"Методика работы на занятиях по изобразительной деятельности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методика работы на занятиях по изобразительной деятельности"
Автор: Елена Валериевна Стецова

Методика работы на занятиях по изобразительной деятельности.Требования к организации занятий в детском садуЗанятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием организуют со всей группой воспитанников в определенное время согласно режиму дня.В группах, где воспитываются дети одного возраста, занятия имеют единые для всех обучающие и воспитательные задачи.Дети первой младшей группы постепенно приучаются к участию в общегрупповых занятиях. В начале года занятия проводят с небольшими группами. Но материал подготавливается для всех на случай, если кто-то из другой подгруппы захочет присоединиться к занимающимся.По окончании занятий помощник воспитателя одевает детей первой подгруппы, а воспитатель проводит занятия с другой подгруппой.Со второй половины года малыши занимаются все вместе. Воспитатель учит их правильно сидеть, не слишком наклоняясь над столом, рисовать правой рукой, а левой придерживать лист бумаги. Постепенно дети приобретают навыки, необходимые при групповом занятии: сидеть спокойно, не мешать другим, аккуратно обращаться с бумагой, пользоваться карандашом и красками по назначению.Продолжительность занятий в первой младшей группе в начале года 5—7 мин. постепенно увеличивается до 10—15 мин.В последующих возрастных группах в течение всего года регулярно проводят общегрупповые занятия по изобразительной деятельности. Их длительность возрастает во второй младшей и средней группах до 15—20 мин, в старшей — до 30 мин и подготовительной к школе — до 35 мин. На общегрупповых занятиях каждый ребенок имеет определенное место за столом. Столы ставятся в 2—3 ряда. Освещение должно быть слева и хорошо, если сзади, чтобы дети лучше видели, то, что показывают.Во второй младшей группе столы перед занятием расставляет воспитатель вместе с помощником. Постепенно он привлекает малышей, а в старших группах с этой работой справляются дети самостоятельно.За шестиместные столы по возможности лучше разместить 4—5 детей, но чтобы никто не сидел спиной к окну. Дети, которые меньше ростом или страдают нарушением зрения, те, кто отстает в усвоении программы, сидят за первыми столами. I—2 раза в год воспитанников желательно пересаживать: сидящих дальше от света поближе и наоборот. Воспитателю целесообразно иметь схему размещения детей, которая поможет ему при организации занятий (напомнить ребенку, где его место, посадить новенького, пересадить, если это нужно, быстро подписать листы бумаги и т. д.).Во второй младшей группе занятия можно проводить с подгруппой, если это новички или если этого требуют цель и методика.В начале года в первой и во второй младших группах дети выходят из-за столов по окончании работы (рисунка, лепки). Постепенно их приучают заканчивать работу одновременно.В старших группах занятия с подгруппами проводят, как правило, в весенне-летний период, когда дети рисуют с натуры на участке или выполняют коллективные работы по лепке, аппликации, конструированию.Помимо общегрупповых занятий дети имеют возможность рисовать, лепить, вырезывать в часы игр по своему желанию — в комнате и на воздухе.Организация занятий в разновозрастной группеЕсли группа разновозрастная, детей делят на 2—3 подгруппы, и каждая решает свои программные задачи, хотя занятия являются общими по времени проведения и, как правило, по виду деятельности (все лепят, все рисуют).Длительность занятий определяется для каждой возрастной группы с Программой воспитания и обучения в детском саду».Содержание занятий намечается таким образом, чтобы дети не утомлялись и излишне не напрягались. При выборе программных задач воспитатель учитывает возрастной состав группы. Например, если самая большая подгруппа - дети 5-6 лет, за основу берутся задачи для этой подгруппы; для детей другого возраста задачи облегчаются или усложняются. Но темы занятий воспитатель по возможности выбирает общие или близкие по смыслу.Например, старшие дети лепят персонажей по сказке «Колобок» (встреча одного из героев с колобком), младшие — зайца (по типу игрушки-неваляшки) и т. д.Дети одного возраста объединяются в ходе занятий за одним-двумя столами или по рядам, что облегчает руководство.Иногда виды деятельности могут и не совпадать. Скажем, в том случае, когда одной подгруппе дается более легкое задание на повторение пройденного, и дети могут использовать свой личный опыт, проявить самостоятельность, а педагог больше внимания уделяет другой подгруппе.В разновозрастной группе воспитатель использует разные варианты организации занятий. Он может, например, дать сначала задание старшим детям, затем пригласить малышей, но заканчивают занятия все одновременно. Или все получают задание одновременно, но малыши, закончив раньше, выходят из-за стола, идут играть или одеваться на прогулку под присмотром помощника воспитателя. В разновозрастных группах на занятиях по замыслу младшие дети иногда затрагивают темы, характерные для старших: рисунок, лепка становятся богаче по содержанию, разнообразнее по тематике. Однако не следует форсировать их обучение тем графическим навыкам и умениям, технике лепки и аппликации, которые включены в программу старших групп.Подготовка к занятиям и проведение занятийНепосредственно перед занятием воспитатель готовит все, что он подобрал накануне: натуру, игрушку, иллюстрации, лист бумаги для показа; определяет место, где будет стоять предмет; прикрепляет фон за натурой и т. д. После того как все будет готово, педагог еще раз смотрит на наглядный материал с того места, где расположен последний стол, дабы не оказалось, что предмет не выделяется на подобранном фоне или иллюстрация очень мелка.