интегрированный урок


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: интегрированный урок
Автор: Кондратьева Ольга Александровна

Сценарий внеклассного мероприятия«Мой путь к доброте»(Доброта –важная нравственная ценность человека)(Направление «Основы светской этики», 4 класс)Подготовила и провела учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 35» Кондратьева Ольга Александровна.Подготовка:1 группа «Интервью с разными людьми о добром поступке».2 группа: создаёт книгу «Правила доброго человека».3 группа: оформляет «Словарь добрых слов».Все обучающиеся пишут сочинение «Мой добрый поступок», рисуют рисунки на тему «Доброта вокруг нас». Оформление:
  • толковые словари
  • фильм «Интервью с разными людьми о добром поступке»
  • фильм «Доброта начинается с заботы о близких».
  • презентация «Помоги природе делом». (Мы собираем макулатуру, вредные батарейки, корм для птиц)
  • План.1.Орг. момент.2.Актуализация знаний.3. Тема занятия.4.Составление плана.5.Что такое доброта?6.Какого человека мы называем добрым.-Правила доброго человека.8.Делаем добрые дела.
  • добрые слова
  • забота о близких
  • помогаем природе
  • мои добрые поступки
  • 9. Итог10.Рефлексия.Цели:1)расширять знания учащихся о вежливых и добрых словах и учить применять их в жизненных ситуациях;2)развивать умения оценивать поведение окружающих и собственные поступки;3)мотивировать учащихся на добрые дела и добрые поступки.Задачи:Образовательные: Учить умению сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. Развивать устную речь учащихся.Развивающие: Развивать познавательные, коммуникативные и эмоционально-волевые способности.Воспитательные: Воспитывать взаимоуважение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека. Формировать у детей коммуникативные навыки.Учитель: Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте: «Удачи!»Учитель: Сегодняшний занятие я хочу начать с притчи. Послушайте внимательно и приготовьтесь выразить свое мнение.Полуночный карлик Было это очень давно. В одном средневековом городе жил фонарщик. Человек преклонных лет, невзрачный с виду, тихий и кроткий, каждый вечер ходил он по городу и освещал улицы. Маленького роста старичок черкал спичкой по подошве своего изношенного ботинка, и самый темный переулок становился светлым и оттого уютным. Соседи мало что знали о бедном фонарщике. Им он казался нелюдимым и в чем-то даже странным. Горожане считали его бездельником: "Ну, разве не лодырь, – возмущались они, – спит весь день, а ночью на звезды любуется". А дети обзывали полуночным карликом, потому что появлялся старичок на улице только с наступлением сумерек.Но каждый раз, чиркая спичкой по старой подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте.Как-то один человек сказал ему:– Как можешь так жить? Ты ведь вскоре вовсе исчезнешь! Пожалей себя, все равно взамен кроме оскорблений ничего не получаешь от людей! Не справедливо.На это фонарщик ответил:– Люди останутся без света, если я перестану делать свою работу. А вдруг, кто-то не сможет дойти до дома, заблудившись в темноте? А того хуже, если кого-то ночью обидят на темной улице. Это разве справедливо? А когда светло, то и людям легче. Нет-нет, да и поблагодарит кто-то в душе. А мне большего и не нужно. Так и чиркал смиренный старичок по подошве спичкой, становясь все меньше, пока и вовсе не исчез. Этого никто и не заметил. Но все заметили, что вечером в городе не загорелись огни…Учитель: Вам понравилось? О чём хотел рассказать автор? Чему учит эта история? Какой был старичок? (ответы детей)Учитель: Как вы думаете, о чём будем сегодня говорить? (ответы детей) Учитель: Мы продолжаем сегодня разговор о доброте. Доброта. Какое старое слово! Тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты не хватает в их жизни. Давайте подумаем, что может каждый из вас сделать доброго своим близким, или тем, кто нуждается в нашей помощи .Учитель: Тема сегодняшнего занятия: «Мой путь к доброте». (Тема на доске оформляется)Давайте составим план нашего занятия. (ответы детей) Учитель: Похож ли ваш план на мой? (Дети сравнивают с планом учителя.)