"О правах ребёнка"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "О правах ребёнка"
Автор: Куянова Людмила Анатольевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ОСИНОВКА»МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАВнеклассное мероприятиедля 6 - 9 классовАвтор-разработчик:Куянова Людмила Анатольевна,учитель истории и обществознанияМБОУ СОШ с. ОсиновкаСодержаниеОбоснованность данной темы…………………………………………………2Внеклассное мероприятие……………………………………………………3-7Декларация прав ребёнка (1959) (упрощённая версия)……………………..7Конвенция ООН о правах ребёнка……………………………………………8Схема №1 «Меры по защите несовершеннолетних»Схема №2 «Права и свободы несовершеннолетних, направленные на обеспечение их надлежащего воспитания»Основные положения Конвенции о правах ребёнка (1989)…………….9-10Соответствие Конвенции ООН о правах ребёнка и законодательстваРоссийской Федерации…………………………………………………….11-15Тест. Ключ к тестам……………………………………………………………16Тезаурус………………………………………………………………………….17Литература………………………………………………………………………18Обоснованность данной темы. Данная разработка внеклассного мероприятия направлена на создание условий для развития гражданско-правовой активности школьников, правосознание обучающихся, освоение основ правовой грамотности, правовой культуры. Акцент в разработке делается на знакомство с международными документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка, а также отражение ведущих положений данных документов в Основных Законодательных актах РФ. Предложенное внеклассное мероприятие предполагает проведение для обучающих 6-9-х классов.Цель разработки: развитие личности, направленное на формирование правовой культуры.Задачи: ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних; сформировать у подростков основ юридических знаний; развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушать и принять во внимание позицию других; способствовать формированию общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства личного достоинства, справедливости.Внеклассное мероприятие на тему: «О правах детей», уместно использовать на уроках обществознания:В 6 классе по темам: «Самые важные права человека»; «Зачем нужна Всеобщая декларация прав человека».В 7 классе по темам: «О правах детей» «От слов - к делу, или О гарантиях прав человека» «Кто представляет и защищает права подростков»В 8-9 классах по темам: «Роль права в жизни человека, общества, государства» «Гражданин – человек свободный и ответственный» «Всеобщая декларация прав человека»Данную разработку рекомендуется использовать во внеклассной работе классным руководителям для расширения кругозора учащихся. 2Внеклассное мероприятие «Век математики, слышишь на каждом шагу, век электроники, век космоса. Все это неплохие крылатые выражения, но они не отражают всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека – вот что главное». В.А. Сухомлинский.Тема: «О правах детей»Форма проведения: беседа с последующим обсуждением; работа с документами; тестирование.Цели:-ознакомить учащихся с правами несовершеннолетних (Декларация прав ребенка; Конвенция о правах ребенка);-способствовать формированию у подростков правовой культуры, общечеловеческих ценностей, воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости;-формирование у подростков основ юридических знаний;-развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию, умение выслушивать и принять во внимание позицию других.Подготовка: Декларация прав ребенка (текст – упрощенная версия);Конвенция о правах ребенка (основные положения);Законодательство Российской Федерации; плакат, схемыРаздаточный материал, тесты.Содержание внеклассного мероприятия:I. Вступительное слово учителя.II. Ознакомление со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.III. Рассмотреть отражение ведущих положений декларации и конвенции в основных законодательных актах Российской Федерации.VI. Контроль знаний учащихся.V. Заключение.3I. Вступительное слово учителя. Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим «О правах детей», ваших правах.Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии образования и воспитания сегодня стали общечеловеческими.Свидетельством этого является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия Декларации прав ребенка (.), Конвенции о правах ребенка (.) и ряда других документов, с которыми нам предстоит познакомиться.В них провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы международные стандарты этой политики. Процесс формирования личности обусловлен социально-правовой охраной детства и социальным воспитанием. Несовершенство социально-правовой охраны детства незамедлительно сказывается на социальном воспитании. Без поддержки государства, без научно обоснованных механизмов реализации нельзя достичь их полного внедрения в жизнь. И именно «право» обладает такими механизмами регулирования. Права человека, а тем более ребенка, это законы, которые никто не вправе нарушать. Каждый человек, тем более ребенок, должен знать свои права, потому что без прав нет справедливости, а без справедливости нет нормальной жизни.II. Ознакомление со статьями Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. В Декларации прав ребенка, принятой ООН в ., провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей, на национальном и международном уровнях.