На просторах Антарктиды


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: На просторах Антарктиды
Автор: Короткова Татьяна Александровна

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Антарктиду».Подготовила:Педагог МБДОУ «Золотая рыбка»Короткова Т.А.Ноябрьск, 2023г.Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные: познакомить детей с некоторыми свойствами льда; формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду; выяснить, что цвет льда зависит от цвета воды, лед не тонет в воде, потому что он легче воды, в горячей воде лед растает быстрее чем в холодной; Развивающие: развивать у детей интерес к исследовательской деятельности; развивать умение детей делать выводы в ходе экспериментирования; развивать умение наблюдать за объектом некоторое время; совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы; развивать тактильное восприятие детей; обогащать словарный запас, развивать связную речь. Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно и в команде детей; обогатить эмоциональный опыт детей. Оборудовaние: на каждого ребёнка: - кусочки льда, одноразовые тарелочки, стаканчики, салфетки, гуашь, палочки или ложки для размещения; коробка, цветные льдинки, небольшие кусочки льда, большой кусок льда, контейнер с водой, глобус, бумaжные корaблики , формочки для льдa. Методы и приемы: Наглядный, словесный. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; коммуникативное развитие; речевое развитие; физическое развитие. Предварительная работа: наблюдения в природе за лужами и снегом (что происходит с лужами, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается); обследование льда на прогулке; скольжение по ледяным дорожкам; изготовление цветных льдинок; экспериментирование с водой, снегом; чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима. Планируемые результаты: дети принимают активное участие в экспериментальной деятельности, делают предположения, отвечают на вопросы педагога, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками. Ход ОД:Педагог: Ребята, какое время года у нас наступило? (зима) слайд1. Какие признаки зимы мы знаем? (ответы детей). Зима у нас длится круглый год? (нет). Верно! У нас постоянно происходит смена времен года, и каждое время года по своему яркое слайд 2-4. Но есть такой континент, где круглый год зима. Вокруг всегда белый снег. слайд5. И я вам сегодня предлагаю отправиться на этот материк! Педагог: Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на глобусе. (дети ищут на глобусе Aнтарктиду). Что же ознaчает белый цвет? (ответы детей). Белый - цвет снега, льда, холода. Aнтарктида - сaмое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Но как мы с вами попадём в Антарктиду? (ответы детей). Педагог: Посмотрите (показываю на глобусе), вокруг Антарктиды моря и океаны, как же нам удобнее туда добраться? (подвести к тому, что мы поплывем на корабле) Педагог: У нас есть вот такие кораблики, и мы с вами готовы плыть (дети с корабликами подходят к контейнеру с водой и опускают кораблики). Педагог: Вот мы приближаемся к Антарктиде. Стaновится все холоднее и холоднее. Как вы думаете, что произойдет с водой в такой сильный мороз? (ответы детей) Педагог: Правильно! Вода замерзнет, и во что она тогда превратиться?тветы детей) Педагог: Совершенно верно, когда водa зaмерзает, онa преврaщается в лед (педагог опускает в воду маленькие кусочки льда). Посмотрите, в нашем море-океане появились льдинки, это значит, что мы уже близко. Посмотрите, что же происходит со льдом? (ответы детей: лёд плaвaет, не тонет). Лёд не тонет в воде, потому что лёд легче воды, поэтому плавает нa её поверхности. Педагог: В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров слайд 6. Ребята, эти глыбы называются айсберги. (дети повторяют это слово). А как вы думаете, опасны ли айсберги? (ответы детей) Педагог: Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой слайд 7. Они плавают в море много лет, постепенно тают и дробятся на более мелкие части. Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть. Педагог: Ребята, посмотрите, виднеется земля, мы приплыли слайд 8! Педагог: слайд 9 А вот и обитатели этого материка - пингвины вышли нас встречать. Они рады, что мы приплыли к ним в гости и предлагают нам поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Вы согласны? (ответы детей). Тогда проходите и присаживайтесь за столы (на столах разносы, на разносах льдинки).Педагог: Подскажите, пожалуйста, какие у вас сейчас руки? (ответы детей: тёплые, сухие). Педагог: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? (ответы детей: мокрыми, холодными). Педагог: Почему мокрыми? (Ответы детей: от тепла лёд тает и превращается в воду). Педагог: Значит, что такое лёд? (ответы детей: это замёрзшая вода). Педагог: Ребята, а ваши ладони замёрзли? Давайте погреем их немножко. Пальчиковая гимнастика: Стою и снежинки в ладошку ловлюитмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)Я зиму, и снег, и снежинки люблю,(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)Но где же снежинки?(сжать кулачки)В ладошке вода, (разжать кулачки)Куда же исчезли снежинки? (сжать кулачки)Куда? азжать кулачки)Растаяли хрупкие льдинки-лучи...(потряхивания расслабленными ладонями)Как видно, ладошки мои горячи! (потирание ладошки о ладошку)Педагог: Положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево - вправо. Что вы заметили? (ответы детей: льдинка скользит по тарелке). Значит лёд какой? (скользкий). Педагог: А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (ответы детей). Из тарелки переложите льдинку в стакан. А сейчас изменилась форма льда? (ответы детей). Педагог: Почему? (ответы детей: потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму. Но есть такие мастера, которые могут сделать специальными инструментами из большого куска льда любые фигуры слайд 10 – 12.Педагог: Ребята, подскажите, а лёд имеет свой цвет? (ответы детей: нет, лёд бесцветный). Педагог: Как вы думаете, а можно ли лёд сделать цветным?тветы детей). (подвести к пониманию того, что можно заморозить цветную воду). Педагог: Правильно. Посмотрите, у вас на столах стоят стаканчики с водой, гуашь, кисточки. Возьмите любой, один цвет краски, и с помощью кисточки окрасьте воду. Педагог: Молодцы, все покрасили воду! А теперь, перелейте воду в формочку. Все формочки залиты! Что нужно делать, чтобы получился лед? (ответы детей: заморозить). Педагог: Где? (ответы детей: на улице или в морозильнике). Педагог: Давайте поставим формочки на поднос, вынесем на улицу и посмотрим, что получится! Так как процесс этот не быстрый, я вынесла перед нашим занятием формочки с окрашенной водой! Посмотрите, что с ней стало? (ответы детей). Я предлагаю отдать наши цветные льдинки пингвинам, пусть они украшают свой дом. А когда замерзнут льдинки, что залили вы сами, мы украсим ими нашу горку на участке! Согласны? Педагог: Ну а нам пора возвращаться обратно, домой (подходят к контейнеру с водой и плывут на корабле). Педагог: Итак, ребята, вам понравилось проводить опыты с водой и льдинками (ответы детей). А что вам понравилось больше? (ответы детей) Что вы узнали про лед? (легче воды, скользкий, прозрачный, твердый и не меняет свою форму, тает в тепле, можно сделать цветным). А кто запомнил, как называются большие глыбы льда, которые плавают в океане? Педагог: Пока мы с вами плыли домой, пингвины прислали нам фотографию слайд 13. Они говорят вам спасибо! Ну а наше путешествие подошло к концу. Вы-молодцы!