"Растим патриотов"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Растим патриотов"
Автор: Нина Владимировна Жила

Пояснительная записка
Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, как приоритетное направление духовно – нравственного развития личности в организации внеучебной деятельности младших школьников.
Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников всегда являлось одной из важнейших задач образовательного учреждения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Деятельность классного руководителя акцентируется на проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников, в связи с тем, что разрушена система ранее сложившихся педагогических воздействий на детей. Наблюдаются значительные негативные изменения в духовной жизни общества, влияющие на нравственное здоровье нации (резкое падение уровня воспитанности, развитие бездуховности, массовое вовлечение молодого поколения в зону социального риска). В результате переоценки ценностей обществом дети оказались в условиях своеобразного нравственного вакуума.
В связи с этим возникает необходимость в создании программы, способствующей удовлетворению потребностей современного общества в воспитании его гражданина.
Каждая программа по патриотическому воспитанию имеет цель воспитание патриотов и граждан Отечества.
Данная программа прививает любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать у детей и их родителей повышение интереса к изучению истории своей семьи, города, края.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Через проекты, исследовательскую деятельность, творческие отчеты, уроки мужества, фестивали, познавательные игры учащиеся начальной школы воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.
Программа поможет учителю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников.
Пользуясь данной программой, классный руководитель найдёт немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Всё это поможет раскрыть каждому ребенку свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Классный руководитель на протяжении четырех лет работы с детским коллективом должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, преподавателями дополнительного образования, работниками библиотек, с администрациями сельских поселений, сотрудниками культурно–досуговых центров и, конечно же, родителями. Благодаря совместной и тесной работе можно добиться высокого результата.
Нормативно – правовая база программы
Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Закон РФ Об образовании;
Государственная Программа Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006 – 2010г.
Цель программы:
воспитание у младших школьников патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Воспитательные цели:
воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны, города и поселка;
пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, родственникам и близким людям;
формирование у учащихся интереса к изучению истории и родословной своей семьи.
Задачи программы:
знакомить учащихся с духовными традициями России, её героическим прошлым, государственной символикой, культурой межнациональных отношений;
формировать у детей ответственность, правосознание, любовь к малой родине;
воспитывать готовность к защите своей Родины;
прививать любовь и уважение к школе, к тем, кто в ней учится и работает;
создавать условия для физического развития будущих защитников Отечества.
Новизна, отличительные особенности программы
Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.
Новизна программы заключается в самом содержании, в стремлении изучать проблему патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.
Основным ключевым критерием патриотического воспитания являются 3 компонента: когнитивный ,знаниевый (знания о Родине, семье, событиях, традициях), эмоционально –чувственный, отношенческий (переживания, чувства, эмоции по поводу событий, отношение к фактам и явлениям патриотического характера) и деятельностный, поведенческий (виды деятельности и действия патриотического характера).
Ожидаемые результаты реализации программы:
- формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное и бережное отношение к памятникам истории;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Портрет ученика
Выпускник начальной школы:
владеет основами умения учиться, является субъектом учебной деятельности и нравственного поведения;
любит свой город и свою Родину;
уважает и принимает ценности семьи и общества;
готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед коллективом, семьей и школой;
целеустремленный, самостоятельный, инициативный, ответственный, дисциплинированный, доброжелательный;
выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;
способен к организации собственной деятельности;
любознателен, способен осуществить осознанный выбор в различных видах деятельности;
проявляет активное участие в делах класса, в конкурсах и проектах школы, района, города;
обладает основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, уточнять проблему, вопрос, аргументировать свои желания, потребности, поступки);
активно познает окружающий мир, умеет пользоваться информационными источниками, владеет приемами работы с различными текстами.
Профессионально – личностные роли классного руководителя:
Просветитель
Инструктор
Наблюдатель
Опекун
Старший друг
Советчик
Наставник
Организатор
Руководитель
Проектировщик
Исследователь
Основные направления программы:
семья и школа;
историко-краеведческое;
военно-патриотическое;
спортивно – патриотическое.
