Внеклассные мероприятия по математике


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассные мероприятия по математике
Автор: Бакиева Гульнара Зекерьяновна

Неделя математики Автор: Учитель математики Бакиева Гульнара ЗекерьяновнаАннотацияВнеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике, олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают учащихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число учеников, что может привезти к потере интереса к предмету учащихся, не вовлеченных в мероприятие. Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество учащихся с разными способностями и интересами, такие как предметные недели.В течение недели в классах на уроках математики учащиеся знакомятся с историческим материалом, решают занимательные задачи, определяют лучших счетоводов, решают и сами составляют кроссворды, придумывают математические сказки, истории. В первый день проводится открытие недели математики, а в завершение недели проводятся математические КВН, математические бои, конкурсы, викторины, вечера. В данной разработке представлен план недели математики, а также приведен сценарий открытия недели математики и одного из математических состязаний среди учащихся 7 классов. Данный материал можно использовать как во внеклассной деятельности, так и на уроках математики в целях развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету. Разработка внеклассного мероприятия «Неделя математики» в школеЦель: создание условий для развития интереса учащихся к математике.Задачи:
  • Активизация деятельности обучающихся.
  • Развитие познавательных и творческих способностей, остроты мышления и наблюдательности.
  • Воспитание культуры коллективного общения.
  • Ученик:- активный субъект деятельности- удовлетворяет личный интерес- инициативен- самостоятелен в поиске решения проблемы- проявляет способности, талант, творчество Математическая викторина«Счастливая семерка»Цели:
  • Дидактическая - Привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры; популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта, некоторое углубление материала по предмету
  • Развивающая – расширить кругозор учащихся. Развитие логики мышления, смекалки, творчества и навыков устного счета.
  • Воспитательная – воспитание воли и настойчивости для достижения конечных результатов. Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Воспитание дисциплинированности, сплочение коллектива и умение работать в команде.
  • Оборудование:
  • Задания командам, записанные на отдельных листах, табло для подсчета баллов.
  • В викторине участвуют команды по 7 человек от каждой группы. Команды сидят за отдельными столиками.
  • ВступлениеВедущий:Сегодня у нас с вами математический вечер – викторина. Эта викторина посвящается замечательной науке – математике, о которой еще Ломоносов сказал: “Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит”.Викторина будет состоять из трех туров:
  • 1 тур – конкурс капитанов “Веселые вопросы”
  • 2 тур – занимательные задачи.
  • 3 тур –математическая эстафета
  • Загадочная семеркаЧисло “7” буквально пронизывает всю историю культуры народов Земли.Зародился культ числа “7” в Древнем Вавилоне. Наблюдая небо, древние астрономы насчитывали 7 планет: Солнце, Луну, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер, Сатурн.И все-таки, почему 7?Может быть, почитание семерки связано не только с обожествлением планет? Ведь еще до вавилонян, уже у людей палеолита, было какое-то особое отношение к ритму “7” в орнаментации. Причем не только в Европе, но и в Азии.Счастливая семеркаЦифра семь известна всем,Что сказать о цифре семь! В деревушке семь избушек,Семь крылечек, семь старушек,Семь щенков, семь дымков,Семь драчливых петухов На семи плетнях сидят,Друг на друга не глядят. Распустили семь хвостов, Каждый хвост семи цветов. В тесном небе звездной ночьюЯ нашел семь ярких точек. Семь горящих глаз нашел,Называются ковшом. И Медведицей зовут...