Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 1 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) Егорова Ольга Ивановна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет» г. Магадан, Магаданская область DOI 10.21661/r-561330 ТРУДНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Аннотация: инклюзивное образование основано на идеологии, исключаю-щей любую дискриминацию детей, и должно создавать особые условия для де-тей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзирование изменяет об-разовательное пространство, что встречает значительное сопротивление и непонимание в педагогическом и родительском сообществе. Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивное образовательное пространство, дети. Признание Российской Федерацией в качестве ценности равных образова-тельных возможностей всех детей привело к тому, что инклюзия, по сути, стала не следствием каких-либо кризисных явлений, происходящих в образовании, и не нарастающими в нем тенденциями, а государственным заказом системе обра-зования на изменение методологии и технологии обучения и воспитания детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях. Основной трудностью при этом стало не только и не столько создание доступ-ной среды в образовательных организациях, но в большей степени преодоление со-циокультурных особенностей; изменение профессиональных навыков и значитель-ное увеличение профессиональных компетенций педагогов; изживание скрытой антитолерантной позиции родительского и педагогического сообществ по отноше-нию к детям с ограниченными возможностями здоровья и другие. Существенная неоднородность, сильные различия в структуре дефектов у детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзированных в систему общего образования, делают решение задачи обеспечения всем обучающимся Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) должного уровня образования трудновыполнимым, а сферу компетенций педа-гога чрезвычайно расширенной. При этом должны измениться и сами образова-тельные отношения. К условиям организации инклюзивного образования можно отнести: – преемственность дошкольного и школьного образования на уровне дидак-тических технологий, образовательных программ, воспитательного простран-ства учреждений; – комплексное и многоуровневое сопровождение участников образователь-ного процесса: воспитателя, учителя, методиста, тьютора, администрации, обу-чающихся, дефектологов, психологов, родителей. Реализация инклюзивного подхода в образовании накладывает отпечаток на весь педагогический процесс, вносит определенные новообразования в функцио-нальное предназначение обучения и воспитания, методы, средства, приемы их ис-полнения. Трудности перехода к инклюзивному образованию проявляются на всех уров-нях: теоретико-методологическом, организационном, методическом и психолого-пе-дагогическом, поскольку инклюзивное образование затрагивает все значимые ас-пекты: создается моральная, материальная, педагогическая среда, адаптированная к особым образовательным потребностям каждого ребенка, которую возможно обес-печить только при тесном сотрудничестве с родителями, в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Введение в жизнь российского образования инклюзии произошло чрезвы-чайно стремительно, поэтому и возник целый ряд вопросов. В самом понятии «инклюзивное образовательное пространство» уже содер-жится указание на изменения в образовательном пространстве или на те измене-ния, которые должны в нем произойти, что проявляется, в том числе, в сближе-нии специального и общего образования. Инклюзивное образовательное пространство, по мнению И.Н. Симаевой, В.В. Хитрюка, определяется как «интегративная единица социального простран-Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) ства, представленная системой структурных компонентов и блоков, определяю-щих специфику ее содержания, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются образовательные и межличностные отношения, обеспечи-ваются возможности личностного и социального развития, социализации, само-развития и самоизменения». Ему присущи как общие характеристики: организо-ванность, протяженность во времени и в пространстве, содержательность и структурированность, так и специфические: доступность, полисубъектность, ва-риативность (содержательная, временная, организационная) [2, с. 32]. Такое представление об инклюзивном образовательном пространстве пред-полагает, что сам процесс «проживания» в нем будет предельно индивидуализи-рованным, будет характеризоваться открытостью к изменению всех компонен-тов образовательных программ (содержания, методов, форм, технологий и др.). По вертикали инклюзивное образовательное пространство выстраивается в сле-дующей последовательности: – органы управления, которые обеспечивают правовую базу; – образовательные организации, в которых создается безбарьерная среда; – педагогический коллектив, реализующий адаптированные образователь-ные программы; – учащиеся с ограниченными возможностями здоровья и/или особыми об-разовательными потребностями; – учащиеся без особых образовательных потребностей (не имеющие нару-шений в развитии); – родители, принимающие активное участие в процессе образования детей путем сотрудничества с образовательными организациями, а также создавая со-общества и объединения; – общественные организации, которые могут оказывать методическую под-держку, правовое информирование, а также содействовать в поисках спонсора [1]. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья при этом становятся и организаторами, и участниками инклюзивного образовательного пространства. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) Таким образом, инклюзирование изменяет привычное в образовательном пространстве, что встречает значительное сопротивление и непонимание в педа-гогическом и родительском сообществе, ввиду неопределенности целевых уста-новок и, несмотря на то, что идея инклюзивного образования отражена в ФЗ «Об образовании в РФ», во всех Федеральных государственных образовательных стандартах и иных документах [3]. Развитие инклюзивного образования в Российской Федерации имеет сего-дня ряд трудностей и рисков, таких, например, как риски для детей, имеющих особенности в развитии; риски для «обычных» детей; риски для воспитателей и учителей; риски для руководителей образовательных организаций; риски для чи-новников системы образования; риски для системы образования РФ. Основными условиями для возможности полноценной реализации инклю-зивного образования являются: разработка нормативно-законодательной базы; создание безбарьерной среды в образовательных учреждениях; научно-экспери-ментальная деятельность; учебно-методическое обеспечение инклюзивного об-разовательного процесса; формирование среди учащихся, преподавателей и ро-дителей и других субъектов образования новых смыслов, связанных с включе-нием детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществление специ-альной подготовки и переподготовки педагогов, повышение их квалификации; обеспечение участия в образовательном процессе родителей и законных пред-ставителей всех детей, а также ответственное отношение к обучению ребенка в условиях инклюзии; материальное, финансовое и кадровое обеспечение образо-вательных организаций. Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 5 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) Список литературы 1. Близнюк О.А. Понятия «инклюзивная образовательная среда», «инклюзив-ное образовательное пространство»: сходства и различия / О.А. Близнюк, Н.П. Сен-ченков // Человек и образование. – 2020. – №4 (65). – C. 112–115 [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа https://человекиобразование.рф/S181570410020485–8-1 (дата обращения: 07.12.2023). 2. Симаева И.Н. Инклюзивное образовательное пространство / И.Н. Сима-ева, В.В. Хитрюк // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2014. – №5. – С. 31 – 39. EDN SDMOCF 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