"Использование интеллект- карт в работе с детьми с ТНР"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование интеллект- карт в работе с детьми с ТНР"
Автор: Петрашова Ирина Леонидовна

 Использование интеллект- карт детей с ТНРК.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету» Использование интеллект- карт старшего дошкольного возраста логопедической группы1 слайд«Хотите мыслить творчески и легко запоминать? Рисуйте!» - гласит метод правого полушария, который был разработан группой английских психологов. Наиболее известен из них Тони Бьюзен. Его методика направлена на активизацию запоминания и творчества, а также на правильную организацию мышления.2 слайдВ наше время детям приходится сталкиваться с большим количеством информации и необходимостью её запомнить.И мы задумались как помочь нашим воспитанникам охватить определённый объём информации, увидеть взаимосвязи событий, явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. На сегодняшний день метод мыслительных карт оказался весьма эффективным в нашей работе.Итак что же это такое? 3 слайдMind-maps - термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума» – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.Применение интеллект-карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.4 слайдФизиологические и нейропсихологические принципы работы головного мозга человека, заложены в основу метода интеллект карт:
  • Интеллект карта по форме напоминает нейрон (клетку головного мозга) со множеством ответвлений
  • Взаимодействие правого и левого полушария при моделировании интеллект карты
  • Информация на интеллект карте максимально визуализирована, ее можно окинуть «одним взглядом»
  • Включение процессов мышления при запоминании увеличивает объем памяти
  • Ассоциативное мышление (мышление образами) преобладает в дошкольном возрасте
  • 5 слайдРезультативность применения метода интеллект-карт достигается:
  • наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
  • привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
  • запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
  • своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
  • творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
  • возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
  • 6 слайдИнтеллектуальные карты мы используем в трёх направленияхПервое направлениеСбор материала о предмете или объекте.Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.Второе направлениеЗакрепление и обобщение материала.Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.Третье направлениеРазвитие связной речи.Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.Общие требования к составлению любой интеллект – карты.• Главная идея обводится в центре страницы.• Лист располагается горизонтально.• Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.• Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета.• Каждая мысль обводится.В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.7 слайдПрименение интеллект-карт в непосредственной образовательной деятельности с нашими воспитанниками, даёт огромные положительные результаты. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет нам осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Метод интеллект карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.При организации работы по проекту «Интеллект - карта» мы планировали получить и частично добились следующих результатов:
  • Удалось систематизировать и структурировать освоение знаний в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка через создание интеллект - карты.
  • Внедрение метода интеллект - карт позволило реализовать индивидуальный подход в обогащении и систематизации полученных знаний, раскрыть детям свои способности, развивать у детей навыки взаимодействия при создании коллективной работы, почувствовать свою успешность.
  • Ребёнок может планировать, осуществлять оценку и самооценку своей деятельности.
  • На наш взгляд проект является достаточно результативным, поэтому возможно введение метода Интеллект - карт и в других группах детского сада. Эта работа станет одним из направлений деятельности в будущем.