониманию того, что полностью объективную оценку человеку может дать только время.
2.1.5 Соотнесение исторического опыта с действительностью
Любой преподаватель прекрасно понимает, что знания приобретенные учащимися на уроке и не подкрепленные практикой или фактами из реальной жизни теряют свою значимость и очень быстро забываются.
Применение теории к практике (общая учебная цель) является конечной целью изучения исторических источников. Конечно, без помощи учителя учащимся этой проблемы не решить. Их требуется сориентировать на соотнесение того, что было в истории, с тем, что есть.
Так, рассматривая экономические реформы в России периода 1992 – 1998 годов, проблема фермеризации сельского хозяйства изучается нами на уроке в такой последовательности:
По каждому пункту плана приводятся примеры:
1 – действия правительства России по ликвидации колхозной (общинной) формы хозяйствования на земле и введению фермерского пользования землей (рубеж XX – XXI вв.);
2 - действия правительства П.А. Столыпина по разрушению крестьянской общины, введению хуторов и отрубов (начало ХХ в.);
3 - действия правительства Александра I по созданию слоя свободных крестьян на основе указа императора О вольных хлебопашцах.
После соотнесения примера (п.1) с аналогами из прошлого (п.2; п.3), учащиеся дома, самостоятельно анализируют исторические факты.
Данная работа может быть выполнена в форме таблицы 4:
Таблица 4
Аграрная политика Александра I
Направление реформы
Результат
1803 г. Указ О вольных хлебопашцах; по которому помещикам разрешалось освобождать крестьян с землей за выкуп.
С 1803 – 1825 гг. было освобождено около 47 тысяч крепостных крестьян, т.к. немногие могли позволить себе выкупить землю.
Столыпинская аграрная реформа
Направление реформы
Результат
1.Право выхода из общины и закрепление надела в личную собственность крестьянина.
2.Уравнение крестьян в гражданских правах с другими сословиями.
3.Предоставление крестьянину земли в одном месте (хутор, отруб).
4.Право продажи и залога крестьянских надельных земель.
5.Переселение малоземельных крестьян на казенные земли в районы Сибири и Урала.
1.Из 10 млн. крестьянских хозяйств 2,5 млн. закрепили надел в личную собственность. Остальные остались в общине.
2.Свободное распоряжение землей как частной собственностью.
3.Укрепленцами стали 1,3 млн. хозяев.
4.1,2 млн. продали свою землю общине.
5. Более 3,5 млн. переселились за Урал. 1,5 млн. остались в новых землях. Около 1 млн. вернулись обратно. Более 1 млн. стали рабочими и батраками в новых местах.
Экономические реформы 1992 – 1998 гг.
Направление реформы
Результат
Деколлективизация. Отказ от государственных закупок, включение производителей в рыночные отношения.
Небольшой рост числа фермерских хозяйств. Сокращение производства с/х продукции. Ухудшение демографической ситуации, падение рождаемости, увеличение смертности, алкоголизация села.
Вывод:
1. Реформы были направлены на создание в селе крепкого единоличного собственника земли.
2. Реформы Александра I и Столыпинская аграрная реформа потерпели неудачу, т.к. не смогли обеспечить крестьян необходимым количеством земли для появления высокопродуктивного фермерского хозяйства. Объяснялось это сохранением крупного помещичьего землевладения.
3. Реформы 1990 годов привели к обнищанию подавляющей части населения. Широкого слоя собственников не создано. Враждебность и недоверие общественного мнения относительно развития сферы частной инициативы.
Систематическое выполнение данной работы стимулирует познавательную активность учащихся, способствует формированию целостной картины исторического развития.
Конечно, такая работа может оказаться непосильной для всего класса, но сильным студентам выполнение данного задания вполне по плечу.
Методы изучения исторических источников (первоисточников)
Эффективность современного урока будет повышена, если на нём использована работа с первоисточниками.
Исторические источники – важная и обязательная сторона изучения обществознания. Студенты должны правильно с ними работать, развивать умение анализировать, сопоставлять, оценивать информацию из разных источников. Работая с первоисточником, учащиеся получают возможность провести своего рода исследование, осуществить самостоятельный поиск решений.
