Методическое пособие для занятий на спортивных тренажёрах (рекомендовано инструкторам по ФВ и воспитателям ДОУ)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическое пособие для занятий на спортивных тренажёрах (рекомендовано инструкторам по ФВ и воспитателям ДОУ)
Автор: Подорожняя Людмила Валентиновна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«УСТЬ-НЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДАС ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ № 36 «БЕРЕЗКА» Методическое пособие для занятий на спортивных тренажёрах(рекомендовано инструкторам по ФВ и воспитателям ДОУ)Пособие разработала инструктор по ФВ МБДОУ «УНДС ОВ №36 «Берёзка»Л.В. ПодорожняяУсть – Нера 2020 годОглавлениеВВЕДЕНИЕОсновы здорового человека закладываются в детстве, поэтому сущность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ состоит в том, чтобы для каждого ребенка дошкольного возраста выбрать подходящую форму двигательной активности. Оптимальный двигательный режим - основа для нормального роста и гармоничного развития ребенка.Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ являются занятия на тренажерах.Методические материалы включают методику работы на тренажерах с детьми 5-7 лет, которая построена на основе научно-методической литературы:1. Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду: Скрипторий, 2003. 119 с.2. Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду: Мет. пособие, М.: Общероссийский Фонд «Социальное развитие России», 2005. 26 с.3. Гамидова С.К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 5-6 лет II-ой группы здоровья с применением тренажеров: специальность 13.00.04 – Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук; Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. – Смоленск, 22.02.2012.АКТУАЛЬНОСТЬИнновационные процессы, происходящие в физическом воспитании детей, требуют постоянного поиска новых организационно-методических форм, технологий обучения, эффективных средств и методов развития личности ребенка, укрепление его здоровья.В настоящее время отмечается негативная тенденция, связанная с ухудшением здоровья, снижением физической и функциональной подготовленности детей дошкольного возраста, основу которой определяют неблагоприятные социально-экономические и экологические факторы, ограничения двигательной деятельности ребенка. Использование занятий на тренажерах позволит тренировать как сердечно-сосудистую, так и дыхательную системы детского организма. А развитие общей выносливости и физических качеств, обучение двигательным умениям и навыкам будут способствовать укреплению здоровья детей .Упражнения, используемые на занятиях, позволят решить оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, направленные на совершенствование двигательного опыта детей, формирование у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.Если будут учтены возрастные особенности и физические возможности дошкольников, занятия с использованием тренажеров могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что дети 5-6 лет достаточно хорошо владеют различными движениями, у них интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной систем к физической нагрузке.Старшие дошкольники стремятся не только удовлетворить потребность в активных движениях, но и показать свои возможности – силу, ловкость, смелость. Дети в данном возрасте могут анализировать свои действия и действия сверстников, контролировать свое самочувствие, что очень важно при самостоятельном выполнении упражнения.Так с чего же начать обучение и оздоровление с помощью тренажёров? Конечно же с истории… КАК, КОГДА И ПОЧЕМУ ПОЯВИЛИСЬ ТРЕНАЖЁРЫ? Приспособления для усовершенствования физических параметров человеческого тела, кажется, существовали всегда. Ещё в древние века сила и физическая выносливость считались приоритетными. История создания тренажеров уходит своим началом в далёкое прошлое. В древнем мире как приспособления для тренировок использовали, так называемые, природные снаряды. Чтобы просто выжить людям были необходимы сила, ловкость, выносливость и скорость. Следующим этапом развития считается 1876 год, когда шведский ученый Густав Зандер (Gustav Zander) презентовал систему физических тренировок при помощи машин. Первый велотренажер появился в середине 18 века – это был большой механизм, в котором были задействованы не только ноги, но и руки. В середине 19 века изобрели гребной тренажер, взяв за основу обычную весельную лодку. Из истории известно, что пассажиры первого класса знаменитого лайнера «Титаник», отправившегося в свое первое и единственное плавание в апреле 1912 года, имели доступ в тренажерный зал, оборудованный самыми современными аппаратами своего времени для физических тренировок. «Gymnasium» предоставлял к их услугам гребные тренажеры, стационарные велосипеды, а так же аппараты для имитирования езды на лошади и верблюде. Спустя два десятка лет появился эллиптический тренажер – его разработал один американец для реабилитации своей дочери после травмы пятки. Такова история развития тренажеров. Полезные и нужные изобретения, по праву завоевавшие мировую популярностьСледующий шаг – это понять, как построить занятие для наибольшей эффективности при оздоровлении детей. ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ УПРАЖНЕНИЯМ НА СПОРТИВНЫХ ТРЕНАЖЁРАХВесь период обучения дошкольников работе на тренажерах можно разделить на три этапа.На первом этапе обучения проводится ознакомление с тренажерами, а также первоначальное разучивание упражнения с ними. Это необходимо для того, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом и на тренажере в частности. С этой целью используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажера самими детьми.Таким образом, у детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику выполнения движения, и мышечными ощущениями.На втором этапе упражнение на тренажере разучивается углубленно – уделяется внимание технике выполнения упражнения.В процессе обучения следует обращать внимание на правильное выполнение действий. Привлекать внимание к ошибкам («Держи спину прямо», «Не разгибаешь колени») и поощрять («Хороший темп», «Правильная спина»).На данном этапе работы возникает необходимость показа и объяснения действий на более сложных спортивных тренажѐрах. Для данного показа можно привлекать детей, которые хорошо и правильно выполняют данное задание, что активизирует процесс обучения. Дети, неуверенно выполняющие движение, на примере своих сверстников, убеждаются в возможности хорошо овладеть им. На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнений на тренажерах и совершенствование техники выполнения.Основными задачами третьего этапа является закрепление и совершенствование данных действий на тренажѐрах, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движений и создание возможностей применения их в жизни (например, на тренажере «Велосипед» можно обучить ребенка езде на велосипеде). Дети старшего дошкольного возраста выполняют упражнения на тренажерах в течение 1-2 минут, от 7 до 12 раз; дети подготовительной к школе группе выполняют упражнения 2-3 минуты, от 12 до 20 раз.СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРОВСтруктура занятий с использованием тренажеров традиционная и включает такие части занятия:* вводная;*основная;*заключительнаяВводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание соответствует содержанию традиционного физкультурного занятия: включает ходьбу в разном темпе, легкий непрерывный бег, подскоки, прыжки, дыхательные и игровые упражнения на внимание и ориентировку в пространстве. Дозировка физической нагрузки подбирается с учетом функциональных возможностей детей. Ей отводится до 3-5 минут.Основная часть включает комплекс общеразвивающих упражнений, упражнения на тренажерах и подвижную игру. Комплекс упражнений проводится с предметами: набивными мячами, фитболами, лентами, платочками. С целью развития у дошкольников чувства ритма, артистичности, творческих способностей может быть использовано музыкальное сопровождение. Дети выполняют упражнения по показу в среднем темпе. Упражнения предусматривают постепенную физическую нагрузку на разные группы мышц руки плечевого пояса, ног, живота, спины. После выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники приступают к выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей – круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятий.Для проведения круговой тренировки организуются так называемые станции – несколько групп тренажеров в количестве от 4-х до 8 и общим количеством тренажеров на них в соответствии с количеством детей в группе. Сущность круговой тренировки заключается в том, что каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается каждому ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей, т.е. предлагается выполнить определенное количество повторений упражнения или дается временной коридор для выполнения данного задания. От занятия к занятию число повторений увеличивается, а временной коридор удлиняется. Так, на первом занятии дети выполняют упражнение минимальное количество раз и минимальное время – 1 минута, а на каждом последующем занятии время выполнения увеличивается и доводится до 2 минут на каждой «станции» – тренажере.По сигналу дети одновременно приступают к упражнениям на своих местах. По истечении определенного времени по сигналу дети переходят к смене «станций», тем самым определяя временную продолжительность выполняемого упражнения.