Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей
Автор: Косырькова Светлана Николаевна

Конспект урока биологии на тему:«Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей»Подготовила: Косырькова С.Н., учитель биологии МБОУ «Озёрная ООШ»Зубово-Полянского районаРеспублики МордовияЦели и задачи урока:
  • Дать понятие о фотосинтезе как основополагающем энергетическом процессе на Земле
  • Сформировать представления о световой и темновой фазах фотосинтеза.
  • Раскрыть космическую роль зеленых растений на Земле.
  • Способствовать развитию логического мышления
  • Показать значимость изучаемой темы
  • Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентацияХод урока
  • Организация обучающихся на работу на уроке
  • Проверка домашнего материала. Тестирование по теме: «Прокариоты и эукариоты»
  • 1. К прокариотам относятся:а) Вирусы б) Грибы в) Сине-зеленые водоросли г) Животные2. В клетках прокариот присутствуют органоиды:а) Митохондрии б) Пластиды в) Ядро г) Рибосомы3. Назовите группу организмов, которых относят к неклеточным формам жизни:а) Вирусы б) Прокариоты в) Эукариоты4. Бактерий выделяют в особое царство так как:а) У бактерий нет оформленного ядраб) В клетках бактерий отсутствует цитоплазмав) Среди них есть только одноклеточные формыг) Среди них есть паразиты и сапрофиты5. Организмы, в клетках которых хромосома замкнута в кольцо – это:а) Гетеротрофы б) Эукариоты в) Прокариоты г) Автотрофы6. Какую функцию выполняют в клетке молекулы ДНК?а) Строительную б) Защитную в) Носителя наследственной информацииг) Поглощения энергии солнечного света7. Основные отличия эукариотической клетки от прокариотической заключаются в наличии:а) Ядра, митохондрий или хлоропластов, комплекса Гольджи и других органоидовб) Хромосом, ферментов, плазматической мембраныв) Оформленного ядра, молекул ДНК, органоидов г) Ядра, ядрышек и рибосом8. Основной признак, на основании которого организмы относятся к прокариотам:а) Имеют мелкие размеры б) В клетках прокариот отсутствуют оформленные ядрав) Прокариоты состоят из одной клетки г) В клетках прокариот отсутствуют хромосомы9. Считаются симбионтами эукариотической клетки:а) Рибосомы и митохондрииб) Комплекс Гольджи и пластидыв) Митохондрии и пластидыг) Пластиды и вакуоли10. Пластидами зеленого цвета являются:а) хромопласты б) хроматиды в) хлорофиллы г) хлоропластыОтветы:
  • Изучение нового материала
  • - сообщение темы урока (слайд 1)- постановка целей и задач (слайд 2)- разрешение проблемного вопроса: Как вы думаете, что имел ввиду К. А. Тимирязев, когда говорил: «Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар крахмал жир и зерно - он решит, что вы на ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зелёных листьях растений» (слайд 3)Сам К.А. Тимирязев, открывший процесс фотосинтез указывал на поистине космическую роль растений в природе: «Зелёный лист, или, вернее, микроскопическое зелёное зерно хлорофилла является фокусом, точкой в мировом пространстве, в которую с одного конца притекает энергия солнца, а с другого берут начало все проявления жизни на земле. Растение — посредник между небом и землею. Оно - истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Похищенный им луч солнца горит и в мерцающей лучине, и в ослепительной искре электричества. Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта».- Какое же значение имеет фотосинтез? (слайд 4)- Давайте вспомним, что такое фотосинтез? (слайд 5)- Какие условия необходимы для протекания фотосинтеза? (слайд 6) Откуда растение берёт воду? Углекислый газ? Какие продукты получаются при фотосинтезе? Как используется глюкоза? Кислород?- Выясним, как устроен фотосинтетический аппарат (слайд 7)- Какой же органоид клетки листа растения является основным для прохождения фотосинтеза? Посмотрим внимательно, как он устроен, каковы его особенности и функции (слайд 8)- Молекулы хлорофилла обладают удивительной способностью поглощать красную и синюю части спектра, а зеленый цвет они отражают, и это придаёт растениям зеленую окраску (слайд 9).- Что же происходит в молекуле хлорофилла при освещении её лучом света? (слайд 10) Оказывается, луч света приводит хлорофилл в возбуждённое состояние, которое характеризуется электронной структурой и способностью легко отдавать электрон. Такой электрон можно сравнить с камнем, поднятым на высоту. Он также приобретает дополнительную потенциальную энергию и, как по ступеням перемещается по цепочке сложных органических соединений, встроенных в мембраны хлоропласта. При этом электрон сам теряет энергию, которая используется для синтеза АТФ. Растратив энергию, электрон возвращается к хлорофиллу. Новая порция света снова возбуждает молекулу хлорофилла. Электрон опять проходит по тому же пути, и весь цикл повторяется. Это очень важный процесс образования молекул АТФ. Её энергия используется в растительной клетке для транспорта воды и солей, для деления, роста, движения, синтеза в растениях молекул глюкозы, крахмала, целлюлозы и других органических соединений Существуют две фазы фотосинтеза. Обратите внимание на схему. (слайд 11)
  • Закрепление изученного материала
  • Выполнение и проверка теста (слайд 12):
  • 1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза? а) митохондрии б) рибосомы в) хлоропласты  г) хромопласты                     2. Какие лучи спектра поглощает хлорофилл? а) красные и фиолетовые   б) зелёные и жёлтые 3. При расщеплении какого соединения выделяется свободный кислород при фотосинтезе? а) СО2      б) Н2О     в) АТФ4. На какой фазе образуется свободный кислород? а) темновая   б) световая     в) постоянно 5. Что происходит с АТФ в течение световой фазы? а) синтез       б) расщепление 6. Распределите процессы на световую (1) и темновую (2) фазы:1) фотолиз воды; 2) синтез АТФ; 3) использование энергии АТФ на синтез углеводов;4) соединение водорода с переносчиком НАДФ+ ;5) полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала;6) восстановление потери электрона в молекуле хлорофилла; 7) образование молекул кислорода; 8) возбуждение электрона в молекуле хлорофилла.
  • Заполнение и проверка таблицы (слайды 13, 14)
  • Домашнее задание: