Программа развития эмоциональной и познавательной сферы старших дошкольников в условиях сенсорной комнаты


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа развития эмоциональной и познавательной сферы старших дошкольников в условиях сенсорной комнаты
Автор: Горюнова Жанна Валерьевна

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги!   Рада видеть Вас в этом зале. Я учитель-логопед, и сегодня  хочу рассказать Вам о своей деятельности и трудностях, с которыми я сталкиваюсь.   Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания. Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, отдельной структурой психики, и нарушения звукопроизношения ишь верхушка айсберга. Итак, логопедическая работа направлена на:• формирование правильного звукопроизношения• развитие движений органов речи• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции• совершенствование грамматического строя речи• обогащение, активизация словарного запаса• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму• развитие связной речи• подготовка к обучению грамотеПоставленные задачи реализуются на групповых и индивидуальных занятиях.    Многие родители (законные представители) детей дошкольного возраста думают, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Самая большая проблема – убедить их, что это не так. Для их преодоления нарушений речи необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:- не ругать ребенка за неправильную речь;- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. И тут мы сталкиваемся со второй проблемой – возражениями: мой ребенок еще маленький, успеет еще в школе уроков навыполнять и т.д.    Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях, которые мы объясняем родителям:- задания даются только на выходные, т.е. тетради забираются в пятницу- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;- весь речевой материал отрабатывается с целью закрепления, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;- задания должны быть прочитаны ребенку взрослыми, но выполняться им самостоятельно.   Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Ведь родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.   Важно, чтобы вы следили за правильной речью своих детей на этапе автоматизации звуков. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно или в слогах, словах. Введение звука в речь происходит постепенно. Как только исправленный звук мы закрепим в словах и перейдем к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.   В заключении хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенка: родителей, учителя-логопеда, воспитателей, а также соблюдения единых требований как в детском саду, так и дома.