По окончании выполнения каждого задания на «станциях», во избежание переутомления, все дети выполняют дыхательные упражнения, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, психогимнастические этюды, а также упражнения на релаксацию, которые разучивались на предыдущих занятиях и поэтому уже хорошо знакомы детям и могут проводиться ими самостоятельно. Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажерах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом упражнения.После завершения круговой тренировки организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий.Третьей, заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, игр и упражнений для развития творческих способностей детей.Помимо круговой тренировки в занятии используются традиционные способы организации дошкольников для выполнения основных движений на физкультурном занятии: фронтальный и поточный, предполагающие выполнение одного движения или упражнения всеми детьми одновременно или поочередное выполнение нескольких движений друг за другом.ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ТРЕНАЖЕРОВТренажер детский механический "Бегущая, по волнам"ОписаниеТренажер "Бегущая по волнам" предназначен для детей в возрасте от 3 до 8 лет для укрепления мышц ног и развития чувства равновесия. Занятия на детских спортивных тренажерах также позволяют проводить тренировкисердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует развитиювыносливости и моторно-двигательной системы. Для начала занятия ребенку нужно встать ступнями на платформы, а руки положить на держатели.Движения происходят с помощью качания ногами, как будто при ходьбе. Рекомендуемое время занятий: от 3 до 5 минут, с перерывом 30-40 секунд каждую минуту.Технические характеристики:Подходит для детей в возрасте 3-8 лет Вес тренажера 9,3 кгРазмеры тренажера 78 x 65 x 80 см Максимальный вес пользователя 65 кгЦели и задачи:
  • Общее оздоровление организма
  • Улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем
  • Укрепление мышц спины и ног
  • Развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов
  • Формирование у детей стойкой привычки к занятиям физической культурой и спортом
  • Упражнения:
  • раскачивание правой ногой вперед-назад, остановиться, затем левой ногой;
  • раскачивание обеими ногами: левая нога вперед, правая - назад.
  • Тренажер детский механический ВелотренажерОписание:Механический велотренажер позволяет проводить тренировки сердечно- сосудистой и дыхательной систем, способствует развитию выносливости.Обеспечивает максимальный комфорт благодаря эргономичному дизайнусиденья, рукояток и педалей. У этого велотренажера очень низкое стартовое сопротивление. Бесступенчатый механический переключатель обеспечивает равномерное сопротивление, делает ход тренажера плавным и бесшумным.Не требует специальной подготовки и обучения. Модель рассчитана только на детей 3-8 лет. Тренажер работает точно так же как и взрослая версия! Имеет удобное, регулируемое по высоте, сидение.Тренажер с успехом может применяться как дома, так и в любых детских учреждениях, комнатах отдыха.Небольшой дисплей отображает:
  • время занятия от 00:00 до 59:59 мин.
  • скорость от 0.00 до 99.99 км/ч
  • пройденная дистанция от 0.000 до 9.999 км
  • количество израсходованных калорий от 0.00 до 99.99 kcal
  • автоматическая смена отображения показателей
  • Размер тренажера 54*34*50 см. Максимальный вес пользователя 65 кг.Цель:
  • развития выносливости
  • укрепления мышц ног
  • тренирует сердечно-сосудистою и дыхательную систему.
  • подготавливает ребёнка к успешному обучению езды на настоящем
  • велосипедеУпражнения.
  • Интенсивное вращение педалей вперед
  • Интенсивное вращение педалей назад
  • Тренажер подставка под штангу "Скамья для жима"Описание:Детская разноцветная скамья для проведения силовых тренировок.Эргономика скамьи специально разрабатывалась для детей. Тренажер суспехом может применяться как дома, так и в любых детских учреждениях, комнатах отдыха.Цели:
  • Общее оздоровление организма
  • Улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем
  • Укрепление мышц груди, ног и рук, верхние и нижние мышцы живота
  • Развития выносливости, координации движений
  • Формирование у детей стойкой привычки к занятиям физической культурой и спортом
  • Умеренная нагрузка на спину и шеюВиды упражнений:
  • Ребенок ложится на спину, ставит ступни на подставку для ног. Берет штангу прямым хватом на расстоянии чуть шире плеч, опустив локти, и поднимает ее над собой, выпрямляя руки. Отягощение: начиная с маленького груза с каждой стороны и заканчивая всеми тремя.