Механизмы реализации программы:
Под механизмом реализации программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников Растим патриотов подразумевают факторы, средства, которые создаются для достижения поставленной цели.
К числу наиболее действенных механизмов относятся:
1) разработка и внедрение программы гражданско-патриотического воспитания младших школьников;
2) изменение личностного понимания учащимися сущности патриотизма, гражданственности, героизма, милосердия;
3) моделирование специальных ситуаций;
4) поддержка стимулирование гражданской инициативы детей;
5) взаимодействие школы, родителей и общественности (Совета ветеранов ВОВ, Совета воинов-интернационалистов, администрации посёлка Новодевяткино и Муринского поселения) в гражданско-патриотическом воспитании учащихся;
6) активизация деятельности учащихся начальных классов в рамках;
7) привлечение к реализации программы работников КДЦ Рондо и Муринского СКЦ, школьного музея Боевой Славы, музея Истории школы,, школьной библиотеки, музыкальной школы.
Формы проведения мероприятий:
беседы;
исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
творческие отчёты;
уроки мужества;
встречи с ветеранами, военнослужащими, поэтами и музыкантами;
соревнования;
праздники;
акции;
конкурсы сочинений, плакатов, рисунков, чтецов;
просмотр видеофильмов;
митинги;
экскурсии, походы;
читательские конференции;
викторины;
трудовые и экологические десанты;
Уроки мужества, Уроки памяти, Уроки доброты;
фестивали;
познавательные игры.
Материально-техническое сопровождение
дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
репродукции картин;
карточки с различными видами войск и Защитников Отечества;
фотоальбомы Мой город, Моя семья;
художественная литература;
пособие Заповедники Ленинградской области; Всеволожский район – гордость Ленинградской области;
записи с песнями военных лет;
карты, атлас Российской федерации и Ленинградской области;
символика Российской федерации, Ленинградской области и Всеволожского района;
глобус.
В программу включены четыре раздела:
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами Всеволожского района и города Санкт - Петербурга, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно – нравственного воспитания.
4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями, сохранившими о себе память до современности.
Этапы реализации программы
Программа состоит из четырёх этапов:
1 класс - знакомство первоклассников с духовными традициями страны, её героическим прошлым, государственной символикой, историей малой родины
2 класс – приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской и Советской армии, разъяснение истоков героизма и самоотверженности нашего народа;
3 класс – формирование гордости за героев Отечества; изучение архивов, поиск материалов о героях войны, создание школьных книг для пополнения материалов школьных музеев;
4 класс – развитие активных форм патриотической деятельности, создание творческих презентаций о героях войны, формирование культуры межнациональных отношений и др.
Мероприятия реализации программы
1 класс

Мероприятия
Сроки
проведения
Ответственные
1.
Экскурсия в музей История школы
Сентябрь
Классный руководитель
2.
Символы государства: Герб, гимн, флаг - беседа с учащимися, презентация
Сентябрь
Классный руководитель,
руководитель музея
3.
Конкурс рисунков и фото - коллаж Моя семья и кто в ней я
Октябрь
Классный руководитель, родители, бабушки и дедушки
4.
Беседа Легко ли быть милосердным (ко дню пожилого человека)
Октябрь
Классный руководитель
5.
Я живу в России. Виртуальное путешествие
Ноябрь
Классный руководитель,
учитель изо
6
Веселые старты! - спортивная игра
Ноябрь
Классный руководитель,
учитель физической культуры
7.
Мои права и обязанности. Классный час
Декабрь
Классный руководитель, родители
8.
Дети блокады. Библиотечный урок.
Акция Свеча памяти
Январь
Классный руководитель,
библиотекарь,
9.
Экскурсия к Цветку жизни
Январь
Классный руководитель, родители
10.
Мини - проект Мой папа лучше всех
Февраль
Классный руководитель
11.
