"Организация образовательного процесса в группе для детей с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Организация образовательного процесса в группе для детей с ОВЗ"
Автор: Масальская Ольга Борисовна

Организация образовательного процесса в группе для детей с ОВЗ К особенностям развития воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности нашего детского сада, относятся: -медленное становление новых навыков и утрата тех, которые были недостаточно востребованы в течение некоторого времени; -необходимость большого количества повторений для усвоения материала; -неспособность к гибкости поведения в зависимости от обстоятельств; -нарушение сенсорного восприятия; -низкий уровень владения речью; лабые эмоциональные реакции;-различный исходный уровень и темпы развития. Для того, чтобы подготовить таких детей к предстоящему обучению в школе и относительно самостоятельной жизни в будущем, педагоги работают над максимально возможным развитием их познавательной (когнитивной) сферы. Обучение ребёнка происходит как в процессе специально организованных дидактических занятий за столом, так и в бытовой деятельности и в игре. Организация дидактических занятий за столом. Во время таких занятий целесообразно использовать яркие, привлекающие внимание ребёнка игрушки различной фактуры, а также бытовые предметы. Малыш должен иметь возможность сначала познакомиться с материалом: потрогать, рассмотреть, а иногда и погрызть его, чтобы сложился наиболее полный образ предлагаемого объекта. Для отработки одних и тех же навыков хорошо брать различный материал (например, учить счёт сначала при помощи кубиков, затем карандашей, а потом счётных палочек). Использовать картинки можно только тогда, когда ребёнок уже знаком с теми предметами, которые на них изображены. Сами картинки должны быть чёткими, понятными и однозначными. Обязательно, чтобы словесная инструкция, которая даётся воспитаннику, соответствовала его уровню понимания обращённой речи. Говорить нужно чётко и медленно, при необходимости подкрепляя свои слова жестами. Не следует торопить ребёнка с ответом или сразу начинать подсказывать ему. В том случае, если самостоятельно он всё-таки не справляется, можно взять его руки в свои и таким образом выполнить задание. Важно, чтобы оно было не брошено на полпути, а закончено. Тогда будет за что похвалить малыша, избежав негативной оценки.Обучение через бытовую деятельность. Включение ребёнка в различные виды хозяйственно - бытовой деятельности, которой занимаются взрослые, хорошо развивает его представления об окружающем мире и обогащает сенсорный опыт. Нужно учить его выполнять простые бытовые действия, не ожидая при этом безупречного их выполнения. В нашем случае наиболее эффективно сочетание речевой инструкции с практическим примером и наглядным материалом. Поэтому зоны, предназначенные для формирования у детей навыков самообслуживания и хозяйственно – бытовой деятельности, мы оформили в соответствии с системой иллюстрированного пошагового обучения Екатерины Сергеевны Лыковой-Унковской. Суть данной методики состоит в том, что изучаемый навык разбивается на несколько простых последовательных шагов, для каждого из которых есть своя иллюстрация. Педагог имеет возможность вербально обозначить необходимое действие, выполнить его как образец и указать на иллюстрацию. Постепенно практический пример устраняется. Конечно, такая работа требует и обязательного участия семьи, ведь в условиях детского сада невозможно обеспечить формирование и закрепление всех навыков. К тому же, только единство требований педагогов и родителей может привести к положительному результату. Поэтому родителям рекомендовано использование подобной методики в домашних условиях.Обучение в игре. Игра является самой главной деятельностью для любого маленького ребёнка, но играть правильно его нужно учить. Самостоятельно наши воспитанники могут только манипулировать предметами, стучать ими или бросать. Поэтому педагоги, организовывая какую-либо игру, сначала берут на себя роль ребёнка, показывая тем самым, что можно делать с игрушкой.Малыши начинают подражать, выполняя отдельные действия с игрушками, и постепенно учатся объединять их в простые сюжеты. Действия всех участников игры нужно обязательно комментировать. Все высказывания должны быть простыми, понятными ребёнку и эмоциональными. Через игру можно научиться ставить цель и достигать её, выполняя цепочку действий. Очень полезны для развития детей так называемые «грязные» игры, когда используются песок и вода, мука, тесто, пластилин, пальчиковые краски. Всё это необходимо для получения разнообразных телесных ощущений и приобретения сенсорного опыта. В какой бы форме ни было организовано обучение, считать, что понятие или навык действительно усвоены ребёнком можно только тогда, когда он начинает его использовать самостоятельно.