Внеклассное мероприятие "Непокоренный Ленинград"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеклассное мероприятие "Непокоренный Ленинград"
Автор: Кирошка Елена Викторовна

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 1»муниципального образования-городской округ город КасимовМетодическая разработкавнеклассного мероприятия (классный час)«Непокорённый Ленинград», посвященного Дню снятия блокады Ленинграда.Разработала: Кирошка Елена Викторовна,преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ «СШ № 1»Касимов,2024Классный час «Непокоренный Ленинград».Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня, 27 января мы проводим классный час, посвященный знаменательной дате: Дню снятия блокады Ленинграда. Не случайно сегодня мы проводим мероприятие по этой теме, ведь знать историю своей Родины, любить и гордиться ею должен каждый из нас, никогда не забывать героев и их подвиги, совершённые в те страшные годы, годы Великой Отечественной войны. Каждый год - это год Памяти и славы Победы в Великой Отечественной войне.Я очень хочу, чтобы каждое слово, сказанное сегодня, нашло отклик в вашей душе и надолго запомнилось. (Слайд 1)Ведущий 1: .. Я говорю с тобой под свист снарядов, Угрюмым заревом озарена. Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна... (Слайд 2,звук снарядов)Ведущий 2:  Шел самый трудный сорок первый год! К колыбели нашей Родины, к самому величественному творению рук Петра I - городу Ленинграду, рвался безжалостный враг! И вот он уже под стенами города, который рассчитывал захватить быстро и беспрепятственно. Но неожиданно для себя встретил упорное сопротивление. На защиту Ленинграда встал каждый, кто в нем жил и работал. Вокруг города были вырыты противотанковые рвы, сооружены заграждения. В помощь советской армии, обескровленной в боях, поднялись отряды народного ополчения. Город стал неприступным, и его так и не удалось взять штурмом. (Слайд 3)Ведущий 3: К сентябрю сорок первого Ленинград был отрезан от страны. Вновь и вновь шли на приступ фашистские орды - и разбивались, откатывались назад. И тогда фашисты решили задушить город кольцом блокады, уморить его жителей голодом, подавить сопротивление снарядами и бомбами. (Слайд 4,видеоролик)Ведущий 1: Над Ленинградом смертная угроза ... Бессонны ночи, тяжек день любой, Но мы забыли, что такое слезы, Что называлось страхом и мольбой. Слайд 5 Я говорю: нас, граждан Ленинграда, Не поколеблет грохот канонад. И если завтра будут баррикады-  Мы не покинем наших баррикад. И женщины с бойцами встанут рядом, И дети нам патроны поднесут. Мы будем драться с беззаветной силой, Мы одолеем бешеных зверей... Мы победим, клянусь тебе, Россия. Ведущий 2:  900 дней и ночей, 900 долгих дней и ночей, 900 долгих дней и ночей!!!Вдумайтесь в это число - 900. Именно столько дней и ночей длилась самая продолжительная в истории Второй мировой войны битва- битва за Ленинград. (Слайд 6)Ведущий 3:  Начались страшные дни для Ленинграда. Фашисты не прекращали бомбить и обстреливать город. Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.Ведущий 1: Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. Ведущий 2: В перерывах между обстрелами и бомбежками по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ-стук метронома.  Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит - город живет и борется. (Слайд 7, звук метронома)  Ведущий 3; Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим: старики, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток. (Слайд 8)Ведущий 1: Не было топлива. Не было электричества. Рабочие-пытались быстро восстанавливать повреждения, но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя. (Слайд 9)Ведущий 2:  В кольце блокады оказалось 2 миллиона 887 тысяч человек, в том числе 400 тысяч детей, а также войска фронта и Балтийского флота. Время шло. В городе не хватало продовольствия.  Начался голодГолод косит ленинградцев. (Слайд 10, видеоролик)Ведущий 3: К 20 ноября 1941 года норма выдачи хлеба в Ленинграде достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.  (Слайд 11)Ведущий1:   О, ночное воющее небо, Дрожь земли, обвал невдалеке,  Бедный ленинградский ломтик хлеба –  Он почти не весит на руке... Ведущий 2:  Но больше всего людей терзал голод. Единственным источником получения продуктов в Ленинграде служила карточка, ставшая дороже денег, дороже всех шедевров искусства.(Слайд 12)Сценка у булочной (Слайд 13)Девочка: ..