Использование занимательного материала на уроках биологии при изучении семейств растений


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование занимательного материала на уроках биологии при изучении семейств растений
Автор: Косырькова Светлана Николаевна

Использование занимательного материала на уроках биологии при изучении семейств растений.Подготовила: учитель биологии, химии МБОУ «Озёрная ООШ» Зубово-Полянского района Республики Мордовия Косырькова Светлана Николаевна Использование занимательного материала на уроке делает его живым, вызывает неподдельный интерес у обучающихся, способствует развитию познавательного интереса, а это уже практически половина успеха любого учителя. Не спорю, что есть темы, которые сложно обыграть, к которым непросто подобрать такой материал, но постараться стоит.Предлагаю несколько вариантов загадок, стихотворений, творческих заданий, которые можно использовать на разных этапах урока биологии. Какие-то из них, возможно, знакомы, а какие-то окажутся новыми.На уроках по проверке знаний обучающихся о семействах растений можно использовать следующие задания в стихотворной форме:
  • «Угадай семейство»
  • Лодочки белые, лодочки красные, жёлтые, синие, словно атласные
  • Встали под парусом, плавать готовые, лодочки яркие, лодочки новые.В лодочке 9 гребцов и начальник – лодочке путь предстоит очень дальний.Лодку они поведут осторожно, два ведь весла им на всех, разве можно?Если вдруг маленький дождичек брызнет – парус над ними сразу нависнет.Если же день без дождя обернётся – парус упруго назад отвернётся.Что за семейство? Узнайте и на вопрос мне ответ сразу дайте.
  • В этом семействе, в цветочном их мире самая главная цифра «4»,
  • «Можно к 4 прибавить 2», - крошки тычинки прошепчут едва.А семена разовьются из почек – встанет на службу стручок иль стручочек.Что за семейство? Теперь не спешите. Формулу репы цветка запишите
  • Вы должны, ребята, знать: главная цифра семейства – 5.
  • Плод его ягода чёрная, красная. Есть ядовитая, есть и прекрасная.Если коробочки выстроились в ряд, в этом растении, помните – ЯД!
  • «Отгадай загадку и узнай семейство»:
  • Дом зелёный тесноват: узкий длинный, гладкий.
  • В доме рядышком сидят круглые ребятки. Осенью пришла беда - треснул домик гладкий,Поскакали кто куда круглые ребятки. (горох – мотыльковые (бобовые))
  • Будто снежный шар бела, по весне она цвела,
  • Нежный запах источала, а когда пора настала, Разом сделалась она вся от ягоды черна (черёмуха – розоцветные)
  • И зелен, и густ на грядке вырос куст.
  • Покопай немножко. Под кустом… (картошкапаслёновые)
  • В землю - крошки,
  • Из земли - лепешки (репа – капустные (крестоцветные).
  • На ветвях они висели.
  • Как созрели - посинели. Смотрят сверху вниз пугливо, Ждут, когда сорвут их … (сливы - розоцветные)
  • Цветочек августа и сентября,
  • На букву «А» в цветочном он кадастре.Царицей осени зовут ее не зря —Ведь речь идет о ярко-звездной. (астра - сложноцветные).
  • В огороде вырастала,Русы косы заплетала.И в зеленые косынкиПрячет зёрна – золотинки. (кукуруза - злаковые)
  • Белая корзинка, золотое донце – здесь лежит росинка и сверкает солнце
  • (ромашка – сложноцветные)
  • «Секреты из коробки». Такие задания хорошо использовать перед изучением семейств.
  • В закрытой коробке лежит некое лакомство – семена хорошо известного растения. Родина его – Мексика. В 1874 году академик Севергин писал: «Сие растение почитается способностью исцелять раны, из семени можно получать масло, пережжённые семена имеют запах кофея и производят наливку столь же приятную на вкус»
  • Что лежит в коробке? (семянки подсолнечника (сложноцветные))
  • В коробке лежит плод, употребляемый в свежем, сушёном, мочёном виде. Из него готовят соки, варенье, пюре, повидло. Дикие предки растения, дающего этот плод, растут на Кавказе, в Средней Азии.
  • Плоды очень полезны, содержат вещества, выводящие из организма тяжёлые металлы. Что это за плод? (яблоко (розоцветные))
  • Здесь лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство предохранять воина от стрел и ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперёк, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от болезней. Что это? (лук (лилейные))
  • Соланин – органический яд, который содержится только в растениях этого семейства. Это ядовитое соединение накапливается во всех частях растения: в корнях, в плодах, и в листьях, даже в клубнях. Но в определённые сроки развития растений, например при созревании, соланина остаётся мизерное, совсем безопасное количество, и овощи становятся не только съедобными, но и очень вкусными. А то, что находится в коробке, мы едим практически ежедневно. Что лежит в коробке?
  • В этой коробке лежат зерновки удивительного растения. Его предки были «одомашнены» человеком самыми первыми. С продуктов из него и растений одного с ним семейства, пожалуй, начинается и заканчивается наш день. Один такой продукт спас жизни тысячам ленинградцев во время блокады.
  • О зерновках какого растения идёт речь? К какому семейству оно относится?
  • Здесь спрятались семена, состав которых близок мясу - в них огромное количество белка, много полезной клетчатки, витаминов и микроэлементов. Неслучайно, на Руси такие семена высаживали вдоль дорог, чтобы путник мог подкрепиться в дороге.
  • А однажды они потопили океанское судно "Днепр". В трюме, перевозившем их, Образовалась пробоина. Семена все впитывали и впитывали воду, разбухая и тяжелея, пока не повели корабль на дно. Какому растению принадлежат семена?
  • «Убери лишнее»:
  • 1. капуста, редис, перец, сурепка
  • 2. акация, фасоль, чечевица, шиповник
  • 3. яблоня, лапчатка, гулявник, абрикос
  • 4. помидор, вика, картофель, белена
  • 5. астра, лопух, роза, календула
  • По новому ФГОС увеличено время на изучение семейств, что даёт больше времени для использования дополнительного и занимательного материала на уроке.