Функциональная грамотность на уроках биологии


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Функциональная грамотность на уроках биологии
Автор: Оксана Борисовна Хопрянинова

«Формирование функциональной грамотности

на уроках биологии»

автор:Хопрянинова О.Б.Учитель биологииМБОУ СОШ № 6

г. Новочерасск

Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способнойсамостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни. . Так, понятие естественнонаучной грамотности, под которым понимается не только владение учащимися традиционными умениями, знаниями и навыками, но и в жизни нужно уметь использоватьполученные знания на практике.Согласно такому представлению о функциональной грамотности, уровнем сформированности естественнонаучной грамотности учитываются следующие умения учащихся:

-использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях;

-выявлять вопросы, на которые может ответить естествознание;

-выявлять особенности естественнонаучного исследования;

-делать выводы на основе полученных данных;

-формулировать ответ в понятной для всех форме.

-уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления;

-уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы, с которыми они могут встретиться в средствах массовой информации;

-понимать методы научных исследований;

-выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.

Целью моих исследованийсталоповышение педагогической эффективности классно- урочной формы обучения с применением методов и приемов технологии критического мышления и технологии исследовательской деятельности, направленных на формированиефункциональной грамотности учащихся.

Задачи:

1.    формирование функциональной грамотности через методы и приемы технологии критического мышления на уроках биологии.

2.    Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке биологии : лабораторныеи практические работы, мини- проекты, семинары

3.    исследовательская деятельность учащихся во внеклассной работе

Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированныхзадач. Эти задачи могут быть теоретические, экспериментально-теоретические, расчетные, изобретательские.Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности школьников педагогам необходимо применять методы и приемыактивного обучения, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

  • Метод проблемного обучения- это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

  • Проблемные ситуации для урока с использованием технологии критического мышления.

Примеры биологических задач с использованием данной технологии:

№1 В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести 2 часа. Полеченную массу разбивали молотками,добавляя в неё клей, заливали водой и просевали через тонкое сито. Вещество, осевшее в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали далее по назначению. Что таким способом изготовляли в Древнем Китае?

Задание№2.Древнегреческий философ Аристотель говорил:«Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное безделье».Вопрос: Докажите или опровергните это утверждение.

Задание№3.Объясните с научной точки зрения, почему семенное размножение получило преимущества в ходе эволюции.

Задание№4.В последнее время все чаще появляются сообщения о возможном существовании жизни на Марсе. Если какие –то формы жизни там встречаются, то какими признаками они должны обладать? Если жизнь на других планетах толькозарождается, может ли она быть представлена исключительно вирусами –самой простой из известных форм жизни? Задание: Поясните свою точку зрения.

1.Метод«Древо решений»-еще один популярный метод, используемый для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов

1.Класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников.

2.Ученикам дается задание.

3.Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем дереве

4.Группы или по очереди рассказывают о путях решения данной проблемы, или меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.

2. «Кластер».Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке ввиде грозди. Кластеры могут стать как приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие- то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно - следственных связей между«гроздьями».

3.Приём “Корзина идей”. Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема«Корзина»,на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока.

4.Приём “Найди ошибку”.Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения передвсем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.

Примеры таких заданий:

Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.

Что не ждали?Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.

Ты уже знаешь, последние новости?Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.

Поучительный вывод.Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

5.Приём “Исследование в форме наблюдения”.

Провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.

Таким образом, использование методов и приемов активного обучения на уроках биологии создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать,отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.

Материалы, которые я использую в своей практике:

В своей практике использую следующие примеры заданий на формирование функциональной грамотности у учащихся по биологии.

Задание 1. На магазинных полках мы видим большой ассортимент сливочного масла. Часто данный продукт становится объектом фальсификации. Обнаружить подделку и доказать ее можно с помощью дорогостоящих анализов. Но есть и такие способы, с помощью которых можно доказать факт фальсификации даже в домашних условиях. Используя материалы сети Интернет, учебника, дополнительной литературы предложите способы определения фальсификации сливочного масла в домашних условиях. Отчет о проделанной работе оформите в форме буклета.

Задание 2.Работа с текстом.

С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Кровь человека представляет собой красную непрозрачную жидкость. При центрифугировании она разделяется на два слоя:верхний слой —слегка желтоватая жидкость —плазма и нижний —осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) —эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками (тромбоцитами). Ихотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия- генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются носительницами данного гена, но редко подвержены болезни. У гемофиликов, даже незначительные раны, могут привести к смертельным кровопотерям.

1.Царевич Алексей, сын русского царя Николая II, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича.

А. Унаследовал ген гемофилии от отца. Б. Унаследовал ген гемофилии от матери В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии.

Задание 2. Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните.

Задание3.

