«Так ли важно рисование в жизни ребенка?»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Так ли важно рисование в жизни ребенка?»
Автор: Белова Надежда Александровна

Консультация для родителей
Так ли важно рисование в жизни ребенка?
Известно, что в жизни ребенка одним из самых важных видов деятельности, познания и самовыражения, является рисование.
Ну, волшебные дела!
Пишет палочка сама!
На листе и на газете
Пишут взрослые и дети.
Пишут в школе, пишут в доме,
И в тетрадке, и в альбоме.
Пишет Слава, пишет Коля,
Старшая сестренка Оля…
Пояснил мне папа наш:
- Это просто карандаш.
Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.
Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этими открытиями он стремится поделиться с близкими. Все, что он увидел, что взволновало его, он отражает в игре, речи, рисовании. Когда ребенок поймет, что, рисуя, можно рассказать о многом, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему.
Изобразительные навыки формируются у детей раньше, если они наблюдают действия взрослого и начинают им подражать. Ребенка привлекают движения карандаша по листу бумаги и, самое главное, следы, которые оставляет карандаш. Для малыша это открытие.
Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотичного восприятия пространства к освоению таких понятий, как вертикальная и горизонтальная линии, отсюда и линейность первых детских рисунков.
Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытым, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Рисование оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего, на его эстетическое развитие. Важно уже в раннем возрасте подвести ребенка к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства. Занятия рисованием приучают детей действовать самостоятельно, а также способствуют умственному развитию. Дети узнают об инструментах, которыми можно рисовать, и их свойствах, выделяют эти предметы как специфические для данного вида деятельности. На основе формирующихся представлений о предметах и явлениях окружающей жизни, дети стараются передать в штрихах, линиях и очертаниях изображения реальных предметах. Это требует таких мыслительных операций, как анализ и сравнение.
На втором году жизни дети еще не могут преднамеренно изображать определенные предметы и явления. Интерес к рисованию возникает в результате подражания действий взрослого. Этот период называется периодом каракуль. Ближе к трем годам жизни речь детей развивается более активно, что способствует обогащению изобразительной деятельности. Дети все чаще замечают следы карандаша или краски на бумаге, пробуют давать название своим первым рисункам.
Вначале ребенок покрывает лист бумаги точками, затем неотрывными дугообразными линиями, постепенно они начинают закругляться, потом появляются и зигзаги. Затем ребенок начинает совершать вращательные движения, в результате получаются непрерывающиеся спирали, увеличивающиеся в размере и занимающие весь лист. Постепенно на рисунке исчезают хаотические нагромождения линий, и все чаще возникает более четкие графические изображения.
Благодаря совместным действиям взрослого и ребенка процесс подражания приобретает все более содержательный характер. Черкая на листе бумаги, ребенок создает неузнаваемые по очертанию предметы, форма которых быстро меняются, поэтому он часто не дает им названия. На помощь приходит взрослый и помогает ребенку увидеть в нарисованном рисунке знакомый предмет, совместно его дорисовывая. Ребенок не заставит себя долго ждать: он эмоционально откликнется на полученный рисунок.
В два года ребенок уже увереннее держит карандаш, пытается что-либо изобразить сам. Появление линий, простейших форм доставляет ему большое удовольствие. Первые детские рисунки, конечно, еще не являются чем-то шедевральным и концептуальным. Сначала это просто горизонтальные линии, потом ребенок учится рисовать вертикальные, затем кружочки – и только потом соединять все это в единый сюжет. Если вы даже еще не понимаете, что рисует малыш, он все равно – самый лучший художник в мире! Помните, ни одна похвала в этом деле не будет лишней.
Постепенно ребенка начинает привлекать рисование красками – он ритмично наносит мазки по всему листу.
Изобразительная деятельность детей раннего возраста – это активное вхождение в образ, когда мазки, линии оживают. Учите детей создавать ассоциативные образы предметов, животных, находя их в окружающем. Процесс сотворчества увлекает малыша необычностью. Он любуется рисунком, находит новые детали. Взрослый должен способствовать развитию сюжета. Это доставляет ребенку большую радость, поскольку он видит результат своей работы. Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к изобразительной деятельности и создавать условия для занятий.