То, что 7 число особое, люди считали очень давно, об этом расскажут учащиеся.I учащийся:Еще древние охотники, а потом древние земледельцы и скотоводы наблюдали за небом. Их внимание издавна привлекало созвездие Большой Медведицы. Изображение семи звезд этого созвездия часто встречаются на древнейших изделиях.II учащийся:Много тысячелетий тому назад люди заметили, что звезды не меняют своего положения относительно других звезд. И только пять светил: сияющая утренняя звезда Венера, торопящийся Меркурий, красный Марс, величественный Юпитер и медленный Сатурн перемещаются относительно других звезд. Эти светила получили имя “планеты” (“блуждающие”) и стали считаться богами.III учащийся:Венера считалась у римлян богиней красоты, Меркурий – богом торговли, Марс – богом войны, Юпитер – богом громовержцем, а Сатурн был богом посева. И, конечно, богами были Солнце и Луна. Всего получилось семь, связанных с небом богов.IV учащийся:Мы говорим о семи цветах радуги – красном, оранжевом, желтом, зеленом, голубом, синем и фиолетовом. Чтобы запомнить порядок этих цветов школьники заучивают предложение: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. В то же время глаз хорошего художника видит в радуге куда больше чем семь оттенков.Ведущий:Вопрос командам: Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминается число семь? За каждую поговорку - 1 балл команде.Ответы предоставляются жюри в письменном виде. На обдумывание – 3 минуты.Ведущий:Перед вами дерево знаний и на нем веселые вопросы. Вопросы разные - одни легче, другие труднее. Поэтому каждый капитан ответит на вопрос того яблока, который он “поймает”. На обдумывание дается 15 секунд.1 тур – конкурс капитанов “Веселые вопросы”(слайд 1)За верный ответ - 1 балл.Вопросы:1. Когда смотрим мы на цифру 2, а говорим 14? (На часах).2. Какое событие произошло 31 февраля? (Никакое).3. Как назвать пять дней подряд, не называя дней недели и не пересчитывая их? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).4.Круглый, но не дурак, с дыркой, но не бублик. (Ноль)5.Сколько будет один да один, да полтора, да два, да два, да два с половиной? (10)6.Что имеет два конца, но не имеет начала? (Ножницы, согласно известной загадке)7.На дереве сидели пять ворон и три сороки. Улетели все сороки и столько же ворон, сколько ворон осталось? (2)8.Какая рубашка весит одну тонну? (Однотонная)9.У семерых братьев по одной сестре. Сколько всего детей? (8)10.Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! (5)11.У квадрата 4 угла. Сколько углов останется, если отрезать один из них? (5)12.У стола и стула их по 4, у дивана – 5, а у кресла – 6. O чем идет речь? (О количестве букв в слове)13. Закричал один петух и разбудил одного человека. Сколько нужно петухов, чтобы разбудить 10 человек? (1)14.В каком случае, посмотрев на число 3, мы говорим 15? (Когда смотрим на часы)15.Какой формы расходятся следы на воде от брошенного кирпича? (Круглой)16.У этого животного две правые и две левые ноги, две ноги спереди и столько же сзади. Сколько ног у этого животного? (4)17.Разделите 100 на половину. Сколько будет? (200)18.В каком числе столько же цифр, сколько букв в его названии? (Сто = 100)19.Сколько га занимают в поле стога? (100 га – сто-га)20.“Мышеловка” из трех букв. (Кот)21.Собака была привязана на 10-метровую веревку, а ушла на 300 метров. Как это? (Ушла вместе с веревкой)22.Три человека ждали поезд три часа. Сколько часов ждал каждый? (3)23.Батон разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)24.Какое из выражений является синонимом слова “мало”? (кот наплакал).2 тур – “Занимательные задачи” (слайд 3,4)Задание 1:Ведущий: Следующее задание называется “Учитель”. Вам необходимо исправить ошибки в словах. В первом слове исправляют первые члены команд, во втором - вторые члены и т. д.Задание 2: (слайд 5)В конкурсе участвуют команды по 7 человек. Ребятам показывается на 30 сек. , которую они должны будут собрать из предложенных учителем деталей и наклеить на чистый лист, по одному. (Оценивается скорость, правильность и аккуратность выполнения аппликации).Задание 3: Математика в стихах. (слайд 7-11)1. 1 балл –Два сына и два отца Съели по два яйца.По сколько яиц съел каждый?(по одному)2. 2 балла –О какой фигуре идет речь?Мне служит головой вершина.А то, что вы считаете ногами,Все называют сторонами.(угол)3. 3 балла –О какой фигуре идет речь?Я – невидимка! В этом суть моя.Хотя меня нельзя измерить,настолько я ничтожна и мала.(точка)4. 4 балла –Двое пошли – 3 гвоздя нашли.Следом четверо пойдут – много ли гвоздей найдут?(скорее всего ничего не найдут)5. 