«Скелет позвоночных животных образован костями, сухожилиями и связками. Кости обладают большой прочностью. Так, большая берцовая кость человека может выдержать груз в 1250 кг. Кости состоят из органических и неорганических веществ, такое сочетание делает кость крепкой и достаточно упругой. Кости соединяются в скелете неподвижно, с помощью швов (например, в черепе), и подвижно –суставами. Связки –это особые образования, состоящие из соединительной ткани, которые связывают кости между собой в сочленениях - суставах. Сухожилия также образованы соединительной тканью; они прикрепляют мышцы к костям».

Используя этот же текст, можно предложить учащимся найти в нем основные понятия темы. Данный прием поможет в решении основных задач - формирование знаний и развитие естественнонаучной грамотности учащихся.

Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний напрактике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению, возможностьдобиться успеха, через проблемное обучение.

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать,экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Этому способствует методический инструментарий,который должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы, исследования, анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов.

1) «Что будет, если…?», «Попробуй объясни…- задания на объяснение явлений и фактов. 2)«Как узнать?»применениеметодов познания.

3) «Сделай вывод и поясни…на формирование умений делать выводы, соотносить свой жизненный опыт с предложенным научным.

Уроки биологии позволяют решать через предложенные задания проблемные ситуации. Проблема развития функциональнойграмотности учащихся в процессе обучения биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. И я стала использовать на своих уроках такие задания –ситуационные задачи. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание; –зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название;

–обязательный элемент такой задачи –проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ;

на уроках биологии и на занятиях внеурочной деятельности использую сайт:

«В период распространения гриппа ваш друг заболел и решил лечиться, следуя информации из Интернета.Он прочитал в интернет-блоге заметку об антибиотиках, где блогер описал,что после принятия нескольких таблеток по инструкции в течение трёх дней он почувствовал ещё большее недомогание.»

Научнаясправка
Антибиотики — группа лекарственных препаратов, применяемых в борьбе с заболеваниями, которые вызывают бактерии и грибки за счёт того, что губительно воздействуют на живые клетки.

Вирусы — группа организмов, представляющих собой ДНК или РНК, окружённую белковой оболочкой, и способных проявлять признаки живого организма только внутри живой клетки. Лечение вирусных заболеваний (например, вирус гриппа, ВИЧ и др.) осуществляется особыми противовирусными препаратами. Однако иногда вирусы сильно ослабляюторганизм, и он становится подвержен и атаке болезнетворных бактерий.

Для решения ситуации ученик знает:

-о роли бактерий и вирусов в жизни человека

-о роли болезнетворных бактерий в развитии некоторых заболеваний

  • формулировать некоторые гипотезы

учебное пособие: Киселев Ю.П. Живые системы, 7-9 класс учебное пособие для общеобразовательных организаций

В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстомучебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения–необходимое условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения - умения максимально точно и полно понимать содержание текста,практически осмысливать извлечённую информацию , соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и другим дисциплинам. работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС –развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Эта работа ведётся на каждом уроке биологии (работа в парах, группах, индивидуально), с применением знаний на практике, при контроле, выполнении проектов, лабораторных и практических работ.Результаты смыслового чтения: Ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в практической деятельности.

1.Работа с немыми рисунками.«Подпиши части растения или животного» (анализ текста и рисунков учебника).

2..Заполните таблицу, изучив текст учебника.

3.Составьте план параграфа.

4.Распределите изображённые организмы по группам, назовите их признаки.

5.Заполните пропуски в тексте.

6.Используя дополнительную информацию подготовьте сообщение по теме или презентацию.

7. «Исправь ошибку».Найдите ошибки в тексте или на рисунках.

8.Решите кроссворд, используя текст учебника.

9.Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу .

10.Проведение исследований с помощью микроскопа. Используя инструктивные карточки)

Одним из методов формированияфункциональной грамотности является

метод проектов

Метод проектов –это способ достижения дидактической цели через детальную работу над проблемой, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. В следствии чего формируется навыки функциональной грамотности.

темы исследовательских проектов

Зависимость интенсивности фотосинтеза от внешних условий.

Зависимость фотопериодических реакций от воздействия света на организм растений.

Сотовая связь и дети: опасность мнимая или реальная.

Состав домашней пыли и ее влияние на здоровьечеловека

Зимующие птицы нашего края

Наш школьный сад и д.р.

Учащиеся нашей школы работают над исследовательским проектом Наш школьный сад, изучая агротехнические приемы выращивания плодовых деревьев( яблони, сливы, вишни),насекомых - вредителей и способы борьбы с ними, болезнями плодовых деревьев.Изучают биоценоз реки Ташелка, работают над экологическими проектами.