Конкурс зримой песни Если б не было войны
Февраль
Классный руководитель,
Зам. директора по ВР, представитель КДЦ Рондо
12.
Конкурс стихов С любовью к бабушкам и мамам!
Март
Классный руководитель, родители
13.
Акция Мой любимый школьный двор (озеленение)
Апрель
Классный руководитель, родители, учителя биологии
14
Мой прадедушка - герой - встреча с ветераном ВОВ
Апрель
Классный руководитель, родители, дедушки и бабушки
15.
Митинг, посвященный открытию памятника Алеша в д. Новое Девяткино
Май
Администрация Новодевяткинского сельского поселения,
классный руководитель,
родители, зам. директора по ВР
16.
Выставка поделок Вместе с бабушкой
Май
Классный руководитель,
родители, бабушки
2 класс
1.
Классный час К юбилею Ленинградской области
Сентябрь
Классный руководитель
2.
Экскурсия по Дороге жизни
Сентябрь
Классный руководитель, родители
3.
Творим добро своими руками. Изготовление сувениров ко Дню пожилых людей
Октябрь
Классный руководитель, родители
4.
Проект. Составление родословной своей семьи
Октябрь
Классный руководитель, родители
5.
Эрудит С чего начинается Родина… (85 лет Ленинградской области)
Ноябрь
Классный руководитель
6.
Акция Я несу ромашки маме.
(ко Дню Матери)
Ноябрь
Классный руководитель, зам. директора по ВР
7.
Классный час, посвящённый Дню Конституции
Акция Мой гражданский поступок
Декабрь
Классный руководитель,
родители
8.
Библиотечный урок Был город – фронт, была блокада…
Январь
Классный руководитель,
библиотекари
9.
Встреча с выпускниками школы, бывшими военнослужащими Хочется мальчишкам в Армии служить
Январь
Классный руководитель
Зам. директора по ВР
10.
Творческо-поисковая работа
След войны в моем доме
Февраль
Классный руководитель, руководитель музея, родители
11.
Фестиваль зримой песни Березы России
Февраль
Классный руководитель,
муз. работник, родители,
зам. директора по ВР, представитель КДЦ Рондо
12.
Конкурс чтецов Славим женщину-мать
Март
Классный руководитель,
библиотекарь
13.
Классный час Великие люди России
Апрель
Классный руководитель, родители
14.
Акция – милосердия Подари детям радость
(помощь детям из детского дома – интерната)
Апрель
Классный руководитель,
родители,
зам. директора по ВР,
15.
Экскурсия в школьный музей Боевой славы
Акция Ветеран с тобой рядом
Май
Классный руководитель, руководитель музея, родители
16.
Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. Парад юнармейцев
Май
Администрация Новодевяткинского сельского поселения,
классный руководитель,
зам. директора по ВР, родители
17
Загляните в семейный альбом (презентации)
Май
Классный руководитель,
родители
3 класс
1.
Классный час 75 лет Всеволожскому району
Сентябрь
Классный руководитель
2.
Экскурсия на Мемориальное Пискаревское кладбище
Сентябрь
Классный руководитель, родители
3.
Проект Новодевяткино вчера, сегодня, завтра
Октябрь
Классный руководитель, родители
4.
Познавательная игра Что даёт наш край стране
Октябрь
Классный руководитель
5.
Творим добро своими руками. Акция Зеленая школа
Ноябрь
Классный руководитель,
зам. директора по ВР
6.
Урок доброты День Матери
Мини – проект Моя мама ученица
Ноябрь
Классный руководитель
7.
Вперёд, мальчишки! Спортивные эстафеты
Декабрь
Классный руководитель, учитель физической культуры
8.
Эрудит Край, в котором мы живем! (75 лет Всеволожскому району)
Декабрь
Классный руководитель,
родители,
зам. директора по ВР
9.
С кого пример в жизни брать - читательская конференция
Январь
Классный руководитель, библиотекарь
10.
Просмотр и обсуждение художественного фильма военной тематики
Февраль
Классный руководитель
11.