Работа с источниками на уроке может идти по следующим направлениям:
- выделение главного, существенного из текста источника;
- воссоздание по фрагменту документа развёрнутой или краткой характеристики исторического события, явления;
- выявление общей тенденции исторического процесса по отрывку, характеризующему его существенные стороны;
- сопоставление сравнения нескольких высказываний для установления черт сходства и различия в явлениях, характеристиках личности, событиях;
- оценка исторического события, личности, по краткому их описанию в отрывках из источников и по изученному материалу;
- доказательство сформулированных по приведённому источнику выводов, оценок, подтверждение их фактами и из учебника, и из фрагмента;
- соотношение выводов или оценок приведённого документа с реальными фактами исторической действительности, изученными на уроках;
- выявление и обоснование собственного отношения учащихся к событию, личности, о которых идёт речь в источнике;
- объяснение значения употреблённых в источнике терминов;
- выявление особенностей стиля, языка источника, специфики передачи в нём атмосферы, духа исторического времени.
Выбор того или иного направления работы с историческим источником зависит от учебной задачи, решение которой на уроке преследует преподаватель.
Такими целями работы с историческими первоисточниками являются:
1 – углубление знакомства учащихся с первоисточниками как с историческими памятниками;
2 – поднятие значения исторического факта путем привлечения к нему особого внимания студентов;
3 – выработка у студентов самостоятельного научного подхода к источникам, формирование приемов работы с ними.
Для того чтобы студенты могли свободно работать с историческими источниками рекомендуется вывешивать в учебном кабинете памятку, помогающую в работе с историческим документом.
Она предполагает совершение учащимися следующих операций:
1 – назвать документ;
2 – определить к какому виду он относится (мемуары, указы, письма, и т.п.);
3 – когда и кем создан;
4 – чьи интересы представляет.
Исторические источники многообразны по характеру содержащегося в них материала.
Исходя из этого, выделяют следующие виды источников:
1 – государственные акты;
2 – документы партии;
3 – листовки;
4 – письма;
5 – дневники и мемуары;
6 – выступления политических деятелей;
7 – художественные произведения;
8 – летописи;
9 – учебная книга;
10 – вещественные памятники.
Со всем этим многообразием первоисточников студенты должны научиться работать, т.к. работа с документами является наиболее эффективным средством обучения не только в рамках изучения истории, но и в курсе обществознания.
Существуют определенные требования к документу:
документ должен правильно отражать сущность происходящих событий;
должен освещать все стороны общественной жизни данного периода;
документ должен быть кратким и доступным по языку (чтобы был доступен язык, допускают замену научных терминов более понятными).
Количество и содержание документов и методика их использования зависят от уровня подготовленности учащихся. Работа может проводиться и в классе, и дома. При организации самостоятельной работы с документом на уроке необходимо обеспечить для учащихся возможность внимательно, и не торопясь прочесть документ и проанализировать его.
На своих уроках я часто использую разнообразные виды источников и в каждом случае на конкретном примере объясняю, как работать с тем или иным документом, помогаю связать почерпнутые в них знания с текстом учебника или реальной действительностью. Постоянная работа с учащимися по анализу исторических документов помогает выработать у них умение воспринимать документ как источник знания.
Приведу пример из своей работы:
Студентам, приступающим к изучению темы Первая русская революция 1905-1907 гг. предлагаю рассмотреть программы 2х политических партий составляющих левый фланг политического многоцветия России (социалистические партии).
Это программа партии социалистов-революционеров (эсеров) и программа Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).
Для качественного выполнения задания предлагаю сравнить два однотипных документа (программы партий) с целью решения вопроса о том, какая из политических программ наиболее отвечала потребностям развития российского общества. Работа над заданием предполагает достаточно объёмную предварительную домашнюю подготовку, на которую учащимся отводится не менее 2-3х дней.
Сама формулировка задания содержит поэтапное планирование деятельности студентов:
1. разбейте документы на отдельные статьи;
2. озаглавьте все пункты так, чтобы сразу было ясно, о чем в них идет речь;
3. установите, какие пункты присутствуют в обеих программах, какие только в первой, а какие только во второй;
4. сравните общие для обеих программ пункты и ответьте на вопрос: интересам, какой части населения они наиболее отвечали?;
5. сравните отличающиеся друг от друга пункты программ и определите, интересы какой части населения они затрагивают;
6. сравните ваши выводы с текстом учебника.
