"Общественное движение при Николае I"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Общественное движение при Николае I"
Автор: Бойко Тамара Алексеевна

Декабристы (что вы знаете о декабристах, откуда; А.И.Герцен 1812-1870, клятва; В.И.Ленин 1870-1924, Окябрьская революция 1917 г., работа «Памяти Герцена», 1912 г., концовка: «Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Её подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» - звал их Герцен. Но это не была ещё сама буря. Буря, - это движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах». Ленин В.И. Памяти Герцена. 1912 г.Задание на урок:1. Раскройте причины зарождения рев.движения после Отеч.войны (на основе подборки документов).2. Кто такие декабристы, их действия и роль в росс.истории (сформулируйте сами).3. Программы Северного и Южного обществ, их отличия (составить таблицу по учебнику)4. Ход восстания 14 декабря 1825 г. (составить тезисный план)5. Причины поражения декабристов (на основе учебника, цитаты из «Памяти Герцена», подумайте сами).Программы декабристов
  • Общественное движение
  • Общественная мысль, выраженная в действии
  • Деятельное отношение к существующим общественным порядкам
  • Направления в общественном движении
  • Консервативное
  • Либеральное
  • Революционное
  • Зарождение революционного движения
  • Россия знала крестьянские войны и бунты, городские восстания.
  • Но в первой четверти XIX в.
  • Зарождается революционное движение.
  • Чем отличается революционное движение от восстаний, бунтов и крестьянских войн?
  • Сознательность, а не стихийность
  • Организованность
  • Ясность программных целей
  • Декабристы
  • Первыми российскими революционерами стали дворяне-офицеры
  • Впоследствии оставшиеся в истории как «декабристы»
  • Создали ряд тайных обществ
  • Выступили на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
  • Цели декабристов
  • Ликвидация самодержавия
  • Отмена крепостного права
  • Предоставление населению гражданских свобод
  • Определите причины зарождения движения декабристов после Отечественной войны 1812 года
  • 1. Реальные проблемы российского общества:
  • Самодержавие
  • Крепостничество
  • Чиновничий произвол
  • Коррупция
  • Неэффективность экономики
  • 2. Знакомство дворянской интеллигенции с передовыми идеями своего времени:
  • Идеи Просвещения
  • Участие в Отечественной войне бок о бок с народом:
  • Осознание несправедливости самодержавно-крепостнического строя
  • 4. Участие в заграничном походе русской армии 1813-1814 гг.:
  • Сравнение с передовыми странами Европы явно не в пользу России
  • Осознание отсталости России
  • 5. Разочарование передовых кругов дворянства в реформаторской деятельности Александра I, боявшегося перейти от благих намерений к реальным преобразованиям
  • Выпишите по хронологии тайные общества, начиная с 1816 года(стр.55-56): 0, артель Семёновского полка; Союз спасения», 1816 г., 20 чел, устав «Общество истинных и верных сынов Отечества»; «Союз благоденствия», 1818 г., 200 чел., программа «Зелёная книга»; Южное и Северное общества , 1821-1822 гг.А.С.Пушкин. Послание в СибирьВо глубине сибирских рудХраните гордое терпенье,Не пропадет ваш скорбный трудИ дум высокое стремленье.Несчастью верная сестра,Надежда в мрачном подземельеРазбудит бодрость и веселье,Придет желанная пора:Любовь и дружество до васДойдут сквозь мрачные затворы,Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас.Оковы тяжкие падут,Темницы рухнут — и свободаВас примет радостно у входа,И братья меч вам отдадут.Ответ А.И.Одоевский.Струн вещих пламенные звукиДо слуха нашего дошли…К мечам рванулись наши руки,Но лишь оковы обрели.Но будь покоен, бард! цепями,Своей судьбой гордимся мы;И за затворами тюрьмыВ душе смеемся над царями.Не пропадет наш скорбный трудИз искры возгорится пламя, –И просвещенный наш народСберется под святое знамя.Мечи скуем мы из цепей –И пламя вновь зажжем свободы,Она нагрянет на царей,И радостно вздохнут народы!А.И.