Конкурс инсценированной песни Я пою о России
Февраль
Классный руководитель, учитель музыки
12.
Проект Красный галстук в моей семье. (90 летие Пионерской организации)
Март - май
Классный руководитель
13.
Уход за памятниками ВОв на территории Новодевяткинского и Муринского сельских поселений
Апрель
Классный руководитель, родители
14.
Имена героев на карте района мини – проект
Апрель
Классный руководитель
15.
Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. Парад юнармейцев
Май
Администрация Новодевяткинского сельского поселения,
классный руководитель,
зам. директора по ВР, родители
16.
Тепло родного очага Семейная гостиная
Май
Классный руководитель, родители
4 класс
1.
Историческая игра-викторина Главные вехи победы (200 летие Бородинской битвы)
Сентябрь
Классный руководитель, учитель истории
2.
Экскурсия на монумент героическим защитникам Ленинграда
Сентябрь
Классный руководитель, родители
3.
Соревнования Богатырская наша сила
Октябрь
Классный руководитель, родители, учитель физической культуры
4.
Конкурс сочинений Если бы я был президентом страны…
Октябрь
Классный руководитель
5.
Конкурс плакатов Мир дому твоему
Ноябрь
Классный руководитель,
учитель ИЗО
6.
Мини – проект Школа – часть малой Родины
Ноябрь - май
Классный руководитель, зам. директора по ВР
7.
Классный час Закон моей жизни с использованием ИКТ
Декабрь
Классный руководитель
8.
Эрудит История олимпийских игр
Декабрь
Классный руководитель, зам. директора по ВР, родители
9.
А музы не молчали. Встреча с композитором Клюковкиным А.П. (блокадник)
Январь
Классный руководитель, родители
10.
Библиотечный урок Стихи блокадного города.
Свеча памяти
Январь
Классный руководитель, библиотекарь
11.
Акция Письмо солдату
Февраль
Классный руководитель
12.
Конкурс творческих проектов Защитники Отечества в моей семье
Февраль
Классный руководитель
13.
Поход в часть МЧС п. Мурино
Март
Классный руководитель
14.
Участие в фестивале зримой песни Милая, добрая, славная
Март
Классный руководитель,
зам. директора по ВР
15.
Поисковая работа Имена великих людей на карте города
Апрель
Классный руководитель
16.
Акция Здесь живёт ветеран войны
Апрель-май
Классный руководитель, Совет ветеранов
17.
Участие в митинге, посвящённом Дню Победы. Парад юнармейцев
Май
Администрация Новодевяткинского сельского поселения,
классный руководитель,
зам. директора по ВР, родители
18.
Поход Родной край люби и знай
Май
Классный руководитель ,
родители
Прогнозируемые результаты программы:
Сформировать:
устойчивый интерес к истории и духовным традициям Отечества;
осознание бережного отношения к родной природе, к месту, где ты живешь;
любовь и уважение к своим родителям и семье;
осознанное уважение к школе и педагогам школы;
осознание ответственности за свои поступки;
мотивацию к физической культуре и потребность вести здоровый образ жизни.
Источники:
1.Данилюк А.М., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011г.
2.Заикина Л. Конструируем программу воспитательной деятельности.// Воспитательная работа в школе 2009г.
3 Пашкович И.А..Патриотическое воспитание 2006г.
4.Попова Е.Н. Концептуальные и организационно – методические основы патриотического воспитания школьников. Методическое пособие// Селезнев Н. Оценочная деятельность в воспитании человека// Воспитательная работа в школе 2009г.
5.Нечаев М.П. Диагностическая деятельность в управлении воспитательным процессом// Воспитание школьников 2010г.
6. Быков А.К. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны// Воспитание школьников 2010г.
Программа классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию
1 класс
История моего имени и фамилии.
Герб, флаг, гимн России.
Я – россиянин.
Вот она, какая, моя Родина большая.
Русские сказки и сказания.
Жизнь замечательных людей.
Любимые игры нашей семьи.