  • Для детей 5-8 лет. Ребенок ложится на скамью на живот, ступни под упором тренажера. Поднимать ноги с отягощением: начиная с маленького груза и заканчивая двумя.
  • Варианты: Длительность - от 3 до 5 минут, через каждую минуту детям предлагается отдых в течение 30-40 секундТренажер детский механический "Наездник"Описание:Тренажер "Наездник" предназначен для детей в возрасте от 3 до 6 лет для проведения тренировок в игровой форме. Занятия на спортивном тренажере позволяют укрепить сердечно-сосудистую систему, активно развиватьмышцы спины, ног, плечевого пояса и пресса. Разноцветная раскраска привлечет внимание детей и сделает спортивные тренировки веселыми и увлекательными. Не требует специальной подготовки и обучения. Может применяться как дома, так и в любых детских учреждениях и комнатах отдыха.Вес тренажера 6,7 кгРазмеры тренажера 75 x 38 x 90 см Максимальный вес пользователя 65 кгЦель:
  • Общее оздоровление организма.
  • Улучшение работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем.
  • Профилактика и коррекция осанки, укрепление мышц спины, ног, плечевого пояса и пресса.
  • Развитие координации движений, гибкости и подвижности суставов.
  • Упражнения:Ребенок садится на сиденье тренажера, ступни на педалях, колени слегкасогнуты, спина прямая. Держась за поручень, двигается вверх, вниз как бы "подпрыгивая на коне».Тренажер детский механический гребной NEWОписание:Тренажер для детей гребной оборудован ремнями, которые удерживают ноги, для предотвращения их скольжения во время занятий.Идеальный тренажер для проведения тренировок в игровой форме. Он укрепляет сердечно-сосудистую систему, позволяет активно развивать мышцы спины, ног, плечевого пояса и пресса. Разноцветная раскраска привлечет внимание детей и сделает спортивные занятия веселыми и увлекательными. Подходит для детей в возрасте 3-8 летВес тренажера 7,6 кгРазмеры тренажера 94 x 34 x 37 см Максимальный вес пользователя 65 кгЦель:
  • Развитие и укрепление мышцы спины, ног, плечевого пояса и пресса.
  • Укрепление сердечно-сосудистой системы.
  • Способствует укреплению и тренировке мышц туловища, брюшного пресса, верхнего плечевого пояса.
  • Рекомендуется при плоской спине, вялой осанке.
  • Упражнения:
  • И.п.: сидя лицом к тренажеру, руки вперед - вниз, кисти на грифе, ноги полусогнуты, стопы в упоре на перекладине.
  • Разогнуться, руки прямые.2.И.п.: то же.Одновременно разогнуть туловище и согнуть руки, кисти рук к животу.3. И.п.: то же.Одновременно разогнуть туловище и согнуть руки, кисти рук к плечам.Тренажер детский механический "Степпер" с ручкойОписание:Регулярные спортивные занятия на тренажере способствуют развитиюкоординации движения и мышц ног. Ручка позволяет удобно держаться во время занятий. Упражнения на степпере одновременно укрепляют ноги и позволяют улучшать общую координацию. Независимые друг от другапедали имитируют восхождение по лестнице. Для детей в возрасте 4-11 летВес тренажера 8,2 кгРазмеры тренажера 38 x 30 x 88 см Максимальный вес пользователя 65 кгЦель:Укрепляет мышцы ног, развивает выносливость.Упражнения:
  • И.п.: стоя на педалях, руки на поручнях.
  • Выполнять попеременные опускания и поднятия педалей, под собственнымвесом.
  • Ходьба с заданиями для рук.
  • Ходьба, руки за спиной.
  • Ходьба с изменением темпа.