Это задание студенты выполняют на уроке (при условии, что они изучили эти документы заранее) в качестве выполнения практической работы по теме Первая революция в России, но могут выполнять и дома, в качестве домашнего задания.
Еще одним важным документом, при изучении данной темы является царский Манифест 17 октября 1905 г., изучение которого можно осуществить как на уроке, так и в качестве выполнения домашнего задания, но с обязательной проверкой его на следующем уроке (текст Манифеста раздаю учащимся в качестве распечатки).
Отрывок из Манифеста 17 октября 1905 г.
На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:
Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив дальнейшее развитие начала общего избирательною права вновь установленному законодательному порядку....
(И.Л. Ларионова, И.П. Смирнов. Хрестоматия по курсу Введение в современное обществознание).
При работе с данным документом ставлю перед студентами следующие задачи:
На основе анализа отрывка из документа определите:
1 - как назывался этот документ;
2 - когда он был принят;
3 - кто его автор (подтвердите словами текста);
4 - какие незыблемые основы гражданских свобод названы в каждом из обоих пунктов;
5 – о каких процессах, происходящих в обществе и государстве свидетельствует этот источник?
6 - что вы можете сказать о претворении его предложений в жизнь?
7 - можно ли его назвать законодательным актом и почему?
Ответ учащихся должен быть таким:
1 - Документ называется Об усовершенствовании государственного порядка, т.е. Манифест.
2 - Манифест принят 17 октября 1905 г.
3 - Манифест называется царским, издан от имени императора Николая II (в тексте об этом свидетельствуют слова мы, нашей воли)
4 - Приведенные пункты говорят о предоставлении гражданам России некоторых свобод.
5 - Нарастание революционных событий к осени 1905 года привело к тому, что царь вынужден, был прибегнуть к определенным уступкам для тех сил, которые требовали ограничения самодержавной власти. Это были шаги, направленные на сохранение существующего режима, но и сдвиг на пути к конституционной монархии. Источник свидетельствует о появлении в России нового представительного органа власти типа западноевропейских парламентов.
6 - Последующие события показали ограниченность этой ветви власти. Избирательные права населения были также весьма ограниченными.
7 - Царский Манифест 17 октября 1905 г. является государственным законодательным актом, т.к. на основании его в стране был создан представительный орган власти - Государственная Дума.
2.3 Методы отработки исторической терминологии
Как и любой учебный предмет, курс История оперирует специальной терминологией, знание и усвоение которой просто необходимо для учащихся. В противном случае, любой исторический источник, да и сам учебный материал так и останутся для учащегося непонятными и недоступными к восприятию.
Традиционно, для наиболее полного запоминания терминологии, студентам рекомендуется вести так называемые терминологические словарики. Но в работе с ними, как показывает мой опыт работы, имеют место определенные недостатки. Во-первых определения некоторых слов в рекомендованных источниках часто бывают расплывчатыми и непонятными, а во- вторых, при пояснении таких слов их существенные признаки не выделяются и подтверждающие правомерность определения примеры не приводятся. Поэтому некоторые терминологические слова так и остаются для учащихся непонятными.
Добросовестные студенты, столкнувшись с такими трудностями, заучивают определения наизусть. Другие заучивают лишь название слов, не вникая в сущность их значения, и механически используют при ответе.
И то, и другое не приемлемо для формирования исторического мышления.
При решении данной проблемы, я использую ряд методов по преодолению этих недостатков.
Первый метод. Он предполагает трехэтапный алгоритм работы студентов:
вычленение существенных признаков из определения термина;
подбор сходных, родственных терминов для анализа;
подведение родственных терминов под признаки изучаемого термина.
Например, при изучении темы Страны Европы в 1920-1930-е гг. XX века мы рассматриваем такие формы политической организации общества как тоталитарное и демократическое общество. Исходя из темы, студенты должны знать определения таких ключевых понятий как демократия и диктатура.
Используя данный метод, мы проводим с учащимися на уроке следующую работу: выбираем наиболее удачное определение демократии, используя для этого словарь русского языка, и записываем его в тетрадь (или в словарик).
Демократия – это форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод [1, c. 385](Словарь русского языка – Т.1 – стр. 385).
Затем, выделяем из этого определения существенные признаки и заносим их в соответствующую колонку в таблице (1 этап).