Одоевский 1832 году обращён на поселение в Тельминскую казённую фабрику в Иркутской области, откуда 2 апреля 1833 года написал письмо Николаю I о своём раскаянии с просьбой о прощении.Кондратий РылеевГражданинЯ ль буду в роковое времяПозорить гражданина санИ подражать тебе, изнеженное племяПереродившихся славян?Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,В постыдной праздности влачить свой век младойИ изнывать кипящею душойПод тяжким игом самовластья.Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,Постигнуть не хотят предназначенье векаИ не готовятся для будущей борьбыЗа угнетенную свободу человека.Пусть с хладною душой бросают хладный взорНа бедствия своей отчизны,И не читают в них грядущий свой позорИ справедливые потомков укоризны.Они раскаются, когда народ, восстав,Застанет их в объятьях праздной негиИ, в бурном мятеже ища свободных прав,В них не найдет ни Брута, ни Риеги.1824А.С.Пушкин. АрионНас было много на челне;Иные парус напрягали,Другие дружно упиралиВ глубь мощны веслы. В тишинеНа руль склонясь, наш кормщик умныйВ молчанье правил грузный челн;А я — беспечной веры полн,—Пловцам я пел... Вдруг лоно волнИзмял с налету вихорь шумный...Погиб и кормщик и пловец!—Лишь я, таинственный певец,На берег выброшен грозою,Я гимны прежние поюИ ризу влажную моюСушу на солнце под скалою.Kronwerk — коронообразное укрепление) состоялась гражданская казнь декабристов, осужденных на различные сроки каторжных работ. Вслед за тем из крепости вывели пять человек, приговорённых к смертной казни. По делу декабристов следствием были привлечены к ответственности более 500 человек.– Как поняли послание А.С. Пушкина те, кому оно было адресовано? Что общего в стихотворении А.С. Пушкина и А.И. Одоевского? (Вера в будущее, в правоту своего дела, надежда на справедливое возмездие.)Послание «В Сибирь» было большой смелостью со стороны Пушкина, только что освобождённого из ссылки. Не меньшей смелостью были строки стихотворения «19 октября», напечатанного поэтом в 1827 г. и адресованного декабристам Пущину и Кюхельбекеру, томившимся в Сибири:Бог помочь вам, друзья мои,И в бурях, и в житейском горе.В краю чужом, в пустынном мореИ в мрачных пропастях земли!События 14 декабря 1825 годастали для Пушкина, как и для большинства мыслящих людей его поколения, тем рубежом, который разделил историю России на "до" и "после", трагически завершил период либеральных надежд, ознаменовавших все царствование Александра 1.Утверждение верности прежним идеалам и друзьям звучит в послании "Во глубине сибирских руд". Философское понимание свободы не уводит Пушкина от "прежних гимнов", от былых идеалов. Оно лишь помогает более глубоко осознать жизнь. Пришло понимание, что свободу никому нельзя принести в дар, как мечталось в юности, что свобода начинается с постоянной духовной работы; и ни о какой политической свободе нельзя говорить, пока не обретено духовное освобождение"Арион"(1827)В стихотворении 1827 года "Арион" Пушкин подводит итог духовным исканиям декабристов, всей их деятельности, оценивает их дело. В аллегорической форме воссоздает он события недавнего прошлого. В этом стихотворении Пушкин называет себя певцом, который пел гребцам-декабристам. «Кормщик» — это, по-видимому, Пестель, один из главарей движения декабристов:Нас было много на челне;Иные парус напрягали,Другие дружно упиралиНа руль склонясь, наш кормщик умныйВ молчании правил грузный челн;А я - беспечной веры полн -Пловцам я пел...Каждый герой этого стихотворения занят своим, важным делом, и задача певца - петь пловцам, нести Слово о них. Именно поэтому закономерным кажется таинственное спасение певца. Дело этих людей живо, пока певец не изменил себе:Я гимны прежние пою...Но сколько требовалось мужества и стойкости, чтобы "петь прежние гимны", открыто заявлять о своих взглядах, не боясь преследований и опалы! Поэтому Пушкин восхищает нас не только изумительным поэтическим талантом, но и высокими нравственными качествами. Недаром он являлся для своего младшего современника Лермонтова идеалом поэта-пророка, который несет в мир гуманность, красоту, свободу и помогает людям стать счастливее и добрее.