  • Твистер детский тренажерОписание:На каждом занятии детский тренажер будет укреплять мышцы ребенка, развивать его гибкость и подвижность, координацию движений и вестибулярный аппарат. Позволяет укрепить мышцы живота и спины ребенка. Да еще и хорошего настроения добавит!Подходит для детей в возрасте 6-11 лет Вес тренажера 12,9 кгРазмеры тренажера 86 x 58 x 23 см Максимальный вес пользователя 65 кгЦель:
  • Укрепляет мышцы туловища и ног, развивает координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат.
  • Упражнения:
  • И.п.: ноги на ширине плеч, руки на рукоятках. Делать движения ногами вправо влево.
  • И.п.: стоя одной ногой на диске (другая согнута). Ноги чередовать. Выполнять вращательные движения влево – вправо.
  • И.п.: стоя на диске на четвереньках, опереться руками на раму. Вращаться вправо влево.
  • И.п.: ноги на ширине плеч.
  • Оттолкнуться от рукоятки и начать вращаться по кругу вправо влево.Батут детский с телескопической ручкойОписание:Детский тренажер батут доставляет уйму радости детям и при этом развивает все группы мышц, а также вестибулярный аппарат, координацию движений, улучшается кровообращение, повышается иммунитет.Батут детский с ручкой оборудован регулируемой по высоте под рост ребенка ручкой, обеспечивающей безопасность во время прыжков. Может использоваться без ручки для детей старшего возраста.Цель:
  • Способствует развитию общей выносливости, снятию эмоционального напряжения
  • Упражнения:
  • Невысокие прыжки.
  • Высокие прыжки.
  • Ходьба, высоко поднимая колени.
  • Подскоки.
  • Прыжки с гантелями.
  • Прыжки с заданиями для рук.
  • Прыжки с поворотами влево вправо.
  • Прыжки с целью достать предмет, подвешенный над головой.
  • Спрыгивание с батута на мат.
  • Запрыгивание с батута на куб.
  • Спрыгивание с куба на батут.
  • Спрыгивание с куба на батут и мат.
  • Беговая дорожкаОписание:Беговая дорожка - движение и скорость ребенок создает своими ногами, а на дисплее отображается время пробежки, расстояние и количествопотраченной энергии. Тренажёр предназначен для улучшения работысердечно –сосудистой и дыхательной систем, на развитие координации движения, для укрепления разных мышц ног, развитие выносливости. На небольшом мониторе отображаются данные:
  • время занятия от 00:00 до 59:59 мин.
  • скорость от 0.00 до 99.99 км/ч
  • пройденная дистанция от 0.000 до 9.999 км
  • количество израсходованных калорий от 0.00 до 99.99 kcal
  • автоматическая смена отображения показателей
  • Цель:
  • Улучшает работу сердечно сосудистой и дыхательной систем,
  • развивает координацию движений, выносливость, укрепляет мышцы ног.Упражнения:
  • И.п.: стоя, одна нога на полу, вторая на дорожке.
  • Прокручивать ленту одной ногой (чередовать левую и правую ноги)
  • Ходьба по следам.
  • Ходьба с изменением темпа.
  • Бег в чередовании с ходьбой.
  • Бег с изменением темпа.
  • Ходьба с закрытыми глазами.
  • Ходьба спиной вперед.
  • ЛИТЕРАТУРА1.Власенко Н.Э Фитнес в детском саду – Пралеска, 2006, №7.2.Власенко Н.Э С физкультурой в дружбе – Пралеска, 2008, №3.3.Власенко Н.Э. Фитнес для дошкольников – Содействие, 2008. 4.Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении – «Издательство Скрипторий 2003», 2006.5.Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят – Феникс, 2004.6.Железняк Н.Ч. Физкультура для старших дошкольников: играем, тренируемся, развиваемся: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования – ООО «ИД «Белый ветер», 2008.7.Жукова Л. Занятия с тренажерами – Дошкольное воспитание, 2007, №1.8.Рунова М.А. Использование тренажеров в детском саду (методическое пособие), 2005.9.Общероссийский общественный Фонд «Социальное развитие России».10.Чечета М.В. Фитбол – гимнастика в детском саду, 2003.