Педагог, готовясь к занятиюобязательно прорисовывает, лепит или вырезает то изображение, которое будут выполнять дети, даже если на занятии не предполагается показ. Выполняя работу, воспитатель уточняет способы ее решения, отмечает, где у него возникли трудности, а в случае, если окажется, что материал подобран не совсем удачно, своевременно заменяет его. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.Кроме того, воспитатель просматривает методическую литературу по данной теме, выбирает наиболее действенные методы и приемы обучения с учетом особенностей детей своей группы.Когда все готово для занятия, педагог приглашает детей. Обычно ребята легко переключаются с игровой деятельности на учебную, если занятия проводятся всегда четко по режиму дня.Организационный момент воспитатель проводит по-разному в зависимости от занятия — не более 1—2 мин (чем меньше, тем лучше). Можно предложить всем посмотреть на то, что они потом будут изображать (предмет, иллюстрацию); малыши могут потрогать, погладить игрушку. Можно, подозвав к себе детей, предложить одному из них принести заранее подготовленный предмет. К этому надо привлекать малоактивных детей, чтобы заинтересовать их.Постепенно начиная с первой младшей группы детей приучают садиться без шума, учат, как надо взять стул, поставить его около стола и сесть.В средней и старших группах, как бы играя, соревнуясь, можно поупражнять детей в умении садиться тихо, чтобы не фиксировать на этом особого внимания в начале занятия, не отвлекать от последующего задания.В зависимости от содержания занятия, намеченной методики и возраста детей продумываются варианты расстановки столов. Например, в младших группах столы можно поставить полукругом, чтобы видеть всех детей и иметь возможность подходить к каждому. Если выполняется коллективная работа, то и в таком случае можно посадить детей полукругом перед мольбертом или доской, на которых прикреплен лист бумаги. На нем рисуют по 2—3 ребенка.Иногда столы сдвигают по 2—3, и дети вместе выполняют коллективную работу по лепке, аппликации. Такая расстановка удобна тогда, когда важно сравнить изображения по величине, цвету, поискать лучшее расположение, прежде чем наклеить. В другом случае на занятии по лепке все дети выполняют работу на своих местах, а роспись ангобами (жидкая глина другого цвета) — за 1—2 столами (где поставлен набор ангобов).Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы.Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы, способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то живописную мастерскую. Иногда дети с мольбертами (фанерные доски 40×50 см) выходят на участок рисовать.Все занятия делятся на три части: Объяснение задания. Процесс выполнения задания. Совместный анализ выполненной работы.Первая и третья части наиболее короткие по времени — 2—5 мин в зависимости от задания и возраста детей. Более длительно объяснение при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.В первой части занятия воспитатель сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. После объяснения в младших группах дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напо-минает всем, с чего нужно начать работу.Во второй части занятия воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников,— это обычно оказывает положительное влияние.В ходе занятия педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма — занятие удлиняется, многие не успевают выполнить задание.В течение всего занятия детей приучают работать спокойно, не вставать без необходимости со своего места. В то же время воспитанники всех возрастных групп получают все больше возможностей для самостоятельной изобразительной деятельности во время занятия. Старшие дошкольники вначале по разрешению воспитателя, а затем и сами по мере надобности могут сменить карандаш, воду, взять чистый лист бумаги и пр.Следует, как можно раньше, приучать детей поднимать с пола то, что они уронили, вытирать пролитую воду, клей, краску, не ожидая, когда это сделают дежурные или кто-либо из взрослых.В младших группах в ходе занятия воспитатель чаще сам приходит на помощь, так как дети далеко не всегда знают, как им спросить, а нередко и не испытывают в этом потребности.Начиная со средней группы дети обращаются к воспитателю, поднимая руку. Однако и самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь.Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоятельно искать решения. Некоторые ребята любят поминутно поднимать руку и о чем-либо спрашивать. Если воспитатель не обращает сразу на них внимание, могут подолгу сидеть с поднятой рукой, ничего не делаяПримерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.В первой младшей группе такое напоминание излишне, так как дети этого возраста еще не в состоянии намечать работу вперед они не чувствуют время. В начале года на занятии тем, кто закончил работу на несколько минут раньше других, следует предложить тихо выйти из-за стола и спокойно поиграть в стороне, не мешая другим. Начиная со второго полугодия дети обычно привыкают работать в течение всего занятия. Тем, кто выполнил задание раньше других, можно предложить нарисовать или вылепить еще что-нибудь, повторить это же изображение или лепку («Нарисуй еще шарик» или «Слепи еще морковку»).Во второй младшей группе детей постепенно приучают заканчивать занятие всем вместе, организованно. Однако при этом не следует затягивать занятие. Иногда оно может закончиться и раньше установленного срока, если дети быстро справятся с поставленной перед ними задачей.В средней и старших группах тем детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует дополнить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возможность сделать это, но уже во второй половине дня. Однако надо учить детей укладываться в отведенное для занятия время, учить действовать быстро, без пауз, не отвлекаясь на постороннее. Тем, кто не успевает, на первых порах можно дать лист бумаги поменьше и сразу же после объяснения обратить внимание на то, как они приступили к работе, в чем испытывают затруднение.Рекомендации к проведению занятий по изобразительной деятельностиРисованиеВесь материал готовится заранее.1. В соответствии с видом рисования, темой занятия подготовить бумагу разного формата, фона (можно использовать цветной полукартон или тонировать бумагу акварельными, гуашевыми красками, тушью и т.п.).2. Гуашевые краски разводятся водой до густоты жидкой сметаны, для того, чтобы краски не обсыпались после высыхания, их можно разводить молоком.Для занятия с детьми младшей группы гуашевые краски разливаются в небольшие баночки, чтобы вода не испарялась, можно накрыть их бумагой, газетой смоченными водой.3. Воду для промывания кистей наливают в прозрачные стаканчики, или небьющиеся баночки.В младших группах, если дети рисуют краской одного цвета, воду не готовят. Банок может быть больше, чем одна на стол, чтобы дети могли по мере загрязнение воды поменять банку с водой. Это целесообразно делать и в старших группах, чтобы дети не отвлекались и не нарушали творческий процесс.4. Бумагу для рисования необходимо подписать: в нижнем правом углу карандашом написать имя ребенка и начальную букву фамилии.5. Кисти для рисования ставят в подставки; в младшей группе дети рисуют одной толстой круглой или флейцевой кистью среднего размера, а в старшей и подготовительной к школе группах дети рисуют двумя кистями: толстой и тонкой. Их должно быть больше, чем детей в группе.6. Карандаши необходимо хорошо заточить; в младшей группе их можно поставить в стаканчики, подставки, позже предлагать в открытой коробке для карандашей; в средней группе карандаши даются в коробке. Для рисования карандашами в старших группах необходимо использовать 18 – 24-цветные коробки карандашей. В этой же коробке или отдельно у старших дошкольников должен быть простой карандаш.7. Весь материал для рисования (изобразительные материалы, банки с водой, салфетки для осушения кистей, поставки для кистей) выставляются на отдельный стол, оттуда его берут дети перед началом рисования. Туда же ставят чистые банки, кисти, салфетки. Следует помнить о том, что часть изобразительных материалов хранится в столах у детей, поэтому до занятия необходимо вместе с детьми проверить в каком состоянии эти материалы.8. Особое внимание необходимо уделить размещению наглядного дидактического материала для занятия, подготовить подставку для натуры, продумать место размещения натуры или несколько натур.9. По окончании занятия организуется просмотр и анализ рисунков детей, поэтому следует продумать, где будут размещены рисунки (на специальном столе, на мольбертах, на доске и т.п.).10. Современные требования к проведению занятий изобразительной деятельностью предусматривают связь изобразительной деятельности с другими видами деятельности детей: с игровой, музыкальной, речевой, театрализованной, поэтому педагог не говорит, что занятие закончено, он создает условия для перехода к другому виду деятельности.ЛепкаОсновной пластический материал, который используют в обучении детей лепке – это глина.1. Глину готовят задолго до занятий для того, чтобы она выстоялась, загустела и была в таком состоянии, когда она не прилипает к рукам. Готовую глину хранят в полиэтиленовом ведре с крышкой или закрывают мокрой тряпкой, полиэтиленовой пленкой; можно хранить глину во влажной тряпке в полиэтиленовом пакете.В младшей группе глину формируют в столбик величиной чуть больше детской ладони.В средней группе на общий стол выставляют форму с глиной и плоскую лопатку, приучают детей брать глины столько, сколько необходимо для того, чтобы вылепить предмет или несколько предметов.2. Дети младшей и средней групп могут лепить на пластиковых досках. В средней группе необходимо использовать поворотные станки, на которых удобно не только обследовать предмет (народную игрушку, скульптуру малой формы), но и лепить его, не нарушая форму, обрабатывать поверхность предмета и т.д.3. Для лепки глиной необходимо ставить на стол небольшие блюдца с водой или влажную тряпочку, которой дети пользуются при примазывании одной части предмета к другой, при сглаживании поверхности формы.4. Пластилин можно использовать во всех возрастных группах.Для лепки в младшей группе его до занятия слегка разогревают (в сушильной камере, на батарее), старшие дошкольники способны разогреть, размять пластилин руками в момент объяснения задания педагогом.Сглаживать поверхность предмета, вылепленного из пластилина труднее. Дети делают это пальцами, иногда применяется влажная тряпочка.5. После лепки глиной дети могут вытереть стол, дощечку влажной тряпочкой и помыть руки.После лепки пластилином необходимо вытереть руки сухой тряпочкой или бумажной салфеткой и только после этого вымыть руки горячей водой.6. Во всех возрастных группах дети используют стеки – специальные палочки из пластмассы, деревянные или металлические. Можно использовать те, которые имеются в коробке с пластилином, а также разнообразить их набор петлей из алюминия или меди, широкой лопаткой из легкого металла или пластика, палочки с заточенным концом, которую можно сделать из сломанной или не пригодной для рисования кисти.7. Для обработки и украшения поверхности вылепленного предмета используют разнообразные по форме и материалу печатки.Аппликация1. Во второй младшей группе дети выполняют коллажи из готовых форм, которые получают на подносе или в конверте.2. В средней группе дети учатся вырезать ножницами части, из которых изображаются предметы, поэтому получают заготовки на подносе.3. В старшей группе детям дают заготовки цветной бумаги, а в подготовительной к школе группе детям предлагают набор цветной бумаги для самостоятельного подбора цвета бумаги и формата.4. В качестве основы для коллажа используют цветной картон и полукартон.5. Бумагу-основу можно тонировать в нужный цвет таким образом, чтобы бумага при пользовании клеем не пачкалась.6. Для приклеивания изображения используют только клейстер, только работа с частями сухих растений, с поролоном и тканью допускает использование синтетического клея, но в этом случае педагог проводит индивидуальную работу и оказывает помощь и контроль.7. Все материалы для занятия аппликаций: кисти, салфетки, подкладки под бумагу должны быть чистыми.8. Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.9. Ножницами дети работают под руководством воспитателя, который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.10. Обрезки бумаги, которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.В каждом детском саду создается методический кабинет, где подбирают необходимые материалы для занятий в разных возрастных группах, в частности для занятий по изобразительной деятельности.Все материалы можно примерно распределить по трем разделам:I. Инструктивно-методический материал, литература.II. Наглядный материал, пособия.III. Опыт работы.Содержание раздела I: «Программа воспитания и обучения в детском саду», методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения», специальная литература по методике изобразительной деятельности. Кроме того, книги в помощь самодеятельному художнику, содержащие в доступной форме практические советы по рисунку, лепке, аппликации; искусствоведческая литература: о пейзаже, натюрморте, натуре и др., литература по декоративно-прикладному искусству, статьи из журналов.На всю литературу составляется картотека. Каждая карточка указывает фамилию и инициалы автора, название работы, место и год издания, т. е. данные титульного листа. Если это статья из сборника, то записываются название статьи и сборник, если из журнала — указываются год, номер журнала, а также страницы.Картотека составляется на все материалы, которые имеются в методическом кабинете; в зависимости от содержания материал систематизируют по видам деятельности, по отдельным вопросам, по возрастным группам и т. д. Например, можно выделить разделы по изобразительной деятельности, затем в разделе «Рисование» — рисование предметное, сюжетное, декоративное, ознакомление с произведениями искусства и т. д.Содержание раздела II: наглядные пособия по методике изобразительной деятельности.В каждом детском саду подбирается наглядный материал, который используют на занятиях по изобразительной деятельности или в свободное время для выставок и т. д. Таким образом, создается своеобразный фонд, в который входят репродукции картин художников, скажем, иллюстрации, отражающие времена года (по 3—4), натюрморты, иллюстрации художников-графиков: В. Лебедева, Е. Чарушина, Е. Рачева, Л. Токмакова, В. Сутеева, М. Скобелева, О. Зотова, А. Пахомова, Ю. Васнецова — на темы, которые могут найти отражение в рисунке, лепке, аппликации детей.Хорошо иметь иллюстрации, рисунки, выполненные в разной манере, чтобы по возможности показать детям выразительные средства, используемые художниками. Подбираются открытки, диапозитивы и др.Иллюстративный материал лучше оформлять на паспарту.В методическом кабинете подбирают также предметы, игрушки, муляжи, скульптуру малых форм, народные игрушки, керамическую посуду. Их используют в качестве натуры в старших группах или рассматривают в начале занятия в младших группах.Ежегодно все предметы, игрушки пересматривают, заменяют более выразительными, современными, чтобы успешнее выполнять программу по изобразительной деятельности.В методическом кабинете хранят и такие материалы, которые требуются нечасто, например несколько комплектов цветных восковых мелков, сангина, пастель и пр. Должны быть также и запасные комплекты кистей, красок, карандашей и др.Содержание раздела III: опыт работы по изобразительной деятельности детского сада. Это конспекты открытых занятий, к которым приложены детские работы, фотографии, консультации, доклады на педагогических совещаниях, родительских собраниях, проводившихся в детском саду в соответствии с задачами годового плана.В статье представлены материалы по организации и проведению занятий по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, которые помогут начинающим педагогам правильно организовать свою работу с детьми. Изобразительная деятельность – это самый доступный и распространённый вид детского творчества. Так как всякую выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в собственном рисунке. Именно процесс художественно-творческой деятельности пробуждает в нём живую фантазию и живое воображение. Занятия рисованием развивают у дошкольников художественные и интеллектуальные способности,  коммуникативные навыки и эстетический вкус.Изобразительная деятельность в детском саду имеет три составные части:
  • Предметное рисование.
  • Рисование на тему.
  • Декоративное рисование.
  • Предметное рисование в свою очередь делится на:
  • Рисование по памяти (развивает зрительную память, наблюдательность и образное мышление; оно требует от ребёнка быстрого запоминания разнообразных предметов)
  • Рисование по предварительному наблюдению (сначала детям показывают предмет, они изучают его, запоминают, а уже потом рисуют)
  • Рисование с натуры (основная задача – научить ребёнка видеть предмет, понимать его строение, воспринимать форму, цвет и воспроизводить всё это в рисунках)
  • Рисование на тему можно условно разделить на:
  • Рисование по собственному замыслу (организация таких занятий требует от воспитателя большой подготовительной работы, он должен помочь детям передать в рисунке задуманное)
  • Рисование на заданную тему (задания для рисунков должны быть интересными, простыми и понятными детям)
  • Иллюстрирование литературных произведений (подобно рисованию на заданную тему)
  • Декоративное рисование включает в себя знакомство с народно-прикладным искусством и роспись разных предметов.Использование на занятиях по рисованию разнообразных художественных материалов и техники расширяет знания детей об особенностях этих материалов, обогащает навыки и умения малышей.Изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые и школьные мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветные карандаши.Организация занятий по изобразительной деятельности в 1-ой младшей группеПри проведении занятий по изобразительной деятельности перед воспитателями 1-ой младшей группы стоят такие задачи:
  • Привить детям интерес к рисованию.
  • Учить детей, быть внимательными на занятиях.
  • Знакомить с материалами и принадлежностями для рисования.
  • Учить правильно держать карандаш (не брать его в рот, рисовать только на бумаге), регулировать силу нажима.
  • Учить пользоваться кистью (набирать краску, промывать кисть в воде).
  • Учить различать и запоминать основные цвета (красный, синий, жёлтый и зелёный).
  • Учить устанавливать взаимосвязь между изображением предмета и самим процессом рисования.
  • Учить рисовать предметы и явления по показу воспитателя и без него.
  • Развивать умение узнавать нарисованные предметы, рассказывать о том, что ребёнок нарисовал сам.
  • В младших группах занятия по изобразительной деятельности целесообразно проводить по подгруппам.В первую подгруппу отбирают детей с неустойчивым вниманием и малышей, которые во время проведения занятия могут сосредоточиться всего на 3-4 минуты. Занятие с такой подгруппой можно проводить в упрощённом варианте, давать детям менее сложные задания, повторять показ по необходимости несколько раз.Во вторую подгруппу отбирают детей с более устойчивым вниманием и более высоким уровнем подготовки к изобразительной деятельности. На занятиях с этой подгруппой можно давать детям больше самостоятельности, задания могут быть сложнее, свои действия дети могут сопровождать речью.Занятия со всей группой можно начинать проводить только в конце года, когда дети научатся слушать воспитателя и выполнять его указания.ОБУЧЕНИЕ РИСОВАНИЮУчитывая, что мелкие мышцы кисти ребёнка быстро устают, обучение рисованию целесообразно начинать с рисования кисточкой. Дети обучаются держать кисточку легче и быстрее, чем карандаш. Когда малыши научатся сравнительно умело держать кисточку, им можно разрешить работать карандашами.Учебный материал для первой младшей группы по содержанию можно разделить на три этапа:Первый этап: ознакомление с художественными материалами.Второй этап:– действия детей по показу воспитателя, завершение начатого им рисунка.Третий этап: – создание образов под руководство воспитателя и самостоятельно.В первом полугодии лучше проходить первый и второй этапы, во втором – последний. Обучение детей всегда должно иметь наглядно-действенный характер.Демонстрацию воспитателем последовательности рисования нужно сопровождать объяснениями соответствующих действий. Требовать, чтобы дети в этом возрасте умели анализировать форму и передавать в рисунке сходство предмета, ещё рано. Основное внимание малышей во время рисования уделяется характеру движений. Дети узнают, что рисовать следует карандашом или красками на бумаге. В результате возникают простые изображения, которые они воспринимают и называют.В первом полугодии воспитатель знакомит детей, прежде всего с материалами: бумагой, краской, принадлежностями (карандашом и кистью).Обучает техническим приёмам: правильно держать карандаш и кисточку (на расстоянии 3-4 см от заострённого конца), пользоваться красками и кистью, водить кистью без нажима, набирать краску на весь ворс, смывать краску с кисти, лишнюю воду отжимать о краешек посуды, легко водить карандашом по бумаге, сопровождать зрением движение руки.Ребёнку нужно объяснить правила работы: сидеть за столом в надлежащей позе, рисовать на бумаге, не стучать карандашом, не мять бумагу.Воспитатель учит узнавать и называть изображения на рисунках, сделанных взрослыми, устанавливать связь между изображением и процессом рисования.Существуют различные приёмы обучения детей рисованию отдельных предметов:
  • Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого предмета.
  • Объяснение в целом.
  • Частичная и полная демонстрация изображения.
  • Словесные указания.
  • Заинтересовывание и индивидуальная работа.
  • Дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например к воздушным шарикам дорисовывают ниточки)
  • Ориентировочные задания:В первом полугодии: капли воды, трава, дождик кап-кап, следы, листья, дорожки, ручейки, ниточки с шариками (дорисовывание ниточек), мячи, снег падает, корм для птичек, конфеты для кукол, колобок, волны, столбики, палочки, ленточки, окно, клеточки, забор, платок, шарики, снежки, солнышко и т.д.Во втором полугодии воспитатель учит детей рисовать горизонтальные и вертикальные прямые линии слева направо, сверху вниз, пересекать их, закруглять кистью и карандашом. От малышей требуют точнее изображать предметы, которые состоят из линий и круглой формы (по показу и без него). Воспитатель в работе с детьми использует целостное объяснение, поэтапное объяснение и индивидуальную помощь (педагог берёт руку ребёнка в свою и работает вместе с ним).Если занятие организовано правильно, дети охотно работают. Однако, когда ребёнок не хочет рисовать, принуждать его не следует, а воспитанникам, которыеВ соответствии с программой, на третьем году жизни ребёнка нужно учить различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий), размеры (большой, маленький).Организация занятий по изобразительной деятельности во 2-ой младшей группеПеред воспитателями второй младшей группы стоят такие основные задачи:
  • Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки.
  • Учить пользоваться карандашом и кисточкой (правильно держать, аккуратно набирать краску на кисточку, промывать кисточку и убирать лишнюю воду о край посуды)
  • Учить рисовать красками двух-трёх цветов.
  • Учить различать, называть и использовать в работе основные цвета.
  • Учить различать и называть форму предметов, их размеры.
  • Учить композиционно правильно, размещать рисунок на листе бумаги.
  • Учить рисовать прямые линии сверху вниз, слева направо, пересекать их, проводить кривые линии, волнистые линии.
  • Учить рисовать предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы.
  • Прививать интерес к рисованию.
  • Воспитывать внимание, наблюдательность, желание самостоятельно выбирать цвет предмета, эстетическое восприятие предметов.
  • Занятия по изобразительной деятельности во 2-ой младшей группе проводится один раз в неделю. Продолжительность - 12-15 минут. Работают дети карандашами и красками.В соответствии с программой воспитатель использует такие темы:столбики, дождики, ленты (длинные и короткие), дорожки, забор, ёлочка, мячи ( большие и маленькие), бублики, шары, ёлочки, ёлочные шарики на ниточках, снежная баба, дом, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с листьями, солнышко, колобок, одуванчики, осенняя, зимняя, весенняя и летняя природа.В I-ом квартале с детьми 2-ой младшей группы необходимо повторить пройденный материал. С целью закрепления умений и навыков некоторые знания можно дать повторно, но выполнять их в другой технике и на другую тему. Детей продолжают учить проводить прямые линии – сверху вниз, слева направо, пересекать линии, замыкать их в округлые формы. Детям этого возраста легче рисовать вертикальные линии (например, рисовать дождик). Чтобы дошкольники лучше овладевали навыками рисования, задания необходимо постепенно усложнять, связывать их с детскими впечатлениями и наблюдениями.Во II-ом квартале следует тренировать руку ребёнка в рисовании округлых форм. Для этих занятий следует подбирать небольшие модели, например, конфеты, горошек, листочки и т.д.В III-ем квартале на основании знаний и умений, приобретённых детьми в первом полугодии, воспитатель учит детей рисованию предметов прямоугольной формы.В IV-ом квартале задания усложняются. Дети закрепляют умения пользоваться красками и карандашами, рисуют более сложные предметы, самостоятельно составляют композиции на листе бумаги.Основные приёмы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности:
  • Наглядные
  • Словесные
  • Игровые
  • Наглядные:Перед рисованием нужно показать детям модель (флажок, мяч и т.д.), дать поиграть с ней. Демонстрирование предмета воспитатель должен сопровождать словами, движениями.Объясняя то или иное задание, воспитатель анализирует предмет (знакомит с его формой и характерными признаками), показывает последовательность выполнения рисунка, рассказывает о композиции. Усилить впечатление от модели можно использованием картин, стихов, загадок.Последовательный показ способов изображения является эффективным средством обучения во 2-ой младшей группе. Но к показу не следует обращаться на каждом занятии, чтобы не мешать развитию инициативы, самостоятельности дошкольников. Детям необходимо больше доверять и предоставлять возможность самостоятельно закреплять приобретённые умения и навыки.Словесные:Словесными приёмами обучения (объяснение, указание, поощрение), активизирующими внимание детей, педагог должен пользоваться на протяжении всего занятия. Так, сначала он объясняет детям, какое задание стоит перед ними, показывает последовательность изображения предмета, каждое движение сопровождает словом, проверяет, не забыли ли они , как надо правильно пользоваться карандашами и кисточкой.Игровые:Для того чтобы заинтересовать детей, занятия должны проводиться в игровой форме. На занятиях должны присутствовать сюрпризные, игровые, театрализованные моменты. Можно в игровой форме рассматривать готовые рисунки детей, составлять по ним сказки, рассказы.Чтобы дети лучше воспринимали форму предмета, следует обращаться ещё и к аппликации, конструированию и лепке. Например, круглые формы дети сначала воссоздают способом аппликации, лепят из пластилина или глины, а потом уже рисуют. Перед тем, как рисовать такие сложные предметы, например, флаг, дом и т.п., дети складывают их из готовых частей и приклеивают, потом на занятии по рисованию, они их рисуют. Такая связь с другими видами изобразительной деятельности поможет ребёнку осознать форму предмета и правильно воссоздать её в рисунке.В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3-4 лет ещё не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Интерес к работам товарищей возникает у малышей немного позже, а на этом этапе их больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результату их труда. После окончания занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.Организация занятий по изобразительной деятельности в средней группеПеред воспитателями средней группы стоят такие основные задачи:
  • Укреплять у детей интерес к занятию рисованием.
  • Учить передавать в рисунке простые по форме предметы, выделять их основные части.
  • Научить различать, называть и применять основные цвета и их оттенки.
  • Научить размещать рисунок на листе бумаги.
  • Научить работать карандашом и кистью.
  • Учить рисовать предметы, используя знания их геометрической формы.
  • Учить объединять в рисунке изображения двух-трёх предметов.
  • Учить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине.
  • Учить самостоятельно складывать и убирать материалы.
  • Воспитатель учитывает возрастные особенности детей и применяет на занятиях основные приёмы обучения:
  • Наглядные
  • Словесные
  • Игровые
  • К каждому занятию нужно придумать, в какой последовательности анализировать предмет, какие вопросы задавать детям. Большое значение имеет движение рук воспитателя. Дети рассматривают предмет (игрушку, муляжи, картины) В средней группе, как и в младшей, воспитатель показывает последовательность изображения полностью. Частично показывая изображение, воспитатель ссылается на знания, ранее приобретённые детьми.Словесные приёмы на занятиях по рисованию в средней группе применяются по-разному. Сначала воспитатель рассказывает детям, что и как они будут рисовать, анализируют предмет сам и вопросами помогает детям проанализировать предмет.В средней группе применяют игровые приёмы. Дети, например, с удовольствием рисуют бусы, чтобы украсить новогоднюю ёлку или морковку для зайчика.Понять форму предмета и отобразить его помогает знание геометрических форм: круг (солнышко), овал (яйцо), треугольник (косынка) и т.д.В I-ом квартале в средней группе следует проводить занятия по усовершенствованию умения детей рисовать предметы круглой, прямоугольной и треугольных форм. В дальнейшем детей нужно учить не просто изображать известные предметы, а увязывать их с временами года. Например осенью они рисуют грибы, ягоды, овощи, фрукты.Во II-ом квартале и в III-ем квартале задачи направлены на то, чтобы закрепить умение дошкольников определять форму предметов. Темы для рисунков следует брать из окружающей жизни: изображение цветов, деревьев, домов и т.п. Дети легко усваивают рисование игрушек. Рисуя игрушки необходимо называть части и форму (голова – круг, туловище – овал и т.д.) Сложные формы воспитатель должен расчленить на известные геометрические формы и показать последовательность их изображения.Организация занятий по изобразительной деятельности в старшей группеПеред воспитателями старшей группы ставятся повышенные задачи:
  • Учить характеризовать предмет, выделяя его существенные признаки.