5 баллов –Мельница 12 мер овсаРазмелет в полтора часа.Теперь скажи : в какой же срок16 мер исполнить ей урок?(2 часа)Задание 4: Мысли логически. (слайд 12-19)1. 1 балл – Отца одного гражданина зовут Николай Петрович, а сына этого гражданина – Алексей Владимирович. Как зовут гражданина?(Владимир Николаевич)2. 2 балла – Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнца?(нет, так как будет ночь)3. 3 балла – Портной имеет кусок сукна в 16 м, от которого он отрезает ежедневно по 2 м. По истечении скольких дней он отрежет последний кусок?(7 дней)4. 4 балла – Вчера мой знакомый попал под дождь. Ни шляпы, ни зонта он с собой не взял. Укрыться от дождя было негде. Когда он добрался домой,   вода с него лилась ручьями, но ни один волос на его голове не промок. Почему?(он был лысым)5. 5 баллов – Как можно одним мешком пшеницы, смоловши ее наполнить два мешка, которые столь же велики, как и мешок в котором находиться пшеница ?(Надо один пустой мешок вложить в другой такой же, а затем в него насыпать смолотую пшеницу.)Задание 5: Найди закономерность.1. 1 балл – Продолжи ряд чисел: 3, 7, 11, 15, 19, ...(23, 27, ...)2. 2 балла – Найдите лишнее слово: метр, дециметр, килограмм, сантиметр, миллиметр(Килограмм)3. 3 балла – Продолжи ряд чисел: 4, 5, 8, 9, 12, 13, ...(16)4. 4 балла – На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?(На 19 день)Разминка “Кто самый внимательный” (слайд 25)Участвуют по 1 человеку от каждой команды.Расскажу я вам рассказВ полтора десятка фразЛишь скажу я слово три”Приз немедленно бери.Однажды щуку мы поймалиРаспотрошили, а внутри.Рыбешек мелких увидалиИ не одну, а целых ..... две.Мечтает мальчик закаленныйСтать олимпийским чемпиономСмотри на старте не хитриА жди команду: раз, два, ..., марш.Когда стихи запомнить хочешь.Их не зубри до поздней ночи.А про себя их повтори.Разок, другой. Но лучше...... пять.Недавно поезд на вокзалеМне три часа пришлось прождатьНу что ж друзья вы приз не взял и,Когда была возможность взять?3 тур – “Математическая эстафета” (слайд 26)Командам по очереди задают по одному вопросу. Время на обдумывание - 30 секунд.За верный ответ - 1 балл.
  • Чему равна треть суток? (8 часов)
  • Чему равна шестая часть суток? (4 часа)
  • Горело 5 свечей. Две из них потушили. Сколько свечей осталось? (2 свечи, те, что потушили, остальные сгорели)
  • Летела стая уток. Всего 5. Одну убили. Сколько осталось? (одна, остальные улетели) 0 Х 112 =? (0)
  • На какое число невозможно деление? (на 0)
  • Как называются числа, которые складывают? (слагаемые)
  • Как называются числа, которые умножают? (множители)
  • Сколько месяцев в году содержат по 30 дней? (11, кроме февраля)
  • Сколько месяцев в году содержат по 31 день? (семь)
  • Фигура, имеющая 3 стороны, 3 вершины. (треугольник)
  • Прямоугольник с равными сторонами. (квадрат)
  • Как называется фигура, у которой 3 и более углов? (многоугольник)
  • Как называется сумма длин всех сторон многоугольника? (периметр)
  • Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  • Чему равно произведение всех цифр? (0)
  • Пара лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30)
  • Двое играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый из них? (4)
  • В семье два отца и два сына. Сколько мужчин в семье? (3)
  • У родителей пять сыновей. Каждый имеет одну сестру. Сколько всего детей в семье? (6)
  • Наименьшее натуральное число? (1)
  • Наибольшее натуральное число? (не существует)
  • Единица скорости на море? (узел)
  • Чему равен 1 пуд? (16 кг)
  • Периметр квадрата 20 см. Чему равна его площадь?(25)
  • Что ищем, решая уравнение? (корень)
  • Результат вычитания. (разность)
  • Результат деления? (частное)
  • Сколько центнеров в тонне? (10)
  • Сколько существует цифр? (10)
  • Как называются цифры третьего разряда? (сотни)
  • Наименьшее трехзначное число? (100)
  • Сколько вершин у куба? (8)
  • Как называется число, из которого вычитают? (Уменьшаемое)
  • Ограниченная часть прямой? (отрезок)
  • Результат деления? (Частное)
  • Чему равна десятая часть сантиметра? (миллиметр)
  • В колесе 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (10)
  • Ведущий.Вот закончилась игра,Результат узнать пора.Кто же лучше всех трудилсяИ в игре отличился?Слово жюри. Награждение победителей. Используемая литература.