Выводы:

-повышение уровня познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности, направленных на формирования функциональной грамотности;

-повышение интереса обучающихся к предмету«Биология» (участие в конкурсах, олимпиадах, выбор экзамена в форме ОГЭ по биологии);

-повышение качества знаний учащихся;

-создание благоприятных условий для лучшеговзаимопонимания;

-учителя и обучающихся, их сотрудничества в учебном процессе.

Приложение 1.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

ЛАБОРАТОРНАЯРАБОТА1"ПЛАЗМОЛИЗ И ДЕПЛАЗМОЛИЗ В КЛЕТКАХ КОЖИЦЫ ЛУКА"

 цели и задачи: Сформировать умение проводить опыт по получению плазмолиза, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснить полученные результаты.

Оборудование: микроскопы,предметные и покровные стекла,  стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, лук.

Ход работы:

1.Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

2.Удалите с микропрепарта воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

3.Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

4.Объясните наблюдаемое явление. Ответьте на вопросы:

а) куда двигалась вода (в клетки или из них) при перемещении ткани в раствор соли? Чем можно объяснить такое направление движения воды?

б) Куда двигалась вода при перемещении ткани в воду? Чем это объяснить? Как вы думаете, что бы могло произойти в клетках, если бы их оставили в растворе соли на длительное время?

в) Можно ли использовать растворсоли для уничтожения сорняков?

Занесите результаты наблюдений в таблицу.

делаю

наблюдаю

рисунок

5.Вместо вывода дайте письменно ответ на вопрос:

«Каково значение плазмолиза и деплазмолиза в жизни растений»?

Лабораторная работа17

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Цель работы:научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование: проектор, муляжи шляпочных грибов.

Ход работы

1.Сравните представителей шляпочных грибов:

  • Шампиньоны и бледную поганку.

  • Съедобные лисички и ложные лисички.

  • Ложные опята и съедобные опята. 

  • Желчный и белый грибы.

2.Найдите черты различия грибов - двойников.

3.Какой вывод мы можем сделать выполнив лабораторную работу. ( Мы научились распознавать съедобные и ядовитые грибы, по внешнему виду многие грибы схожи)

Таким образом, на уроках биологии исследовательская работа может быть организована в процессе выполнения учащимися лабораторных и практических работ. Ряд исследований под руководством учителя учащиеся могут провести вне урока, а результаты сообщить и продемонстрировать на уроке (например, выработка условных рефлексов у аквариумных рыбок, изучение двигательной активности некоторых позвоночных животных –7класс). Написание учащимися рефератов –также исследовательская работа, если в ней есть практическая часть с результатами. Например, в 9 классе при подготовке рефератов по теме«Антропогенные факторы и их воздействие на биосферу»предлагаю учащимся карточки-задания для проведения экологическихисследований.

Карточка1

Тема«Загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта»

Цель: определить количество выхлопных газов, поступающих в атмосферу от автомашин.

Задания для исследования

1.Выберите определенный участок автодороги, расположенный вблизи школы или дома.

2.Подсчитайте, сколько проехало по автодороге за 1 час легковых, грузовых машин, автобусов, использующих дизельное топливо.

3.Используя данные таблицы 1, определите, какое количество выхлопных газов в среднем поступает в атмосферу за1 час (за сутки) на этом участке дороги.

Таблица 1

Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу одним автомобилем в течение суток (в граммах)

Химические соединения Грузовой Легковой Автобус

СО

502,2

225,8

227,9

NO2

70,4

43,8

17,7

С

19,3

-

3

SO2

4,5

-

0,7

Рb

0,2

0,27

0,08

4.Сделайте выводы.

Карточка2

Тема«Анализ состояния почвы приусадебного участка»

Цель: научиться определять кислотность почвы.

Оборудование: две пробирки, индикаторная бумага, растворхлорида калия.

Задания для исследования

1.Возьмите 2-3 грамма почвы с вашего приусадебного или дачного участка. Приготовьте почвенную вытяжку, поместив почву в пробирку и добавив 10 мл раствора хлорида калия. Когда содержимое пробирки отстоится, возьмитеполоску индикаторной бумаги и опустите её в почвенную вытяжку. Через 2 сек достаньте индикаторную бумагу, сверьте её цвет с эталоном шкалы рН (табл. 3) и определите тип почвы.

Таблица 3Шкала для определения кислотности почвы

Высокая кислотность

Умереннаякислотность

Низкая кислотность

нейтральная среда

щелочная среда

рН 1-2

рН 3-4

рН 5-6

рН 7

РН 8

2.Сделайте выводы о необходимости известкования почвы вашего дачного участка путем внесения известняка и золы.3. Выясните, применяют ли ваши родители удобрения и ядохимикаты при выращивании растений на дачном участке. Какие правила использования химикатов вы знаете?