«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»
Автор: Виноградова Нина Николаевна

Автор: Виноградова Н.Н.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Автор: УМК Начальная школа XXI века Виноградова Н.Ф.
Тема урока: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по вопросам, лексическому значению слов и по грамматическим показателям – совпадении падежных форм в определённых падежах.Задачи:
-активизировать ранее изученную лексику;- учить употреблять имена существительные в нужных падежах, тренировать в постановке вопроса;- определять грамматические признаки имени существительного;- систематизировать знания детей об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.
Планируемые результаты.
Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу.
Метапредметные.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию, пытаться предлагать способ решения, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте используя учебник, преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять ответы на вопросы, работать по алгоритму.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме.
Предметные: различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по лексико – грамматическим признакам.
Воспитательные: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения.
Оборудование: учебник: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник Русский язык 3 класс(2 ч.) Начальная школа XXI века, рабочая тетрадь (2 ч.), оценочные листы, карточки для парной работы, карточки для групповой работы,
Формы учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: субъективизация, репродуктивный, частично-поисковый, аналитический.
Технологическая карта.
Этап
Цель
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к выполнению запланированных результатов
Деятельность учителя
Деятельность обучащихся
I. Организационный и
мотивационный
Включение учащихся в учебную деятельность.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.
- А урок начнем с записи числа и Классная работа.
(Записываю на закрытых створках доски)
Солнышко и тучка
- Если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями, то у него все получится. Давайте послушаем себя, какое настроение у вас сейчас.
- У вас на столах лежат солнышки и тучки. Посмотрите, какие из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.
- Все ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучкой. (На доску на магнит)
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.
- приветствует учащихся, настраивает на работу
- приветствие учителя, самостоятельная организация своего рабочего места
(коммуникативные УУД)
II.
Минутка чистописания.
Коррекция внимания, навыка письма, произношения.
- Определите орфограмму в словах солнце и тучка.
( с солнце с солнце – орфограмма непроизносимая согласная л;
т тучка т тучка – орфограмма чк)
(пишем ту букву, которое настроение выбрали дети).
- Запишите на строчке букву Лл, если выбрали солнце и сочетание чк, если выбрали тучку.
- Предлагаю оценить вашу работу?(Цветограмме - приложение 1)
-оцените по принципу трёх карандашей.
- Закрасить солнышки:
зелёный –всё хорошо, легко
жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки;
красный – трудно, нужна помощь
- настраивает на познавательную деятельность.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД),
- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД).
III.
Актуализация знаний.
Подготовка мышления учащихся и осознание их потребности к построению нового способа действий.
Закрепление знаний о лексическом значении имён существительных.
- Выполним упражнение, которое улучшит ваше внимание. - Поиграем в игру – разминку Да или Нет: (отвечают вслух)
- В алфавите 33 буквы?
- В неделе 9 дней?
- В радуге 8 цветов?
- Жи-ши пишется с буквой И?
- В слове ноль 3 буквы?
- Слово Маша пишется с маленькой буквы?
Работа по учебнику: с. 62.
- Прочитать стихотворение упр. 3.
Пороша С. Есенин.
- Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите. Назовите автора и название стихотворения.
- Кого автор оживляет в своём стихотворении? (лес, сосна)
- Вы знаете, как называется этот приём в литературе?
- Это приём олицетворения.
- О каких животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?
Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.
- Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний лес, и посмотрим, как зимуют животные и чем, мы можем им помочь.
Словарная работа.
(Слова на слайдах с пропуском орфограмм)
- Записать слова, вставить пропущенные буквы.
- Пробираясь по тропинке в лес, мы встречаем заснеженный холм, кто прячется под ним? (медведь)
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы –
Уши больше головы. (заяц)
Чьи рисунки на окне,
Как узор на хрустале?
Щиплет всякого за нос
Зимний дедушка ... (мороз)
Зима в подарок нам даёт
Румяные деньки.
Скорей на снег,
Скорей на лёд,
На лыжи и … (коньки)
- Оцените свою работу.
(Цветограмме - приложение 1)- Какой частью речи являются эти слова? (существительные)
- Почему вы так решили?
- уметь оформлять свои мысли в устной форме. (коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД)
IV.
Постановка учебной задачи.
Выявление места затруднения, его причины, формулировка темы урока и постановка цели урока.
- На какие две группы их можно разделить?
-По какому признаку?
- Подчеркните слова красным карандашом, отвечающие на вопрос кто?, синим – на вопрос что?
- Что обозначают слова которые отвечают на вопрос КТО?, на вопрос ЧТО? (живые и неживые предметы)
- Можно ли сказать, что у живых предметов есть душа?
- Какая тема нашего урока? (ОДУШЕВЛЁННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ)
- Проверим наше предположение по учебнику (чтение темы урока на с.61).
- Какую цель поставим?
Выявление и фиксация в речи причины затруднения.
- ориентироваться в своей системе знаний (познавательные УУД)
-высказывать свое предположение (регулятивные УУД)
- точно и полно выражать свои мысли (коммуникативные УУД)
Физминутка
V.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения.)
Построение детьми нового способа действия, открытие нового знания.
- На заснеженных ветках в лесу мы можем встретить птиц, которые остались зимовать. Синицы, воробьи и т.д.
- Как мы можем помочь пережить им холодную зиму?
- Птицы в нашем лесу питаются не зернышками, а словами.
Работа по группам.
- Вот сегодня мы будем учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Я приготовила для вас задания, которые помогут совершенствовать ваши умения.
За работу!