  • ФарковА.В.Учимся решать олимпиадные задачи. Геометрия 5-11 классы; Москва “Айрис-пресс”, 2006
  • Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы; Москва “Айрис-пресс”, 2006
  • Беленкова Е.Ю., Лебединцева Е.А. Математика 6 класс Т-1. Задания для обучения и развития учащихся. Москва “ Интеллект-Центр”, 2007
  • «Турнир смекалистых»Цели и задачи:Обучающие:
  • Обобщение и систематизация знаний учащихся;
  • Закрепление основных понятий базового уровня;
  • Контроль и оценка уровня знаний учащихся.
  • Развивающие:
  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие логического мышления и внимания;
  • Формирование потребности в приобретении знаний.
  • Воспитательные:
  • Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения;
  • Воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения;
  • Воспитание духа соревнования;
  • Воспитание эстетического отношения к окружающей среде, общественной жизни.
  • Форма проведения: математический конкурс с использованием идеи и атрибутики телевизионной игры “Последний герой”.Оборудование: карточки с заданиями, обьемные тела, макеты рыбок, математический кроссворд, “чековая книжка”, банданы двух цветов, защитный тотем в форме числа пять, жетоны для активных зрителей, таблички с названием команд.Ведущий: Почему торжественно вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь?Это мы царице всех наукПосвящаем нынешнюю встречуНе случайно ей такой почётЭто ей дано давать ответы Как хороший выполнит расчётДля постройки здания, ракетыЕсть о математике молва, Что она в порядок ум приводитПоэтому хорошие слова Часто говорят о ней в народеТы нам, математика, даёшьДля победы трудностей закалкуУчится с тобою молодёжь Развивать и волю и смекалкуИ за то, что в творческом трудеВыручаешь в трудные моментыМы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов!Дорогие ребята, мы рады вас приветствовать в бескрайнем океане математика на маленьких островках наших знаний. Сегодня два племени “Уравнение” и “Тождество” будут соревноваться за право называться Последним героем – грамотным в математике, стойким и выносливым в борьбе и просто хорошим человекам.1 конкурс Посмотрим имеют ли наши племена находить вкусные коренья, чтобы не умереть с голода на наших островах.Предлагаются задания каждому участнику: Решите уравнение
  • (7x+1)(3X-1)-21=3;
  • (1-4x)(1-3x)=6x(2x-1);
  • (3-x)(4-8x)=x(1+8x);
  • (1-y)(4-6y)-(2y-1)(3y+1)=3;
  • Зрители тоже могут разбиться на группы и участвовать в конкурсе.Проверим, в чьей команде больше верных ответов: Проигравшее племя при помощи жребия теряет одного игрока.2 конкурсЗаработай сосуд для воды.На острове важна питьевая вода и хорошо бы заработать хорошую ёмкость для воды. Племя получит такой сосуд, если верно определит объём прямоугольного параллелепипеда, сделав необходимые измерения. Племя получают объёмные тела и приступают к работе. После конкурса выбывает ещё один участник.3 конкурсПоймай рыбкуИ снова о еде - так голодно нашим племенам. Будем ловить рыбку, но не простую, а с вопросами. Каждый участник ловит рыбку и отвечает на её вопрос, если верно ответит, то оставляет рыбку себе, если нет, отдаёт ведущему. Подводим итоги, у кого больше рыбок тот выигрывает. После конкурса выбывает ещё один участник.
  • Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков пришлось ему сделать? (12)
  • Я задумала пятизначное число, отняла от него единицу и получила четырехзначное. Какое число я задумала? (10000)
  • Пять ворохов сена и семь ворохов сена свезли вместе. Сколько получилось ворохов сена? (один)
  • Сколько концов у трёх палок. А сколько у трёх с половиной палок? (6,8)
  • На одной руке 5 пальцев, на двух 10, а на 10 сколько? (50)
  • Три плюс три умножить на три. Сколько будет? (3+3*3=12, а не 18)
  • Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорей. (5)
  • У треугольника 3 угла. Если один срезать сколько останется? (4)
  • Спутник земли делает один оборот за 1 ч 40 мин, а второй оборот за 100 мин. Как это получается? (1ч 40 мин = 100 мин)
  • 5 рыбаков за 5 часов распотрошили 5 судаков. За сколько часов 100 рыбаков распотрошат 100 судаков? (5 часов)
  • 4 конкурс Математика - гимнастика ума.Посмотрим чьи ,,интеллектуальные мышцы’’ крепче.(Контрольное время – 5 минут; 0,5 балла за правильно угаданное слово)ВопросыПо горизонтали:1. Результат умножения длины прямоугольника на его ширину. (площадь)3. Вид линии. (прямая)5. У угла – две, у треугольника – три, у четырёхугольника – четыре. (сторона)7. Сколько музыкантов в квартете? (четыре) 10. Старинная русская мера длины. (верста)11. Компонент умножения. (множитель) 13. Инструмент для измерения величины угла. (транспортир)14. Есть у уравнения и растения. (корень) 16. Инструмент, с помощью которого чертят окружность. (циркуль)По вертикали: 2. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (отрезок)4. Математический знак. (плюс)6. Результат вычитания. (разность)8. Сумма длин всех сторон многоугольника. (периметр)9. То, на что делят. (делитель) 12. Объём килограмма воды. (литр)15. Число разрядов в классе. (три)Отгадываем кроссворд (Проверим вместе, зрители участвуют).Выбывает ещё один участник.Проводим объединение племён новое племя назовем “Корень”.1 конкурс Впишите в пустые клетки квадрата такие одночлены, чтобы после приведения подобных в любой строке, в любом столбце получилось 2x. (Зрители тоже участвуют). Выбывает один участник.2 конкурс На нашем острове проживают разные странные звери. Узнай, съедобен ли зверь зашифрованный с помощью координат. Участники получают листочки в клетку и текст задания.Задание:Отметьте на координатной плоскости точки, заданные координатами. Соедините их отрезками в порядке следования. Тогда вы получите изображение нашего зверя. (5; 1) (6; 2) (6; 3) (5; 6) (4; 7) (5;8) (6;8) (8; 9) (9; 9) (7;8) (9;8) (6; 7) (7; 6) (9; 6) (11; 5) (12; 3) (12; 2) (13; 3) (12; 1) (7; 1) (8; 2) (9; 2) (8; 3) (6; 1) (5; 1) и (5; 7).После конкурса остаётся два участника.3 конкурс Логическое задание Зрители тоже принимают участие.Подводим итоги.По горизонтали: 3. Отрезок прямой, соединяющий точку окружности с ее центром. 6. Утверждение, не требующее доказательства. 9. Антипод симметрии. 10. Вид четырехугольника. 15. Отрезок прямой, соединяющий две точки кривой. 16. Мера длины. 17. Отношения сторон в прямоугольном треугольнике. 18. Точка пересечения диаметров окружности. 19. Отношения сторон в прямоугольном треугольнике. 20. Часть окружности. 21. Старинная мера длины.По вертикали: 1. Символ какого-либо алфавита. 2. Вид параллелограмма.4.Хорда, проходящая через центрокружности. 5. Геометрический элемент. 7. Луч, делящий угол пополам. 8. Символ греческого алфавита. 10. Сумма длин сторон треугольника. 11. Вспомогательное предложение, используемое для доказательства. 12. Элемент прямоугольного треугольника. 13. Одна из замечательных линий треугольника. 14. Отношения сторон в прямоугольном треугольнике.