В Декларации в форме десяти принципов представлен Кодекс благополучия каждого ребенка без всяких исключений. Десять принципов этой Декларации представляют собой первую попытку международного сообщества выделить особую роль в привлечении мирового общественного мнения к проблемам прав детей и условий их жизни.Текст Декларации, как и другие международные документы о правах детей, обращен к взрослым и написан сложным юридическим языком, поэтому, мы сегодня с вами, ребята, используем упрощенный версию десяти принципов Декларации прав ребенка (см. приложение № 1).(Учащимся предлагается прочитать текст в слух и обсудить принципы)В целях содействия обеспечению благополучия детей, осуществление идей Декларации прав ребенка, Генеральная Ассамблея ООН объявила (20-я годовщина провозглашения Декларации) Международным годом ребенка.За годы принятия ООН Декларации прав ребенка многие представления изменились. Потребность в признании правом детей силы норм договорного права особо проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка (.)Международные документы о правах человека условно можно разделить на две большие группы: Декларации и Конвенции./Учащимся предлагается вести записи дат и понятий в тетради, используя тезаурус/ (см. приложение № 6)/ Проведение Международного года ребенка ускорило подготовку такого документа как Конвенция. Комиссия ООН по правам человека работала над проектом Конвенции в период с . по 1989 гг. В данной комиссии участвовал и представитель нашей страны.20 ноября . Генеральная Ассамблея ООН отмечала 30-ю годовщину Декларации прав ребенка и единодушно проголосовало за принятие Конвенции ООН о правах ребенка. Это первый международный правовой документ, в котором закреплены гарантии осуществления целого ряда прав ребенка.4Нормы, касающиеся защиты прав детей, изложенные в Декларации, получили свое развитие в Конвенции о правах ребенка. Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.В Конвенции ООН нашли отражения права детей на получение воспитания – это одно из важнейших личных неимущественных прав несовершеннолетнего. Конвенцией ООН о правах ребенка обозначен перечень направлений, требующих принятия мер по защите прав несовершеннолетних на международном уровне (схема № . приложение № 2)/Учащимся предлагается обратить внимание на плакаты-схемы на доске, где перечисляются статьи, подтверждающие это право/.Помимо этого, нормативно закреплены права и свободы несовершеннолетних, направленные на обеспечение их надлежащего воспитания (схема № . приложение № 2).Эти права и свободы несовершеннолетних являются международным стандартом, устанавливающим общие нормы. Но Конвенция позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать свои собственные средства для выполнения этих норм.В отличии от Декларации, государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.Положения Конвенции имеют равные значения для народов во всех регионах мира.Основная идея Конвенции – наилучшее обеспечение интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к основным требованиям, которые должны обеспечить права детей:выживание, развитие, защита, активное участие в жизни общества.Согласно Конвенции ребенок – это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста...Конвенция провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, семьи, религии.Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс, гражданский, политических, экономических, социальных и культурных прав.С момента ратификации Конвенции в нашей стране (13 июня .) прошло немало времени. Однако ее текст и основные положения почти не нашли своего отражения в печати. Многие взрослые и школьники не знают содержания Конвенции, о самом ее существовании.Поэтому я предлагаю рассмотреть основные положения Конвенции о правах ребенка (.) вам вместе с родителями дома в спокойной обстановке и обсудить статьи, используя распечатку, или обратиться в школьную библиотеку. (см. приложение № 3). И на следующем нашем мероприятии мы обязательно обсудим основные положения Конвенции, как к ним отнеслись вы и ваши родители.III. Рассмотреть отражение ведущих положений декларации и конвенции в основных законодательных актах Российской Федерации. Согласно законодательствам РФ ведущие положения Конвенции находят отражение в нашей стране. Правительство РФ, подписав международные документы о правах детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительстве организации в регионах в подготовке программ в интересах детства. На основании Указа Президента РФ от 1 июня . № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития – в 90-е годы» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». В соответствии с ней Правительство РФ приняло постановление «О Федеральной программе «Дети России», которая включена в перечень программ, принимаемых к финансированию из Федерального бюджета. 5Целью данной программы находящихся является создание условий, для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечения их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной программы «Дети России» входят федеральные целевые программы: «Дети инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля»» «Развитие индустриального детского питания», «Дети Севера».Государственная программа деятельности в интересах детей стала стимулом для подготовки разнообразных региональных и территориальных программ и планов, предусматривающих дополнительные меры поддержки семей с детьми, самих детей.