Группа №1
Найдите на столах карточки и выполните задания. Волшебные превращения
коса;
мак;
капля;
сон.
Замените в слове одну букву так, чтобы эти слова
отвечали на вопрос кто?
коза;
рак;
цапля;
сом.
Группа №2
- Замените одну букву в слове, обозначающем одушевленное имя существительное так, чтобы получилось неодушевленное имя существительное.
Коса – коза
Сон – сом, сын
Оси – осы
Леса – лиса
Рот - кот
Группа №3
Найдите лишнее слово. Подчеркните его. Объясните свой выбор. Выпишите лишние слова разделив на группы.
1) Стол, яблоня, котёнок, линейка, ягода
2) Гнездо, птица, комар, собака, бабочка.
3) Дом, берёза, машина, мальчик, цветок.
4) Друг, приятель, сосед, подруга, дружба.
5) Поход, турист, дорога, костёр, палатка.
6) Ученик, ученица, школа, директор, школьник.
Группа №4
В конвертах лежат слова, которые нужно распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные. Запишите.
Капитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, гусеница.
- По какому признаку вы решали эту проблему?
1. Задаю вопрос кто? или что?
2. Определяю, обозначает живой или неживой предмет.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте в задании № 3 значки (цветограмма)
- На какой вопрос отвечают одушевлённые имена
существительные7
- Что обозначают одушевлённые имена существительные?
( люди, животные)
На какой вопрос отвечают неодушевлённые имена
существительные7
- Что обозначают неодушевлённые имена существительные?
( неживые предметы, растения, явления окружающего мира)
- Сформулируйте правило
- Какие имена существительные называются одушевлёнными…неодушевлёнными?
- Ребята! Какие вы молодцы!
- Помогли птичкам, отправляемся дальше.
Организует размышления над проблемой и поиск выхода из возникшего затруднения.
слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативные УУД);
- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; (познавательные УУД)
- высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке (регулятивные УУД)
Физминутк а
Охрана здоровья детей, снятие утомляемости, развитие внимания, эмоциональный настрой.
Повторить другие части речи(прилагательные, глаголы).
- Если слово на картинке будет отвечать на вопрос КТО? - руки вверх, ЧТО - руки в стороны, если встретятся другие слова части речи, - присесть.
VI.
Первичное закрепление нового материала
Усвоение нового способа действия.
Развитие памяти, внимания.
- Кого же мы встречаем на своём пути?
- Посмотрите, вон с дерева на дерево прыгает белка… Она рассыпала шишки. Поможем ей собрать.
-Как можно определить одушевлённое существительное или нет? (по вопросу, по лексическому значению)
Работа в паре.
- Распределить на одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Капитан, чайка, айсберг, мышка, моряк, солнце, дельфин, медуза, пароход, дым, кит, гусеница.
- А теперь посмотрите, как с этим заданием справилась девочка
Одушевленные: Неодушевленные:
моряк айсберг
дельфин пароход
медуза дым
кит солнце
капитан гусеница
гусеница мышка
мышка
- Что вы заметили? Почему слова гусеница, мышка записаны в 2 столбика? (ученица сомневалась, не знала куда записать)
- Сначала разберем слово – мышка. Что может обозначать слово мышка?
Теперь разберем слово – гусеница.
- От чего это зависит? (от лексического значения слова в предложении)
- Как называются такие слова? (многозначные)
- А кто-нибудь из вас может еще привести примеры таких слов?
(киви - птица и фрукт, класс - помещение и группа учеников, лисичка – гриб и животное, ласка – животное и проявление нежности, бабочка – насекомое и галстук)
- Исследуйте, что происходит с такими словами во множественном числе при склонении по падежам.
-Просклоняйте существительные по вариантам: гусеницы- гусеницы
- Понаблюдайте, формы, каких падежей совпадают у одушевленных имен существительных? (у В.п. и Р.п.)
- А у неодушевленных имен существительных? (у Им.п. и В.п.)
- Попробуйте сформулировать правило.
Одно и то же слово может быть одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от значения, которое оно несёт, и склоняться при этом будет по-разному.
Делаем вывод: стр. 61- учебника.
Одушевлённые:
В.п. мн.ч.= Р.п. мн.ч.
Неодушевлённые:
В.п. мн.ч.= И.п. мн.ч.
Возьмите свой лист достижений и оцените себя, поставьте в задании № 4 значки (цветограмма)
Организует работу по первичному закреплению, корректирует деятельность детей.
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (личностные УУД)
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
осуществлять самоконтроль(регулятивные УУД)
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); уметь находить и выделять необходимую информацию; уметь сравнивать, называя критерий для сравнения (познавательные)
- слушать и понимать речь других;
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка(коммуникативные)
VII.
Рефлексия деятельности
Осознание учащимися своей учебной деятельности
Наш урок подходит к концу.
- Какую часть речи изучали?
- А что нового узнали?
– Как определить одушевлённость существительного?
- Оцените свою работу.
Покажите, какое у вас настроение после завершения урока? (Покажите солнышко или тучку.)
- А вот, мое настроение. - Спасибо за урок. Вы все хорошо работали.
организует рефлексию и самооценку учениками деятельности на уроке.
- осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.( регулятивные УУД)
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом (личностные УУД)
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)
VIII.
Домашнее задание
Комментируется дом. задание.
Просклоняйте существительные: книги, медведи.
Приложение 1.
ЦВЕТОГРАММА
Задание № 1
Задание №2
Задание №3
Задание № 4
–всё хорошо, легко - немного затрудняюсь, есть ошибки – трудно, нужна помощь