Небо уже фиолетовое, скоро откроют дверь. Добавок, если он будет маленький, я - съем. Прижму его языком к губам и буду держать, Из него пойдет сок. В нем много сока, особенно в корке, хотя она и твердая. А о морозе лучше не думать. Если долго что-нибудь терпеть, уже ничего не замечаешь. Если сейчас не откроют дверь, я закричу. Я совсем, совсем уже не могу. Господи! Пускай дверь откроется. И пусть они свешают с добавком, потому что я никогда не отковырну кусочек от целой пайки. А у старушки уже не идет пар изо рта. Зря она села на тумбу. Если я не пошевелюсь, то тоже умру. Мороз такой синий, синий. Нет, нельзя плакать. Я приду домой, лягу, укроюсь с головой, и тогда буду плакать. А бабушка замерзла, и бидон на снегу стоит. И кто-нибудь вытащит у нее карточки, потому что нет ни патрулей, ни милиционеров.Ведущий. Около дверей булочной стоит мальчишка-ремесленник в рваном ватнике. Шея у него повязана полотенцем. Шапка натянута на уши. Он несколько раз совался к дверям, но его отталкивали, вдруг он заговорил:.Мальчик: «Граждане! Я вчера потерял в булочной карточки, пустите, не вру, пустите, я помираю».(Слайд 14)Девочка: Если карточки потерял, зачем тебе в булочную. Нет, ты двигайся, ничего у тебя не выйдет. Я тебе верю, но лучше мне тебе не верить. Это так страшно потерять карточки. Лучше пускай бомба упадет прямо в кровать.Ведущий: Девочка заходит в булочную, получила свои 125 граммов хлеба и выходит, держа в ладонях хлеб и карточку. Мальчишка толкнул её, вырвал хлеб из рук, закусил его и скорчился на снегу, поджимая колени к самой голове. Очередь медленно приближалась к нему и он исчез под валенками и сапогами. Мальчишка не отбивался, только тихо вскрикнул, и затих. Девочка вытащила у мальчика изо рта остаток хлеба. Девочка: Дома все равно не поверят. Я оставлю им свою карточку. Завтра они получат мои 125 грамм. А я куда-нибудь пойду…..Ведущий1:  Птицы смерти в зените стоят, Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг - он дышит, Он живет еще, он все слышит. Как на влажном балтийском дне  Сыновья его стонут во сне. Как из недр его вопли: « Хлеба!» До седьмого доходят неба. Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон - смерть! (Слайд 15)Ведущий 3: Но не сдавался город. Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. Отбиваясь от воздушных атак противника, строился порт на берегу Ладоги, была оборудована водная трасса, которая как артерия связывала город с Большой землей, пока не встал лед. В конце ноября, как только позволили условия, по ледяным торосам Ладоги прошли первые, сначала конные, а уже затем обозы машин с продовольствием.(Слайд 16)Ведущий 2:  Так была открыта единственная, хрупкая дорога-ниточка, которую все называли « Дорогой жизни». По этой дороге на Большую землю вывозились раненые солдаты, измученные и истощенные от голода дети, женщины и старики. По этой же дороге в город везли продовольствие. (Слайд 17, видеоролик)Ведущий 1 : Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу.(Слайд 18)Ведущий 3: Осаждённый город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи. В первую блокадную зиму в городе работало 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе. (Слайд 19)Ведущий 2: Девчушка руку протянула И головой – на край стола. Сначала думали – уснула А оказалось – умерла. Никто  Не обронил ни слова, Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель, выдавил, что снова Уроки - После похорон.Ведущий 1 : Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались. Ленинградские школьники не только учились, но чем могли, помогали взрослым. Мальчишки и девчонки создавали тимуровские команды и помогали взрослым в борьбе против фашистов. Они дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы. Они работали в госпиталях: мыли полы, кормили раненых, давали им лекарства. Они обходили квартиры, помогали ослабевшим от голода ленинградцам выкупать хлеб по хлебным карточкам, приносили им воду с Невы и дрова. В двенадцать-пятнадцать лет они становились станочниками, сборщиками, выпускали боеприпасы и оружие для фронта. Они рыли окопы. А ведь сами они едва держались на ногах от голода.(Слайд 20)Ролик «снятие блокады» (Слайд 21)Ведущий 2: …….Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями « За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. Блокада Ленинграда унесла жизни от 600 тысяч до 1,5 миллионов жителей города, каждый 7- был ребенок….(Слайд 22)Ролик «Мы помним» (Слайд 23)Ведущий 3: Пискарёвское кладбище в Ленинграде – это огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей. (Слайд 24)  В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. (Слайд 25, звук метронома)Ведущий 1: Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим…Ведущий 2: Нам нужен мир на голубой планете!   (Слайд 26)           Его хотят и взрослые, и дети.                Им хочется, проснувшись на рассвете,                Не вспоминать, не думать о войне. Нам нужен мир, чтоб строить города,                  Сажать деревья и работать в поле.                   Его хотят все люди доброй воли -                   Нам нужен мир навеки! Навсегда!