Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации для обучения детей с РАС. Система жестов.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации для обучения детей с РАС. Система жестов.
Автор: Макаренко Наталья Николаевна

Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации. Система жестов. Жест (лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.Несколько причин использовать жесты при нарушениях коммуникации: они делают слово «видимым»; они помогают создать «мостик» к устной речи; они помогают ребёнку лучше запоминать и усваивать новые слова; они помогают ребёнку пользоваться словами, которые он ещё не может произнести; они помогают донести до собеседника послание, когда речь ещё не сформирована, либо неразборчива. Жест является уникальным инструментом, позволяющим визуализировать образ того или иного слова, действия. Многие родители испытывают страх перед использованием системы жестов: «А вдруг мой ребёнок перестанет испытывать потребность говорить, используя жесты вместо слов?» Здесь следует понимать, что жесты стимулируют развитие речи, когда используются совместно со словом, которое проговаривается вслух. Группы жестов:
  • Символические социальные жесты и движения. Данные жесты ребёнок усваивает постепенно в процессе ситуативно-делового общения:
  • Указательный жест. Да. Нет. Нельзя. Дай. На. Иди сюда. Иди на ручки. Дай ручку. Уходи. Сядь. Встань, поднимись. Привет. До свидания (пока-пока). Спасибо. Мой. Хорошо.
  • Дополнительные социальные жесты:
  • Смотри (указательный палец к глазу). Слушай (указательный палец к уху). Говори (указательный палец ко рту). Другие варианты использования указательного жеста.
  • Группа жестов, являющихся имитацией простых предметных действий. С данными жестами ребёнок начинает знакомиться и использовать их постепенно, по мере формирования предметной деятельности:
  • Ложка, кушать. • Каша, варить кашу. • Чашка, пить. • Зубная щётка, чистить зубы. • Умываться. • Мыть руки. • Причёсываться. • Телефон, звонить по телефону. • Машина, ехать на машине. • Барабан, играть на барабане. • Гармошка, играть на гармошке. • Дудочка, играть на дудочке. • Колокольчик, звенеть в колокольчик. • Спать. • Плакать. • Поцеловать. • Упасть. • Идти. • Холодно, замёрз.
  • Жесты описательного характера. Передают характерные черты и свойства, присущие определённому субъекту:
  • Зайчик — показать, как прыгает зайчик или изобразить «ушки». Кошка — погладить ладонью одной руки тыльную сторону другой руки или изобразить усы. Курочка — жест «клюёт». Лошадь — изобразить движение «скачем на лошадке»: руки сжаты в кулачки и подняты на уровень груди, подскоки. Медведь — показать, как мишка ходит. Петушок — изобразить гребешок. Птичка — жест «полетели». Мышка — рукой, сжатой в кулак, показать, как мышка бегает. Свинка — жест «пятачок»: кулаком или указательным пальцем потереть нос. Собака — жест «лает»: большой палец противопоставлен остальным, несколько раз сомкнуть и разомкнуть пальцы. Корова — жест «рога», «забодаю». Дом — ладони соединены кончиками пальцев, как двускатная крыша дома. Книга, читать — соединить внешние рёбра ладоней, можно произвести движение, изображающее, как открывается книга. Самолёт — жест «крылья»: развести руки в стороны. Высоко — поднять руки вверх. Большой — развести руки в стороны. Маленький — соединить обе ладони, либо соединить указательный и большой палец руки. Часы — указательным пальцем одной руки указать на запястье другой. Для изучения и запоминания жестов можно использовать на занятии альбом с крупными картинками или фотографиями, изображающими эти предметы или действия, сопровождая демонстрацию соответствующими жестами. Альбомы можно включать в сюжетную игру, например, при изучении распорядка дня. Также для запоминания жестов используются разнообразные пальчиковые игры и стихи. Преимущества и недостатки системы жестов. Преимущества: Руками для использования системы жестов мы можем воспользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений. Язык жестов легче понять и «произнести», чем речь. Язык жестов часто нагляден. Ребёнку можно помочь своими руками. Обращение идёт непосредственно к тому, с кем говорят, и имеет место зрительный контакт. Недостатки: Некоторые жесты понятны только «посвящённым». Такое общение ограничено для детей с нарушениями двигательных функций. Жесты динамичны, то есть исчезают сразу после того, как их «произнесли». • Ребёнок должен помнить жесты и извлекать их из памяти.