Каким должен быть современный учитель?


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Каким должен быть современный учитель?
Автор: Бойко Ольга Анатольевна

Педагогическое эссе на тему«Каким должен быть современный учитель?» Во все времена человечество стремилось к познанию мира. Так на заре человечества возникла школа, возникла профессия учитель. Это одна из самых древних профессий, но и в современном обществе она имеет огромную значимость. Профессия учителя уникальна, ведь настоящий учитель это еще и воспитатель, и психолог, и актер. Как учитель ты передаешь любовь к своему предмету детям. Истинное удовольствие получаешь от своей работы, когда видишь горящие глаза детей, в которых искрит любопытство и интерес к изучению твоего предмета. Немаловажной является и роль воспитателя в профессии учителя, пожалуй, это самая ответственная роль. Родители доверяют учителю не только своих детей, но и самое дорогое – душу ребенка. Задача учителя – найти в каждом лучшее, поддержать и по возможности развить это лучшее. Главная цель общения с детьми – дать им ключ к пониманию себя, к установлению взаимоотношений с окружающими людьми. Только учитель способен пробудить в детях любовь к Родине, воспитать в них чувство патриотизма, научить учеников быть толерантными, добрыми и отзывчивыми, приходить на помощь друг к другу в трудной ситуации. Есть еще один важный момент в работе педагога: умение находить общий язык с детьми. Умение построить отношения так, чтобы не возникла ситуация, где кто-то может почувствовать себя униженным. Чем старше становятся дети, тем больше трудностей встречается на их жизненном пути. И если никто не окажет им поддержку сегодня, завтра мелкие неприятности могут перерасти в большую проблему. Поэтому так важно умение учителя выслушать ребенка, дать дельный совет, разрешить конфликтные ситуации, т. е. быть в какой-то мере психологом. Ведь как важно понять психологию каждого ученика, чтобы ни в коем случае не причинить душевную травму ребенку, не поранить слабую детскую психику. Учитель также раскрывается и как актер. Каждый урок – это маленький спектакль. Иногда это театр одного актёра, а иногда это целое представление, участниками которого являются дети. Невозможно представить урок английского языка без драматизации диалогов, что является важнейшим способом развития речевой компетенции учащихся. Дети демонстрируют не только знание английского языка и эрудицию, но и развивают свой творческий потенциал. У всех на слуху сегодня слова “самопознание”, “саморазвитие”, “креативность”. И это не случайно. На любом жизненном этапе они остаются значимым. Преподавание английского языка – это не просто работа в школе. Это ежедневный процесс саморазвития и самосовершенствования учителя. И только научившись работать над собой, можно учить других. Учитель это тот, кто всегда учится творчеству и творит – себя как личность. Обучая детей, я учусь вместе с ними. Когда видишь результаты своего труда, то получаешь истинное профессиональное удовлетворение. Творчество обязательная составляющая жизни учителя. Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Говоря о личностном потенциале педагога, о способах достижения профессионального успеха и самореализации, невольно задумываешься над вопросом: «Современный учитель… Кто он?»  Человек – профессионал, который живет своей профессией, достигая значительных успехов и получая прогнозируемый результат? Человек – творец, который через творческую деятельность стремится найти себя? Сложность учительского труда заключается в том, чтобы развивать в каждом своем ученике тягу к познанию, интерес к творчеству, поэтому сама иногда нахожусь в поиске нового. Считаю, что современный учитель – профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, а сверх того – иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Это гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность и любовь к Родине – качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века.   В наше стремительное время заметно изменилась роль учителя. На смену авторитарному педагогу приходит учитель – наставник, учитель – старший товарищ, учитель – мудрый собеседник, способный научить ребенка универсальным действиям, дающим ученику возможность принимать решения не только в рамках заданного учебного предмета, но и в различных жизненных ситуациях. Наш век, век скоростей и ежеминутно увеличивающегося потока информации, заставляет жить в максимально быстром темпе, осваивать новые методики, постоянно внедрять инновации в свою практику, в совершенстве владеть компьютерными технологиями. Многие по-разному понимают роль учителя. Для одних – это просто преподаватель своего предмета, для других – всего лишь образованный человек Для меня это – педагог, воспитатель, наставник, который влияет на становление личности ученика. На моих уроках царит дружеская атмосфера. Я люблю своих детей и свой предмет. Мне интересно готовить для них что-то новое. Мне радостно смотреть с какими горящими глазами они готовятся к урокам, ко всем внеклассным мероприятиям. Я хочу не только научить своему предмету, я хочу привить им желание развиваться и совершенствоваться. Современный учитель должен помочь каждому ребенку найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. Это тот учитель, который знает, что на уроке неспособных и равнодушных детей нет. Моя цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины его. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети без исключения способны и успешны, но каждый ребенок талантлив по-своему. На своих уроках стараюсь использовать информационно-коммуникативные технологии, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка, вовлекают в познавательную деятельность, заставляют мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Будучи современным учителем, стараюсь реализовать важнейшую цель педагогики – воспитать доброго, самостоятельного, способного к сотрудничеству ребенка. Как современному учителю мне интересно все, что интересно детям. Дети в наше время более информированы и перестают быть «почемучками». Значит, мне нужно уметь ориентироваться в тех сферах, которые могут интересовать моих учеников, чтобы использовать новые знания на уроках. Я никогда не забываю, что передо мной дети. Поэтому активно применяю на своих уроках игровую технологию, которая позволяет детям развлекаться и учиться одновременно. Я современный учитель – я учу ребят не только своему предмету, но и жизни, правильной жизненной позиции. Я внимательна и справедлива к своим ученикам. И каждый из них знает, что в любую минуту может получить совет и поддержку, тепла и любви в моем сердце хватит на каждого моего ученика. Каждого из них я воспринимаю как личность со всеми его достоинствами и недостатками. Как учителю английского языка мне также важно научить детей коммуникативным навыкам, навыкам сотрудничества, умению самостоятельно мыслить и добывать информацию. Я не просто должна научить их грамматическим правилам, набору лексических единиц, которые нужно использовать для чтения, письма и перевода. Я стараюсь открыть для них секрет для понимания иного, отличного от родного языка: секрет общения на иностранном языке и понимания культуры других стран. В этом мне помогают проектные технологии, которые способны развить у учеников такие важнейшие компетенции, как познавательная, общенаучная, информационная, коммуникативная, социальная и, конечно же, стремления личностного самосовершенствования. Ведь проектные технологии – это прежде всего творчество, а именно в творчестве ученики получают необходимые предметные, личностные, а также метапредметные знания с удовольствием. Работа над проектом развивает фантазию, творческое мышление, самостоятельность, так как совместная работа позволяет выполнять посильное для каждого задание. Кроме этого, дети учатся навыкам совместного труда в коллективе. Благодаря проектной методике, каждый ученик чувствует себя уверенно на уроке, а ситуация успеха способствует лучшему усвоению знаний. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные методики позволяют мне решить проблему мотивации, создать доброжелательную атмосферу для изучения иностранного языка. И как же приятно видеть радость детей от пусть незначительных, но побед! На своих уроках стараюсь использовать все возможности для развития личности и усвоения знаний моих учеников. В этом мне помогает Сингапурская методика обучения, поскольку в ней используются самые современные технологии. Эта система задействует во время урока весь класс и позволяет учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными. Новые методы основаны на разнообразных формах (структурах, упражнениях)  обучения, на сочетании академического, занимательного, игрового материала.  Очень большое внимание в этой системе уделено формированию  скооперированной, заботливой команды, где каждый умеет слушать, слышать и поддерживать своего партнера.  Применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главным на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник. Новые методы развивают личность каждого ученика, заставляет его думать, проявляться, позволяет изменять видение материала, повышает его эмоциональный уровень, а значит, и благотворно влияет на здоровье организма. Создается такая рабочая обстановка, выйти из которой уже невозможно, да и не хочется, так она захватывает.  Скучающих на таком уроке не будет никогда, потому что ученикам не придется только сидеть и писать. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, такие как: коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность. Современная профессия учителя включает не только проведение уроков, но также создание огромной материальной базы: отчеты, программы основных и дополнительных уроков, планы работы и саморазвития, электронный журнал, разработки внеклассных мероприятий... Мы всегда торопимся сдать все вовремя, куда-то спешим! И совсем не находим времени остановиться и понять, что я – учитель. Не хватает времени посмотреть в глаза ждущих и жаждущих учеников. А они ведь ждут Но ожидание их не может длиться вечно. Оно может смениться равнодушием, а подчас и открытой ненавистью к учителю, предмету и, может быть, даже школе… И как же важно в такие моменты огромной загруженности, спешки и суеты в повседневной учительской жизни уйти от рутинности, монотонности и стереотипности! Останавливаешься и осознаешь главное в своей профессии – это ощущение красоты и значимости учительского труда, необходимость неустанной самоотдачи, вечный поиск и вера, вечная молодость души, которую дарит профессия учителя. Современная школа требует от педагога, несомненно, огромного напряжения душевных и физических сил, но несмотря на все это, я очень люблю свою работу. А слова благодарности моих учеников воодушевляют меня на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование в своей профессии. Учитель английского языка МАОУ ОЦ «Горностай» Бойко Ольга Анатольевна