План.1.Что такое доброта?2.Кого можно назвать добрым человеком?3.Учимся делать добро. Учитель: Что такое доброта? (ответы детей)Учитель: Где можно посмотреть лексическое значение слова? (В словаре)-Кто уже работал со словарём?Давайте посмотрим. (Дети берут словари и читают). В Толковом словаре Ожегова дается такое определение доброты: «Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро для других» Добро- всё положительное, хорошее, полезное. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Учитель: Ребята, а какого человека мы называем добрым? (Того, кто любит людей, животных, кто готов прийти на помощь в любую минуту, кто любит и бережет природу, добрый человек старается быть вежливым). Учитель: Молодцы! Учитель: Встречали ли вы добрых людей? Почему ты их считаешь добрыми?Упражнение «Добрые люди»Дети встают в круг. Поочередно бросаю каждому из них мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет какого- либо доброго человека и объясняет, почему ондобрый. (Примерный ответ: моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной и помогает мне.)1 группаУченик: Мы провели опрос среди разных людей и задали один вопрос «Какое доброе дело ты сделал в своей жизни?» Посмотрите фильм.Ученик: Мы поняли, что добрые люди встречаются повсюду. Они умеют радовать других людей. Учитель: Можно ли учиться доброте у этих людей?Учитель: Что никогда не сделает добрый человек? ( Ответы детей) Учитель: Какие правила должны соблюдать добрые люди, вам расскажут ребята.2 группаУчитель: Я давала задание 2 группе, составить «Правила доброго человека». Вам слово ребята.Ученик: Когда Ольга Александровна дала нам задание, мы дружно взялись за работу.Мы все вместе собрались у Паши. Мы узнали, что правила существуют в играх, мы посмотрели словари, поработали в интернете, посоветовались с родителями и вот создали свои «Правила доброго человека». Оформить нашу работу нам помогла Пашина мама.Учитель: Мы уже обсуждали эти правила и создавали свои правила. Правила доброго человека.(На доске оформлены красочные правила)1. Не обижать никого ни словами, ни делом!2. Уважай старость!3. Не ссориться ни с кем!4. Бойся обидеть человека.5. Помогать маме, папе, всем кто в этом нуждается!6. Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Учитель: Ребята приготовили для вас сценку, о каком правиле она рассказывает. Мама: (приходит с работы усталая) Здравствуй, сынок!Сын: Здравствуй, мамочка! Как дела? Мама: Ох, устала! Сын: Садись, мама, кушать, я уже все подогрел. Мама: Спасибо, милый.Учитель:– Понравился вам сюжет сценки?- О чём говорится в этой сценкеУченики:– Мама и сын любят друг друга. – Эта сценка рассказывает о добре. – Мальчик совершает добрые дела: заботится о маме, приготовил ей ужин.Учитель: Одно из правил доброго человека: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе».Учитель: Подумай, чтобы могло тебя обидеть и чего бы ты не хотел получить по отношению к себе. Я не буду обзываться, так как мне бы это не понравилось. (Дети выполняют упражнение)Учитель: Трудно ли быть добрым? Доброта – вещь удивительная.Быть легче добрым или злым?Наверно, легче злым.Быть добрым – значит отдавать Тепло свое другим.Быть добрым – значит пониматьИ близких и чужихИ радости порой не знать,Заботясь о других.Конечно, доброму трудней, И все же посмотри:Как много у него друзей!А злой всегда – один… Учитель: Действительно, быть добрым трудно. Этому необходимо учиться всю жизнь. У кого учиться? Путь к доброте долгий, нелегкий. На нем человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередования зла и добра. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Научиться быть по- настоящему добрым трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках. Давайте подумаем, что может каждый из вас сделать доброго своим близким, или тем, кто нуждается в нашей помощиНачнем наш путь к доброте прямо сейчас. 1.Первый шаг к доброте – это доброе слово. Учитель: Слово имеет очень важное значение в жизни человека. Ученик:                                            Ах; как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались сами, А может не слова - дела важны? Дела - делами, а слова - словами. Ученик: Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.