Как обстоят у нас в Приморье, что вы знаете о программах развития детей в крае, районе, на базе школы:1) Центр «Планирования семьи» г. Владивосток.2) Программа «Одаренные дети». Учащиеся нашей школы Валентина М., Илья Л., Никита К. были удостоены права учиться в школе им. Дубинина при ВГУЭС.3) Учащиеся школы участвуют в экспериментальной научной площадке «Чистая вода» в сотрудничестве с ДВО РАН биолого-почвенного института г. Владивостока.4) Программа «Здоровье». У нас при школе создаются площадки, лагеря во время школьных каникул.5) Уполномоченный по правам ребенка по Приморскому краю Ольга Романова.Среди прав ребенка, необходимых для его всестороннего развития и воспитания, формирование высоких нравственных качеств, право на образование имеет исключительное значение. Его значимость в жизни человека, государства закрепляется на конституционном уровне.Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации ты имеешь право получить бесплатное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях.Основное общее образование обязательно. Родители ваши обязаны обеспечить вам получение основного общего образования. Другой пример: забота о детях и их воспитание рассматриваются в Конституции РФ как право и как обязанность родителей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие совершеннолетия, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях. Обязанности всегда подразумевают действия, которые подлежат безусловному выполнению.Конституция РФ и другие законодательные акты достаточно полно включают правовые принципы сферы образования. Закон российской Федерации «Образование» провозглашает сферу образования приоритетной в системе общественных отношений.Мы можем с вами рассмотреть выборочно, как соответствуют Конвенция ООН о правах ребенка и законодательства Российская Федерация. (См. приложение № 4).VI. Контроль знаний учащихся Тесты, ключ к тестам. (См. приложение № 5).V. Заключение.Проблема прав человека всегда волновала людей. И волнует, по сей день. И это понятно: размышляя о праве, о правовых законах – значит думать о счастье, свободе, справедливости. Краткий обзор содержания Декларации о правах детей, Конвенции о правах несовершеннолетних, других законодательных актов показывает, что наше российское общество должно осознать необходимость социальных, правовых гарантий на достойный образ жизни детей, на образование, на защиту эксплуатации, выражать свои убеждения.Наше государство признает первостепенную роль семьи и родителей в заботе о детях и защите их прав, а также обязанность государства помогать им в выполнении их обязанностей. Государство подкрепляет слова делами: материнский капитал – программа национального проекта – демография «Мать и дитя».6В первые Президент РФ Путин В.В. объявил 2008 год «Годом семьи» в России и наступивший 2024 год, вновь объявлен «Годом семьи»Это мероприятие подтверждает заботу о будущем страны – детях.Необходимо каждому осознать, что права нужно изучать с детства и пополнять свой запас всю жизнь, тогда ребенок и его родители, знающие свои права и обязанности будут чувствовать себя увереннее, спокойнее, защищенным от неприятностей, связанных с незнанием прав.Декларация прав ребёнка (1959)(упрощенная версия)Принцип 1 Все дети имеют право на всё то, о чём говорится ниже, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждений, а также от места рождения и имущественного положения своих родителей.Принцип 2 Ты имеешь право воспитываться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.Принцип 3 Ты имеешь право на имя и принадлежность к стране.Принцип 4 Ты имеешь право на особую заботу и защиту, а также на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.Принцип 5 Ты имеешь право на особую заботу, если несколько отстаёшь в своём развитии.Принцип 6 Ты имеешь право на любовь и понимание, предпочтительно со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны правительства, если родственники не могут тебе помочь. Принцип 7 Ты имеешь право бесплатно посещать школу, играть. Все дети обладают равными возможностями для собственного развития и учёбы так же, как возможность быть ответственным перед обществом и полезным ему.Принцип 8 Ты обладаешь правом всегда быть первым среди ожидающих помощи.Принцип 9 Ты имеешь право быть защищенным против актов жестокости или эксплуатации, в том числе ты не обязан выполнять работу, которая затрудняет твоё физическое и умственное развитие.Принцип 10 Ты должен обучаться умению жить в мире, Взаимопониманию. Терпимости и дружбе между людьми. 7Конвенция ООН о правах ребенка:Схема №1 «Меры по защите несовершеннолетних»ст.7 - Предоставление гражданства. ст.10 - Воссоединение семей. ст.11 - Незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы. ст.17 - Международные обмены информацией. ст.21 - Усыновление и опекунство ст.22 - Защита детей – беженцев ст.23, 24 - Обмен позитивным опытом в области здравоохранения. ст.27 - Финансовая ответственность родителей за ребёнка ст.28 - Ликвидация неграмотности ст.35 - Предотвращение торговли детьми ст.38 - Защита детей в период вооружённых конфликтов Схема №2 «Права и свободы несовершеннолетних, направленные на обеспечение их надлежащего воспитания» ст.5 - Руководство со стороны родителей ст.8 - Сохранение индивидуальности ст.9 - Не разлучение с родителями ст.21 - Усыновление и опекунство 8Основные положенияКонвенции о правах ребёнка (1989)- Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени его выживание и здоровоеразвитие.- Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.- Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересовребёнка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребёнка.- Государства обеспечивают осуществление каждым ребёнком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.- Дети не должны разлучаться со своими родителями за исключениям случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.- Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из неё.- Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений. - Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.- Государства обеспечивают приемлемую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется, и необходимо стремиться к заключению международных соглашений, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребёнка из страны, где он родился.- Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.- Ребёнок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей с уделением профилактическим мерам, медико- санитарному просвещению и сокращению детской смертности.- Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.- Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка. Образование должно готовить ребёнка к жизни в духе понимания, мира и терпимости.9- Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.- Государства должны обеспечивать защиту ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.- Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотиков и участия в их производстве или торговле ими.- Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.- Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначается за преступления совершенные лицами в возрасте до 18 лет.- Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.- Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженным конфликтом, находятся под особой защитой.- Дети меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достоянием собственной культуры и родным языком.- Дети, которые были подвергнуты плохому обращению, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.- С детьми ставшими участниками нарушений уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства, и значимости и содействовать их реинтеграции в жизни общества.- Государства должны широко информировать о правах, содержащихся в Конвенции, как взрослых, так и детей. 10Соответствие Конвенции ООН о правах ребенка и законодательства Российской Федерации111315Тесты:1. В соответствии с Конвенцией о правах ребёнка и Семейным Кодексом Российской Федерации ребёнокэто человек: А) который ходит в школу Б) не достигший 18 лет В) достигший 18 лет
  • Конвенция о правах ребёнка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в:
  • А) 1959 г.Б) 1976 г.В) 1989 г.Г) 1990 г.
  • Какие типы международных правовых документов имеют
  • обязательную силу для государств, подписавших их: А) Декларация Б) Конвенция В) Протокол 4. Вставьте пропущенные слова: «Борьба за свои права долгие столетия сопровождала жизнь людей разных стран. В 1928 году избирательный закон США уравнял вправах женщин и мужчин. В 1959 году были уравнены права белых и темнокожих в США. Декларация ________________принятая ООН в 1959 году, защитила ______________ независимо от места проживания.»Ключ к тестам: 1) г; 2) в; 3) б; 4) прав ребенка; права детей. 16Тезаурус:«Право» - это совокупность обязательных правил (норм), установленных или санкционированных государством.«Право» - это система правил (норм) поведения, установленных государством, определяющих права и свободы личности в разных сферах жизни (экономической, политической, социальной, духовной), создание и функционирование государственной власти, направленных на поддержание общественной стабильности.«Декларация» - (от лат.- провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения.«Декларация» - официальное заявление.«Конвенция» - (от лат.- договор, соглашение) соглашение по специальному вопросу имеющие обязательную силу для тех государств, которые к ней присоединились (подписали, ратифицировали)«Конституция» - основной закон страны.1959 год – принята ООН Декларация прав ребёнка.1979 годГенеральная Ассамблея ООН объявила Международным годом ребёнка.1989 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка.2008, 2024 гг.– «Год семьи в России», объявил В.В. Путин, президент РФ.17Литература:
  • Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова «Обществознание»: учебник. для 6, 7 класс общеобразовательных. Учреждений – М.: Просвещение, 2019.
  • Л.Н. Боголюбов «Введение в обществознание» учебник для 8, 9 класс, М. «Просвещение» 2019г.
  • А.В.Кашанин «Основы государства и права» краткий справочник
  • школьника 9-11 классы, М., Издательство дом «Дрофа» 1998г. 4. Е.П. Сгибнёва, Т.Б. Солдатова «Классные часы» Изд.7-е – Ростов н/Д- Феникс, 2007. (Сердце отдаю детям).5. З.К. Шнекендорф «Младшим школьникам о правах ребёнка»: Пособие для учителя. Издательство «Вита пресс», М. 1997г.
  • Конституция Российской Федерации. Официальный текст
  • действующая редакция. М.: Издательство «Экзамен», 2022 г.
  • ж/л «Вестник образования». Сборник приказов и инструкции
  • Министерства образования России, август 16(8) 2000г.М. «Прогресс». 8. ж/л «Право в школе» №3/2004 август-октябрь; М: ООО «Локус-Пресс»АНО «Центр правового образования». 9. ж/л «Право в школе» №4/2004 ноябрь-декабрь; М: ООО «Локус-Пресс»АНО «Центр правового образования». 18