"Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста"
Автор: Маркова Полина Юрьевна

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста(1)Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, так как большую часть времени многие дети проводят в дошкольных образовательных заведениях. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. Заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.(2)Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта.Целостное духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в процессе решения следующих задач:
  • Воспитание патриотических чувств, связывающих разные поколения.
  • Воспитание этических норм поведения и самодисциплины.
  • Совершенствование художественного вкуса, развитие творческого потенциала каждого ребёнка.
  • Формирование художественно-речевых навыков, пополнение словаря детей.
  • Формирование духовно-нравственных качеств.
  • Осваивая огромное количество информации о людях, их взаимоотношениях, деятельности, поступках, общении, ребёнок приобщается к ценностям культуры.Средства духовно-нравственного воспитания могут быть самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, музейное дело, православная культура, театр, народные традиции и так далее. С детьми раннего возраста мы решаем поставленные задачи с помощью проектной деятельности.(3)Работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству. Сказки, песенки, потешки – это самые первые и любимые произведения у детей. Педагог В.А.Сухомлинский писал: «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».В нашей группе был реализован проект "Пестушки-говорушки".(4-5)В рамках проекта мы вместе с ребятами:
  • Читали русские народные сказки и разучивали песенки и потешки (“Колобок”, “Курочка Ряба”);
  • Проводили показ настольного театра по русским народным сказкам (“Репка”);
  • Играли в подвижные игры (“У медведя во бору”, “Мыши и кот”, “По ровненькой дорожке”);
  • Рассматривали книги;
  • Использовали потешки в режимных моментах (“Водичка-водичка”, “Чеши волосенки”);
  • Разучивали танец с платочками.
  • С помощью этого проекта мы добились следующих результатов:
  • У детей сформировался интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
  • Обогатился словарь новыми словами, оборотами, выражениями;
  • Повысили педагогическую компетентность родителей по вопросам речевого развития детей при использовании малых форм фольклора;
  • (6)Следующий реализованный проект - “Моя семья”.Цель: Формирование у детей первоначальных представлений о семье, воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. С помощью этого проекта дети узнали больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявляют уважение и заботу ко всем членам семьи. Умеют организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний. Понимают значимость семьи в жизни каждого человека.(7-8)Мы провели следующие мероприятия:
  • Рассматривание фотографий своей семьи;
  • Беседы о семье;
  • Чтение стихотворений о маме, папе, бабушке;
  • Вместе с родителями подготовили атрибуты для сюжетно-ролевых игр (“Семья”, “Дочки-матери”, “День рождения”);
  • Чтение сказок ("Сказка о глупом мышонке", "Три медведя")
  • Аппликация "Цветочки для мамы"
  • Разучивание пальчиковых игр ("Дружная семья”, “Этот пальчик дедушка”, “На поляне дом стоит”).
  • (9)Проект “Мой детский сад”.Цель: сформировать положительное отношение к детскому саду, приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: расширение представлений ребенка о себе как о члене коллектива, о значении в жизни общества, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения.В ходе этого проекта мы добились того, что:
  • Дети знают название детского сада и называют группы, помещения и их назначение.
  • Дети оказывают посильную помощь сотрудникам детского сада.
  • (10-11)В нашей группе была организована следующая работа по этому проекту:
  • Экскурсия по детскому саду
  • Воспитание дружелюбного отношения к сверстникам
  • Беседы с детьми (“Наша группа”)
  • (12)Таким образом, в группе раннего возраста тема духовно-нравственного направления распределяется в течение всего года. Знакомство с русскими народными сказками, песенками, потешками, включая в себя использование всех видов фольклора не только на занятиях, но и во время проведения режимных моментов, способствует усвоению детьми вечных ценностей, таких как милосердие, сострадание, любовь. Формирует идеалы добра и правды, стремление ко всему светлому, и неприятие зла.