После выполнения этой работы осуществляем подбор сходных терминов и также заносим эти родственные понятия в таблицу (2 этап).
В тетрадке это выглядит следующим образом (см. таблицу 5):
Таблица 5
Термин
Существенные
Признаки
Родственные
термины
Демократия
1. Форма политической организации общества;
2. признание народа в качестве источника власти;
3. Право народа участвовать в решении государственных дел;
4. Наделение граждан широким кругом прав и свобод.
- монархия;
- конституционная монархия;
- республика;
- диктатура
Имея перед собой такую таблицу, студент приступает к подведению родственных терминов под существенные признаки изучаемого термина демократия (3 этап).
Например: родственным термином слову демократия являются такое понятие как монархия. После выяснения определения данного термина, по какому–либо источнику, мы осуществляем с ним аналогичную работу (см. таблицу 6)
Таблица 6
Термин
Существенные
Признаки
Родственные
термины
Монархия
1. Форма политической организации общества;
2. Монархи не признает народ в качестве источника власти;
3. Не позволяет народу решать государственные дела;
4. Не наделяет народ широким кругом прав и свобод.
-конституционная монархия;
-абсолютная монархия;
Подобным образом исследуются и другие термины. Эту работу студенты могут выполнять не только на уроке, но и в качестве самостоятельного домашнего задания. Данный метод работы с терминами обеспечивает эффективное приращение исторических знаний у учащихся.
Второй метод. Он дает возможность студентам, работающими с терминами, тут же увязывать их с историческими фактами, встречающимися при чтении учебника или иного другого источника.
Работа по данному методу также включает 3 этапа:
1. Выписка определений изучаемых терминов;
2. Выделение исторических рамок (периодов, лет), которые вписываются в реализацию терминов;
3. Запись конкретных фактов, имеющих место в истории и подпадающих под сущность определений.
Например, при изучении темы Россия от Февраля к Октябрю 1917 г. нам встречаются такие понятия как национализация, конфискация, экспроприация.
Сходство этих слов по смыслу очевидно: у кого-то что-то отбирают, а вот у кого и в чью пользу понятно не совсем.
Для более детального изучения данных терминов мы с учащимися на уроке проводим следующую работу:
1 этап: Выписываем определения данных терминов (для удобства этой работы также используем таблицу 7).
Таблица 7
Рассматриваемые
вопросы
Национализация
Конфискация
Экспроприация
1. Основные понятия.
Переход от частной собственности в собственность государства предприятий и отраслей экономики, земель, банков, частных и общественных зданий и т.п.
Иногда владельцам может выплачиваться компенсация.
Принудительное и безвозмездное изъятие денег, имущества и т.п. в собственность государства.
Применяется как мера дополнительного наказания.
Принудительное (безвозмездное или оплачиваемое) лишение собственности одного общественного класса другим.
2 этап: Выделение исторических рамок, которые вписываются в реализацию данных терминов (продолжаем работу с таблицей 7).
2. Исторические рамки.
На всем протяжении ХХ века.
На всем протяжении ХХ века.
Особенно в 1917 – 1918 гг.
3 этап: на данном этапе работы учащиеся записывают конкретные факты, имеющие место в истории России в ХХ веке, подпадающие под названные определения (продолжаем заполнение таблицы 7).
3. Исторические факты.
- начало ХХ века;
- 1917 – 1918 гг.: крупная промышленность, транспорт, внешняя торговля, частные банки и т.д.
- начало ХХ в. (у преступников)
- 1917 г. – у имущих слоев населения;
- в годы Гражданской войны (1918-1922) у противников советской власти;
- в сталинские времена у врагов народа.
- имущественные слои (классы) были лишены собственности в пользу государства.
Третий метод. Сводится к работе с терминами, имеющими некоторые общие признаки.
Так, при изучении темы Новая экономическая политика учащиеся работают с такими понятиями как синдикат, трест, концерн. Для удобства работы, с понятиями также используется таблица, которую можно заполнить как во время урока, так и самостоятельно при выполнении домашнего задания (см. таблицу 8).
Таблица 8
Признаки
Синдикат
Трест
Концерн
общие
1 – объединение предприятий (фирм) определенной отрасли;
2 – централизованное управление
частные
Распределение заказов, закупка сырья и реализация произведенной продукции осуществляются через единую сбытовую контору.
