Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Глагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов
Автор: Савлюбаева Нурия Зарлыковна

Конспект урока русского языка в 3 «Б» классеГлагол как часть речи. Значение и употребление в речи глаголов.Цель: способствовать развитию умения определять значение и употребление глаголов в речиЗадачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи; - формирование умения выделять глагол среди других частей речи; - обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи; - определение роли глагола в предложении.Планируемые результаты:Предметные: -проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; - овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.Личностные:навыки сотрудничества с учителем и сверстниками;мотивация к творческому труду, к работе на результат.Универсальные учебные действия:Познавательные: общеучебныеовладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;логическиеосуществляют анализ, классификацию, сравнение.Регулятивные: - формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - оценивать ход и результат выполнения задания; - сравнивать свои ответы с ответами одноклассников; - корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.Коммуникативные: - управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий; - уметь работать в парах - внимательно слушать друг друга; - уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Работа с информацией: - работа с материалом учебника; - искать и выделять необходимую информацию.Тип урока: Урок систематизации знаний.Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); рабочая тетрадь на печатной основе (автор В.П. Канакина), карточка с заданием для работы в паре, в группе. Использована проблемная ситуация, которая мотивирует дальнейшую деятельность детей на уроке.Ход урокаI.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Я думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. - А теперь посмотрите слайд и прочитайте высказывание.(Слайд 1)- Как вы объясните данную пословицу?Кто не стыдится спрашивать, узнает многое.-Если человек что-то хочет узнать или чего-то не знает, это не стыдно, главное, чтобы было желание учиться, узнавать Не то беда, что мы всегдаЧего – нибудь не знаем,А то беда, что иногдаНезнание скрываем.А если знаешь сам, Чего не знаешь, не умеешь,Тогда добьёшься своего,Узнаешь, поумнеешь.II. Актуализация знаний и постановка темы урока. Самоопределение.
  • Cловарная работа
  • - Прочитайте слова. (На доске: с…рень, инт..ресный, ч…рный, …дуван..чик, п..мидор, ж…вотн..е, а (кк, к)…уратный, к…(лл)..ктивный)- Что вы о них можете сказать?- На какие 2 группы можно разделить? Запишите каждую группу в отдельный столбик, вставьте пропущенные буквы. - Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.- Что вы знаете об имени существительном? - Что знаете об имени прилагательном?2. - Ваше следующее задание: расшифровать тему нашего урока. (Слайд 2) - Уберите буквы, которые обозначают глухие согласные звуки:-Какое слово получилось? (Глагол)- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?- Какие задачи мы должны сегодня решить? (Вспомнить, что называется глаголом. Что обозначает, на какие вопросы отвечает, будем тренироваться в поиске глаголов в предложениях)- Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. (Слайд 3) Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык» (Слайд 4) А ещё - «Глаголь» — старинное название буквы «г». Ученые подсчитали, что глагол занимает 2 место после существительного по частоте употребления в речи.III . Работа по теме урока
  • Наблюдение над ролью глаголов в речи (Текст на карточке)
  • - Прочитайте текст (Слайд5)Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. - Назовите части речи, которые использованы в тексте. - Что вы можете сказать о тексте? (Понравился ли вам текст? Всё ли было понятно?)- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?- Давайте попробуем оживить текс. Что для этого нужно сделать? Слова, какой части речи надо использовать? (Глаголы)- Запишите текст, который у вас получился.(Учащиеся записывают предложения, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.) Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. - Как изменился второй текст? - Почему неподвижная картинка ожила? (В тексте появилось действие)- С помощью, какой части речи это произошло? ( С помощью глаголов)- Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события) - На какие вопросы отвечают?- Что обозначают? - Сравним выводы с выводами в учебнике на стр. 101
  • Физминутка
  • Продолжение работы над темой урока.
  • Закрепление изученного материала.
  • – Что вы можете рассказать о первом предложении в записанном тексте. (По классу карточки с характеристикой предложений: повествовательное, побудительное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное, простое, сложное, распространенное, нераспространенное)
  • (Учащиеся выбирают подходящие карточки)- Чем отличается первое предложение от четвертого? (Первое предложение нераспространенное, а четвертое распространенное)-Как вы определили?- Подчеркнем грамматическую основу: 1 вариант в первом предложении, 2 вариант - в четвертом. - Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа по парте.- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)- Подчеркните грамматическую основу в других предложениях. 2) (На доске карточки со словами: художник, строитель, доктор, учитель, швея, маляр)-Прочитайте группу слов. Определите часть речи. Обоснуйте свой ответ.Подберите к каждому сущ. подходящий глагол.- Запишите нераспространенные предложения.- Подчеркните грамматическую основу.(Один ученик работает у доски)- Каким членом предложения является глагол? (Сказуемым)
  • Включение в систему знаний и повторение
  • (Работа по учебнику)- Ребята, как вы считаете, почему дятла называют трудолюбивым? (Ему надо построить дупло, добыть пропитание или сок, вылечить дерево и вырастить потомство)- А какого человека могут назвать трудолюбивым? (Высказывания детей: не ленится, любит трудиться, выполнять работу) Какой антоним к слову трудолюбивый? (Ленивый)- В продолжение этой темы прочитаем стихотворение в №170 стр. 100- Какова главная мысль стихотворения?- Выпишите глаголы. (Проверка: учащиеся по цепочке называют глагол вместе с вопросом)- Рассмотрите рисунки. Составьте по ним предложения и запишите. Над глаголом укажите часть речи: гл. (Один ученик у доски) - Найдите последнее задание в упражнении. Выполните его.-Какую пословицу выписали (Рабочие руки не знают скуки)
  • Самостоятельная работа
  • - Выполните задание №1 стр. 41 в рабочей тетради.
  • Итог урока. Рефлексия.
  • Подведем итог урока. (Слайд 6)
  • Что такое глагол? (Часть речи)
  • На какие вопросы отвечает? (Что делать? Что сделать?)
  • Что обозначает? (Действие предмета)
  • Каким членом предложения является? (Сказуемым)
  • - Кто испытывал трудности сегодня на уроке? Какие? - Что понравилось? Чем урок запомнится?
  • Домашнее задание. Стр. 101 правило, №171