Кейс "Математика и здоровье"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кейс "Математика и здоровье"
Автор: Пронина Наталья Викторовна

Кейс: Математика здоровья.Возрастная группа: 15-16 летОсновная идея кейса: развитие навыка применения математических знаний для решения практических жизненных задач; развитие интереса к формированию здорового образа жизни через решение математических задач. Формируемые ценностные отношения:• ответственное отношение к своему здоровью;• установка на здоровый образ жизни, здоровое питание;• умение осознавать последствия безответственного отношения к режиму питания и составу применяемой пищи.Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Подрастающее поколение имеет значительные отклонения в здоровье. Результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. Ведь наше здоровье – это здоровье нации, здоровье всей России.Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Правильный образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. К сожалению, большинство подростков отдает предпочтение компьютеру, нежели прогулке на свежем воздухе. Вредному продукту, вместо полезного. Не понимая, какие проблемы могут начаться из –за не знания своего тела и неправильного питания.В состав человеческого организма в среднем на один килограмм массы входит 65% кислорода, 18% углерода, 10% водорода, 0,15% натрия и столько же хлора. Среднее содержание железа в организме человека массой 70 кг составляет 5 г. Недостаток железа в крови приводит к заболеванию – анемия. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам.Детям 12-15 лет на каждый килограмм своей массы необходимо употреблять в день: белков –1,8 г, жиров -1,8 г, углеводов – 7,8 г. Дефицит белка приводит к общей слабости, головной боли,  изменению характера,  выпадению волос. Дефицит жира приводит к появлению проблем с кожей, нарушению психического состояния, быстрому утомлению, общему плохому самочувствию. Дефицит углеводов в организме приводит к появлению раздражительности, тошноте, усталости, головным болям, плохой работе мозга, нарушается обмен веществ. Формула Купера позволяет сделать расчет идеального веса:Идеальный вес женщины = (3,5 • Рост в см / 2,54 – 108) • 0,453Идеальный вес мужчины =(4 • Рост в см / 2,54 – 128) • 0,453А бельгийский социолог и статистик Адольфом Кетле в 1869 году разработал показатель индекса массы тела (ИМТ): ИМТ = вес (кг) : (рост (м))2В соответствии с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения разработана следующая интерпретация показателей ИМТ:Берегите себя, свое здоровье и тогда математические задачи будут решаться быстрей и легче.Задание 1Миша, 14 лет. Его вес составляет 60 кг. Сколько кислорода, углерода, водорода, натрия, хлора и железа в организме мальчика?Задание 2Так как дефицит, какого-либо пищевого вещества в организме может привести к серьезным заболеваниям. Посчитайте, сколько приближенно до граммов Михаил должен употреблять ежедневно белков, жиров и углеводов.Задание 3У одноклассниц Михаила идёт «гонка» за стройную фигуру. Многие из них перестают питаться, принимают таблетки и разные лекарства, чтобы похудеть, т. е. «убивают» свой организм, не понимая того, какой вред они ему наносят.Определите по формуле показатель ИМТ, идеальный вес девочек, заполнив таблицу ниже, результаты представьте в виде диаграммы, округлив результаты до целых (промежуточные вычисления округлять до десятых) . Сделав вывод, дайте совет одноклассницам Миши.Ключи и критерии оцениванияЗадание 1Уровень базовый. Дидактическое назначение – формирование умения распознавать в контексте ситуацию, выполнять математические вычисления.Ответ: кислорода в организме 60 × 0,65 = 39 кг; углерода 60 × 0,18 = 10,8 кг; водорода 60 × 0,1 = 6 кг, а натрия и хлора по 60 × 0,0015 = 0,09 кг.4,3 г железа: 70 кг – 5 г 60 кг – х г Х = 5×60 : 70=4,3Критерии оценивания:• 2 балла – верно выполнены расчеты .• 1 балл – неверно выполнены расчеты, найдены и исправлены ошибки.• 0 баллов – расчеты выполнены неверно или отсутствуют.Максимальное количество баллов – 2.Задание 2Уровень базовый. Дидактическое назначение – формирование умений выполнять математические действия, которые очевидны и явно следуют из описания предложенной ситуации.Критерии оценивания:• 2 балла – верно выполнены расчеты.• 1 балл – неверно выполнены расчеты, найдены и исправлены ошибки.• 0 баллов – расчеты выполнены неверно или отсутствуют.Максимальное количество баллов – 2.Ответ:Белков – 108 г 60 × 1,8 = 108гЖиров – 108г 60 × 1,8 = 108гУглеводов – 468г 60 × 7,8 = 468г Задание 3Уровень повышенный. Дидактическое назначение – формирование умения работать с информацией, представленной в различной форме, выполнять четко описанные процедуры, требующие принятия решения на каждом следующем шаге, выполнять математические вычисления, проводить прямые рассуждения, интерпретировать результат.Наиболее эффективна работа в группе из трех человек.Критерии оценивания:3 балла – таблица заполнена, диаграмма построена верно, сделан вывод .• 2 балла – таблица заполнена, диаграмма построена верно, вывод не сделан.• 1 балл – таблица заполнена или диаграмма построена неверно, вывод не сделан • 0 баллов – иное.Максимальное количество баллов – 3.Ответ:Вывод: Дарья, Влада и Евгения имеют нормальный вес. Диане надо скорее изменить стиль жизни с точки зрения физической нагрузки и образа питания. Недостаток в весе может стать симптомом патологий. Необходимо следить за балансом рациона и соблюдать режим, контролируя динамику роста и веса Юле, Ксении и Марии.