2 класс
История моей улицы.
Мир народных праздников.
Русские народные игры и игрушки.
Славные сыны нашего Отечества.
Наша родина - Россия.
Семейная реликвия.
Биография города.
3 класс
Герои Куликовской битвы.
Народные пословицы и поговорки
История моего города.
Моя родословная.
Обычаи и традиции русского народа.
Покорители космоса: Ю. Гагарин.
История семейной фотографии.
4 класс
Мои предки в бою и труде.
Обычаи и традиции народов России.
Красота русской природы.
История народного костюма.
Мы - славяне.
Наука побеждать: А.В. Суворов
Героическое прошлое города.
Минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника
Основные отношения показатели воспитанности
Признаки и уровни формирующихся качеств
Отношение к Родине
1.Патриотизм
1.1. Отношение к родной природе.
3- любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;
2- любит и бережёт природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережёт.
1.2. Гордость за свою страну.
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.
1.3. Служение своими силами.
3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
1.4. Забота о своей школе.
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.
Отношение к умственному труду
2.Любознательность
2.1. Познавательная активность
3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей;
0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.
2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 – стремится учиться как можно лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля.
2.3.Саморазвитие.
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 –есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.
2.4. Организованность в учении.
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие.
3.1 Инициативность и творчество в труде.
3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.
3.2. Самостоятельность в труде.
3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.
3.3.Бережное отношение к результатам труда.
3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;
2 – бережёт личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
3.4. Осознание значимости труда
3 -осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;
1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
4.1. Уважительное отношение к старшим.
3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.
3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен.
4.3. Милосердие.
3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым и больным;
1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;
0 – неотзывчив, иногда жесток.
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.
Отношение к себе
5. самодисциплина.
5.1. Развитая добрая воля.
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;
2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.
5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.
3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 – нормы и правила поведения не соблюдает.
5.3. Организованность и пунктуальность.
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 – начатые дела не выполняет.
5.4. Требовательность к себе.
3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
Диагностический инструментарий
Для выявления уровня сформированности у младших школьников гражданско – патриотических качеств ежегодно проводится мониторинг осознания учащимися следующих понятий: патриотизм, совесть, порядочность, мужество, доброта, толерантность, милосердие, честность ответственность, бескорыстие…
Основные результаты воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:
1. Целенаправленные наблюдения классного руководителя, учителей предметников, педагогов ДО, библиотекарей.
2. Анонимные анкеты, позволяющие анализировать ценностную сферу личности;
3. Экспертные суждения (родителей, школьного психолога, библиотекаря);
4. Этнопсихологический опросник, содержание которого предусматривает ответы на вопросы, связанные с культурой, историей своей страны.
В заключении можно сделать вывод, что изучение и анализ воспитанности школьников позволяет:
- конкретизировать цели и задачи воспитательной работы с учетом диагностики воспитанности;
Задача провидения диагностики воспитанности заключается в том, чтобы выделить группы детей с разным уровнем воспитанности и помочь им подняться на ступеньку выше, обеспечивая дифференцированный подход в выборе методов воспитания.
Методики:
Методика Неоконченное предложение, предполагающая сочинение детей, продолжающее фразу Когда слышу слово Родина, то я представляю…
Методика Национальный портрет, представляющая собой беседу с младшими школьниками, о тех чувствах, которые вызывают у них люди и страна, в которой они живут.
Методика Рассказы построенная на обсуждении неоконченных рассказов из книги И.А.Архиповой Развитие духовного мира ребенка в начальной школе , связанных с проявлением духовно-нравственных ценностей, качеств.
Мой герой нацелена на выявление идеалов, которым хотел бы подражать ребенок.
Анкета Оцени поступок (по Туриелю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой), моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами);
Кто прав? - методика на выявление позиции собеседника, уважение к иной точке зрения (Г.А..Цукерман).
Рисуночные тесты Моя Родина, Моя семья, Я на природе, Я эколог.
Самооценочные суждения детей.