Монополистическое объединение, включающее предприятия промышленности, транспорта, торговли, банковской сферы. Участники сохраняют формальную самостоятельность, но подчиняются контролю финансовых магнатов, возглавляющих его.
Данный метод усвоения терминологии можно усложнить, если дать задание студентам найти российские или международные экономические структуры, встречающиеся в тексте учебника, подходящие под изучаемые термины.
Например:
Примеры
Синдикат
Трест
Концерн
1
2
3
4
Продуголь
Продамет
Нобель-мазут
Продаруд
Табачная
промышленность
Животноводсоюз
Русская генеральная нефтяная
корпорация
Коломно-Сормово
Предложенные методы изучения терминов предусматривают систематическую работу студентов, в противном случае, эпизодическая работа с терминами не даст должных результатов, а у студентов так и не выработаются навыки работы с терминологией.
Заключение
Наблюдения на уроках, данные других исследователей свидетельствуют о невозможности успешного решения образовательно-воспитательных задач без взаимосвязи между различными средствами и приемами активизации мыслительной деятельности студентов. Стремление универсализировать отдельные средства методического арсенала ведёт к шаблону и означает отказ от научной организации учебного процесса.
Когда урок однообразен, не вызывает у учащихся активной интеллектуальной деятельности, непосредственного интереса, они быстро отвлекаются, становятся невосприимчивыми к изучаемому материалу. Подобную реакцию студентов на уроках, в первую очередь, можно объяснить однообразием приёмов, которыми пользуется преподаватель, особенно при изучении сложного материала.
Активизация учебной деятельности студентов во многом зависит от содержания изучаемого материала. Оно является базой для осознанного усвоения студентами основных положений курса. Содержание исторического материала должно быть доступным. Только тогда оно способствует познавательной активности и определяет те или иные возможности для целесообразной самостоятельной работы. Следовательно, необходима тесная связь между содержанием материала и самостоятельной работой учащихся.
Эта взаимосвязь приводит к положительным результатам в обучении, повышает интерес студентов к предмету, помогает воспитывать у них любознательность и стремление к овладению знаниями.
Практика показывает, что при органическом сочетании самостоятельной деятельности студентов в процессе изложения материала преподавателем, работы с учебником и использовании наглядности материал курса усваивается более успешно. Такое сочетание повышает доступность обучения, обогащает представления учащихся об отдельных событиях и явлениях общественной жизни и делает занятия более содержательнее, интереснее, а следовательно повышает их воспитательную эффективность.
Самостоятельная работа с различными источниками знаний оправдывает себя. Она не только активизирует учебную деятельность студентов, но в результате её приводит к осознанному усвоению знаний, формированию самостоятельности в приёмах умственного труда. Самостоятельная работа помогает в формировании тех основных умений, которые наиболее трудны для студентов: самостоятельное изучение учебного материала и его анализ; осознанная работа с историческими документами; отработка исторической терминологии; соотнесение исторического опыта с действительностью.
Список использованных источников
Батышева С.Я. Профессиональная педагогика. /С.Я. Батышев – М., 1999, 525 с.
Кукушин В.С. Теория и методика обучения./В.С.Кукушкин – Ростов-на-Дону, Издательство Феникс, 2005, 321 с.
Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории./А.Т.Степанищев – М., Издательский центр ВЛАДОС, 2002, 303 с.
Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории./А.Т.Степанищев – М., Издательский центр ВЛАДОС, 2003, 351 с.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях./Л.Г.Семушина., Н.Г.Ярошенко – М., Издательство Мастерство, 2005, 408 с.
Ларионова И.Л., Смирнов И.П. Хрестоматия по курсу Введение в современное обществознание. /И.Л.Ларионова, И.П.Смирнов. - М. 2003, 200 с.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание./ И.П.Смирнов - М. 2003, 206 с.
Волгогонов Д.А. Ленин. - Политический портрет./ Д.А.Волкогонов - М.,1994,
КН. 2, 521 с.
Словарь русского языка – Т.1, 680 с.
4
HYPER13PAGE HYPER15
2. Отбор аналогов из исторического прошлого России.
1. Подбор конкретного примера из окружающей действительности.
3. Соотнесение подобранного примера с аналогом из прошлого.
4. Выделение общего и особенного в анализируемом факте (примере) и аналогах из прошлого.