Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Воздух невидимка»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Воздух невидимка»
Автор: Рязанова Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №54 Кировского района Санкт-ПетербургаКонспект непрерывно образовательной деятельности по экспериментированию Тема: «Воздух невидимка» Составитель: Рязанова Н.С Санкт-Петербург.2024г.Цель:Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.Задачи:- познакомить детей со свойствами воздуха;- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;- обогащать и активизировать словарь детей;- развивать навыки проведения опытов;- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;- воспитывать умение работать сообща;- воспитывать аккуратность при работе с водой;- воспитывать дружеские отношения между детьми;Оборудование:- воздушный шарик;- бейджики по количеству детей;- нарисованные схемы: глаз, нос, руки, ухо;- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);- прозрачный стаканчик с салфеточкой на дне;- стаканчики с водой, на дне – горох (по количеству детей);- духи;- тазик с водой;- веера по количеству детей; - кораблики;- крышки от фломастеров (по количеству детей);- воздушные шарики;- трубочки;- гуашь;- альбомные листы.Ход занятия:Ребята, сегодня к нам в гости прилетел Воздушный шарик. Посмотрите какой он грустный и печальный. Послушайте его историю: Воздушный шарик недавно родился и совсем ничего про себя не знает, даже не знает, почему его называют воздушным. От этого ему очень грустно, ведь ничего о себе не знать – это совсем не весело. И поэтому он решил обратиться к нам за помощью.Ребята, давайте поможем Воздушному шарику?Дети: «Да, конечно, Шарик, не переживай, мы обязательно тебе постараемся помочь».Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух, он всегда вокруг нас. А для чего нам нужен воздух? (Дышать)А кому ещё нужен воздух? – Рыбам, животным, растениям.Правильно, всему живому.Но воздух никто не видел, не трогал руками. Так может, и нет никакого воздуха?Давайте не будем гадать, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух, и какими свойствами он обладает. Я предлагаю вам, ребята, вместе с Воздушным шариком отправиться в лабораторию, и как настоящие научные сотрудники провести опыты, чтобы узнать побольше интересного о воздухе.Сразу хочу напомнить правила поведения в лаборатории.В лаборатории надо соблюдать определенные правила: не нарушать тишину, не перебивать друг друга, бережно обращаться с оборудованием, пользоваться только своими инструментами.Проходите в лабораторию, не забудьте надеть бейджики. Все готовы? Вот теперь мы настоящие научные сотрудники.Воздушный шарик, мы очутились в самой настоящей научной лаборатории.Ребята, присаживайтесь за столы.Ученые при исследовании часто пользуются схемами, моделями. Мы с вами тоже будем применять их методы. Посмотрите на исследовательскую доску.На первой схеме изображен глаз.Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? (ответы детей)Да, правильно, - как можно увидеть воздух?Опыт 1. «Поймай воздух»Возьмите со столов полиэтиленовые пакеты. Смотрите, какие они тоненькие, их можно сложить в несколько раз.Теперь попробуйте поймать в пакет воздух и закрутите его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Значит, воздух существует! Воздух занял всё место в пакете, хоть мы его и не видим.Вывод: воздух прозрачный, он везде, чтобы его увидеть, его надо поймать.И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете точно так же, как и в животике у Воздушного шарика – в нём тоже воздух, хоть мы его и не видим.Опыт 2. «Есть ли воздух в стаканчике?»Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Следующий эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилине салфеточку. Переворачиваем стаканчик вверх дном и опускаем его прямо вертикально в ёмкость с водой, до дна ёмкости.Посмотрим, намокнет ли салфетка. Что же случилось с салфеткой? Ответы детей: (Она сухая)Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в стакане (воздух везде) – пускай мы его и не видим (потому что он невидимый), но именно он и не пускал туда воду.Опыт 3. «Воздух в человеке»А теперь, давайте проверим, есть ли воздух внутри людей? Двигайте к себе стаканчики с водой, на дне стаканчиков лежат горошинки. Хотите оживить горошины? Что надо сделать? Ответы детей (Надо подуть в трубочки.) Что мы видим? Появились пузырьки – это воздух. А что делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Ответы етей (конечно же, воздух.) Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? Ответы детей (мы подули в трубочки.)Вывод: значит, сейчас мы убедились, Воздушный шарик, что в человеке есть воздух! Мы им дышим!- Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какая следующая схема на нашей исследовательской доске? – НосКак вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?Опыт 4. «Есть ли запах у воздуха»Коллеги давайте понюхаем воздух. Вы чувствуете запах? Ответы детей.А теперь давайте по очереди понюхаем колпачок от духов. Чувствуете запах? Ответы детей.Вывод: воздух без запаха, но может передавать чужие запахи.А теперь уважаемые коллеги предлагаю немного размяться, а потом продолжим наши опыты.Физкультминутка.Очень опыты мы любим!Шеей влево, вправо крутим.Воздух, это атмосфера, это правда, топай смело!В атмосфере есть азот, делай вправо поворот.Так же есть и кислород, делай влево поворот.Воздух обладает массой, мы попрыгаем так классно!Теперь к друг другу повернёмся и все вместе улыбнёмся! Хорошо размялись. Давайте теперь опять обратимся к исследовательской доске. Что изображено на следующей схеме? – Руки.Как вы думаете, что руки могут обозначать? Ответы детей. (Как потрогать, ощутить воздух.)Опыт 5. «Движение воздуха»Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается – получается ветерок.На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.Возьмите веера и помашите ими в лицо.Что вы чувствуете? Ответы детей. (Чувствуем, как воздух движется).Теперь опустите кораблики на воду и подуйте на них. Дети дуют на кораблики, они плывут. Так и настоящие корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с кораблём, если ветра нет? Ответы детей. (Корабль не движется). А если ветер очень сильный? Ответы детей. (Начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее крушение.)Вывод: ветер – это движение воздуха.Посмотрите на следующую модель, нарисовано – ухо.На какой вопрос мы должны найти ответ? Ответы детей. (Как услышать воздух?)Опыт 6. «Слышим воздух»Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера или сдуть шарик, то мы можем услышать воздух.Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Ответы детей. (Нужно его надуть, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух. Что мы слышим? Ответы детей. (Писк, воздух.)Вывод: воздух можно услышать разными способами.Итак, коллеги, давайте напомним Воздушному шарику, что мы в нашей лаборатории узнали о воздухе и о нём в том числе?Вывод 1. Воздух существует!Вывод 2. Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.Вывод 3. Воздух не имеет запаха.Вывод 4. Воздух находится вокруг нас и внутри нас.Вывод 5. Воздух можно услышать разными способами.Вывод 6. Ветер – это движение воздуха.Наши эксперименты подошли к концу, вы все были внимательными и активными. Воздушному шарику мы смогли помочь, он много узнал о воздухе.Наши коллеги ученые оставили вам в подарок трубочки, для проведения в саду игры-опыта «Рисование воздухом». Для этого надо с помощью трубочек раздуть на альбомном листе кляксы из гуаши от центра в разные стороны. Получившиеся рисунки подарим воздушному шарику, чтобы он никогда не грустил.Спасибо, уважаемые коллеги – научные сотрудники за работу! До новых встреч!