Учитель: Какие добрые слова вы используете? (Ответы детей) Учитель: Давайте вспомним, что я просила вас (всех желающих) написать на листах все добрые слова, которые вы знаете. Катя была ответственной за анализ ваших работ. Катя, будь добра, напомни нам итоги нашей работы.3 группаУченик: Из 23 учеников нашего класса, работу пожелали выполнить – 20 человек. Самое маленькое количество слов, которое было записано – это 6 , а самое большое количество – это 49 слов. Столько написала Диляра.Учитель: А вот Таня наблюдала за нашей с вами речью. Скажи, Таня, как часто мы говорим добрые слова? (В течение всего дня ребята, конечно, говорят добрые слова, но в основном это слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, и реже извините. Итого, в среднем около 5 слов.) Ученик: Мы решили создать книгу «Добрых слов» для учеников. (показывают книгу), чтобы она помогла им. Пользуйтесь ребята. Учитель: Каждому приятно слышать добрые слова.. Очень важно не забывать говорить людям, чем они хороши и приятны вам. Им захочется быть еще лучше. Вот и совершим этот добрый поступок сегодня на нашем занятии: скажем каждому, чем он хорош, охарактеризуем его добрыми словами. Хотите? Упражнение  “Комплименты”(Похвала - любезные, приятные слова) Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.Замечание: некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать “вкусное”, “сладкое”, “цветочное”, “молочное” слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами (Приятно тебя видеть, у тебя красивая улыбка, добрый день, приветствую, сегодня у тебя все получится..) Учитель: Что для вас было приятнее говорить комплимент или слышать комплимент в свой адрес. .Скажи доброе слово и улыбнись 2.Следующий шаг к доброте забота о близких.Учитель: Как мы можем позаботиться о наших близких? (Помогать родителям, поздравить родных с праздником)Учитель: Давайте посмотрим сюжеты о том, какие добрые поступки наши дети совершают дома. ( Просмотр видеосюжета) Учитель: Как вы считаете, ваши одноклассники из видеосюжета учатся быть добрыми? Упражнение «Продолжи предложение» Учитель: Доброта- это всё хорошее. Доброта приносит радость окружающим людям.- Какому доброму поступку будет рада ваша мама? Передаём сердечко. Начинайте предложение со слов: «Моя мама будет рада, если я…3.Помоги природе делом. Учитель: Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей, помогает им выжить в трудную зимнюю стужу, проявляйте участие к бездомным животным. (Слайд – шоу о том , как ученики 2 «А» класса помогли природе.) 4. «Делая доброе дело, не смущайся, что оно мало». Народная мудрость гласит: “Жизнь дана на добрые дела”. Спешите их делать. Вам уже почти всем исполнилось 8 лет. Какие добрые поступки вы уже успели совершить в своей жизни, вы описали в своих сочинениях «Мой добрый поступок». Ваши сочинения я читала с удовольствием. У нас получилась книга « Спешите делать добро». Мы уже обсуждали ваши добрые поступки. Упражнение «Шкатулка добрых дел»Учитель: Ребята, сейчас я вам покажу шкатулку.  Это шкатулка непростая. В ней с давних времён хранятся добрые дела. Сейчас каждый из вас вспомнит свой добрый поступок, который вы совершили в школе, возьмет кружок с одной стороны напишет на нем свое имя, а с другой свой добрый поступок.Учитель: Смотрите, сколько добрых поступков у нас получилось. Вы можете каждый день пополнять эту шкатулку. Итог:Учитель: Смотрите, какая разная доброта вокруг нас.Учитель:- Можем мы сегодня сказать – да, мы идем дорогою добра?-Давайте вернёмся к притче. « Но все заметили, что вечером в городе не загорелись огни…» - О чём хотел сказать автор? ( Добрые поступки люди будут помнить всегда.)Рефлексия:- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?- Над чем заставил задуматься этот урок? Учитель: Сегодня вы протоптали тропу доброты, желаю вам, ребята , чтобы эта тропа превратилась в широкий путь, которым вы будете идти уверенно, даря всем радость и любовь