Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков
Автор: Плохих Евгения Алексеевна

Особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростковВ соответствии с логикой исследования необходимо рассмотреть особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у подростков более подробно.На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах (11-14 лет), хотя относительно точной периодизации между психологами, педагогами, юристами и биологами по-прежнему идут споры.Но, несомненно, подростковый возраст это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того, насколько успешно подростки научатся выстраивать отношения с родителями, взрослыми, сверстниками, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем. Формирование теоретического формального рефлективного мышления, умения рассуждать, делать обобщения и выводы, вскрывать причинно-следственные связи, строить доказательства, спорить, самостоятельно творчески активно мыслить и управлять своей речемыслительной деятельностью - таковы основные линии качественного изменения в коммуникативной деятельности личности подростка [15]. При этом, по сложившемуся в литературе мнению, вырабатывается ориентация на способ осуществления деятельности, а не только на ее результат [11, 22]. Развивающиеся функции перспективной внутренней и внешней регуляции и дифференцированного воздействия делают речь подростка контролируемой и управляемой. Причем это касается не только устной, но и письменной речи. Складывается индивидуальный стиль речи, усложняется ее структура, в лексику добавляются специальные термины, абстрактные и метафоричные выражения. Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые черты характера — настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности [27].В процессе коммуникации перед подростками возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к сверстникам, то есть умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, подросток учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой [6].Таким образом, исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии универсальных учебных действий в этот период приобретают именно коммуникативные учебные действия. Если задача начальной школы «учить ученика учиться», то в основной школе задачей является «научить ученика учиться в общении».Но для того, чтобы выстраивать отношения с другими, необходимо, прежде всего, научиться жить в мире и согласии с самим собой, что также является актуальной проблемой переходного возраста. И работа педагогов и психологов должна учитывать данное обстоятельство.Что неудивительно в данном аспекте, в рамках современного образования всё большую роль приобретает коммуникативная деятельность педагога при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия развивают социальную компетентность и сознательную ориентацию подростков на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [10].Как уже ранее упоминалось в работе, суть универсальных учебных действий сводится к общекультурному, личностному и познавательному развитию учащихся, обеспечивающему такую ключевую компетенцию, как умение учиться. И принцип преемственности, заложенный в ФГОС, подразумевает, что формирование УУД, в том числе и коммуникативных, начинается ещё в начальной школе. Де-юре к подростковому возрасту учащиеся уже должны обладать ключевыми коммуникативными компетенциями и общими навыками общения; у них не должно возникать проблем в межличностных отношениях, как внутри своего коллектива, так и вне его.Таким образом, важнейшей задачей педагога при работе с детьми подросткового возраста является дальнейшее развитие коммуникативных универсальных учебных действий, прививающих подросткам уже не просто умение учиться, но и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Кроме того, подростки должны овладеть уже не просто языковыми формами, у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.В подростковом возрасте первостепенную роль играют: 1. Личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; 2. Метапредметные результаты, включающие уже освоенные обучающимися универсальные учебные действия (в том числе и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; регулятивные действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности.Способность подростков самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть «умение учиться в общении», обеспечивается тем, что коммуникативные УУД открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в структуре самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и процессуальных (операциональных) характеристик.Формирование коммуникативных умений, таким образом, способствует повышению мотивации подростков, содействует установлению межпредметных связей, развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.Известно, однако, что хотя уровень развития реальной коммуникативной компетентности подростков в настоящее время очень сильно варьируется, в целом он весьма далек от желаемого, что и побуждает многих практикующих педагогов и психологов [10,13,30] считать эту сторону развития одной из приоритетных, а не факультативных задач школьного образования.Так, А.Г. Асмолов и его единомышленники считают, что в системе универсальных учебных действий коммуникация должна рассматриваться не узко прагматически - как обмен информацией (например, учебной) - а в своем полноценном значении, то есть «как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.» [30].Поскольку коммуникативная компетентность имеет исключительно многогранный характер, необходимо выделение основного состава задач коммуникативных УУД, то есть тех из них, которые имеют наиболее общее значение с точки зрения педагога, работающего с учащимися подросткового возраста.Решая эти коммуникативные задачи, нужно исходить из ключевой роли коммуникации для психического и личностного развития подростка: содействие и сотрудничество выступают как та реальная деятельность, внутри которой завершаются процессы психического развития и становления личности.Как и всякая задача, коммуникативная задача представляет собой психологическое образование, в структуру которого входят цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат. Психологическое содержание коммуникативной задачи аналогично предметному содержанию той речевой деятельности, через которую она реализуется субъектом в процессе общения. Хотя номенклатура коммуникативных задач чрезвычайно велика, их можно объединить в большие группы по критерию степени коммуникативности (обязательности наличия и непосредственного присутствия партнера общения, его реакции, степень ориентации на реципиента). В научной литературе выделены четыре группы задач: описание, объяснение, доказательство и убеждение. В подростковом возрасте педагогами и психологами [1,6,15,22,36] отмечается совершенствование способа решения коммуникативных задач. Простое описание немного отходит на второй план, уступая место раскрытию внутренних каузальных связей, то есть объяснению и схожим с ним задачам, хотя вместе с тем совершенствуется способ решения описания. Период развития объяснения постепенно сменяется стадией спонтанных причинных объяснений, когда учащиеся не припоминают причину, а ищут ее. Осуществляется переход к дедуктивному способу построения объяснения. Существенно улучшаются основные показатели способа решения задачи объяснения, хотя иногда подростки сводят объяснение к описанию. Учащиеся становятся в большей степени восприимчивыми к более сложным в структурном и содержательном отношении задачам, однако доказательства в этом возрасте являются скорее делом памяти, а способ решения задач высших порядков еще далек от совершенства. То есть у подростков усиливается дифференцированное отношение к задачам, хотя они еще слабо различают разницу между доказательством и убеждением.Таким образом, в обучении подростков следует учитывать гетерохронность (разновременность) коммуникативного развития в плане умения человека ставить и решать коммуникативные задачи, а также определенную сензитивность данного возраста к тому или иному типу задачи.В общем и целом, развитие коммуникативных способностей и позитивных коммуникативных навыков у подростков предполагает овладение следующими базовыми умениями и качествами: слушать и слышать, эмпатия и терпимость, учёт особенностей собеседника, открытость и способность к самораскрытию, искренность, умение вести переговоры, кооперация.При этом многие подростки уже и без помощи педагогов и психологов сами начинают задавать себе различные вопросы, так или иначе связанные с коммуникативными навыками:1. Как быть более уверенным в себе?2. Как общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы?3. Как правильно управлять своим настроением?4. Как воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее?5. Как слышать и чувствовать партнера по общению? 6. Как решать конфликтные ситуации?7. Как быть уважаемым и мудрым лидером?8. Как грамотно строить нужные отношения?Все эти вопросы можно раскрыть и рассмотреть на тренинге коммуникативной компетентности.