  • Учить передавать относительные размеры предметов, их общую форму и форму частей.
  • Учить рисовать по замыслу и по памяти.
  • Учить называть и подбирать цвета, называть основные оттенки.
  • Учить создавать оттенки цветов, добавляя к цветной гуаши белой и воды.
  • Учить передавать в рисунке пропорциональное соотношение двух-трёх предметов.
  • Учить выполнять набросок простым карандашом.
  • Развивать наблюдательность, воображение, сосредоточенность, снимание, сообразительность, инициативность и самостоятельность.
  • В старшей группе продолжается совершенствование технических навыков работы карандашами и красками, углубляются знания детей о форме предметов, их размерах, цвете, строении.В этой группе дети могут рисовать по памяти деревья, кусты, рыбок в аквариуме, дома, автомобили. Чтобы дети могли лучше выполнить рисунки по памяти на темы окружающей действительности. Их нужно к этому готовить. Воспитатель заранее определяет содержание беседы, вопросы и необходимый материал для занятия. Закрепить впечатления можно используя на занятиях игрушки, муляжи, модели, репродукции картин.На занятиях воспитатель использует наглядные и речевые приёмы обучения. Если дети рисуют предмет впервые, его форму, цвет следует проанализировать и показать последовательность изображения. Полный показ применяют только при подаче нового материала.Рисование по замыслу полезно, так как у детей развивается самостоятельность, инициатива.Для иллюстрирования следует выбрать известные детям литературные произведения. Накануне проводится беседа о выполнении рисунка – иллюстрации. Дети должны представить то, что они будут рисовать и применить свои навыки в рисунке.В рисунках на определённые темы дети часто изображают человека. А для этого им нужно дать общее представление о составных частях человека (голова, туловище, руки, ноги) и их функциях.В старшей группе детей нужно учить располагать изображение на бумаге. Дети должны хорошо ориентироваться на листе бумаги, но от шестилеток нельзя требовать изображения перспективы. Воспитатель на репродукциях картин объясняет детям, что близкие деревья изображаются большими, а дальние – маленькими.В I-ом квартале дети учатся изображать осенние пейзажи, натюрморты.Во II-ом квартале материал усложняется. Дети должны воспроизводить в рисунках зимние наблюдения: зимние пейзажи, заснеженные дома, деревья, игры и развлечения. Дети рисуют птиц и животных, используя простые геометрические формы. В III-ем квартале воспитатель учит детей работать на палитре, смешивать краски, получая нужные оттенки. Наиболее сложное задание – рисование фигуры человека. В IV-ом квартале воспитатель закрепляет знания и навыки, приобретённые детьми в течении года, учит их передавать впечатления от летних наблюдений. Организация занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группеПеред воспитателями подготовительной к школе группе стоят такие задачи:
  • Прививать интерес и желание к занятию рисованием.
  • Учить детей рисовать по памяти, по воображению, на заданную тему, с натуры.
  • Учить правильно размещать изображение на листе бумаги, знакомить с элементами наблюдаемой перспективы.
  • Учить детей передавать цвет и его оттенки, на свой вкус сочетать разные цвета в работе.
  • Учить получать необходимые цвета смешиванием красок разных цветов.
  • Совершенствовать способность выполнять набросок рисунка простым карандашом, закрашивать рисунок, не выходя за его контуры.
  • Учить рисовать птиц и животных статично и в движении.
  • Учить детей рисовать на литературные темы.
  • Темы для рисования должны быть простыми и понятными. Дети рисуют пейзажи по временам года, различные виды транспорта, фигуры человека, сюжеты из сказок. Особое внимание на занятиях следует уделять умению размещать изображение предметов на бумаге. Надо учить правильно определять размеры изображаемого предмета относительно листаОбучая дошкольников рисовать с натуры (например, натюрморты), воспитатель учит их воспринимать формы предмета, сравнивать их между собой, устанавливать сходства и различия, правильно передавать пропорции и цвет.Рисованию на темы из окружающей действительности, по содержанию народных сказок и художественных произведений предшествует большая работа и серьёзная подготовка детей: наблюдение, рассматривание картин, иллюстраций, чтение литературных произведений.Для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативы детей надо предлагать им рисование по замыслу.Проводя занятие, педагог должен поддерживать творческие поиски детей, поощрять самостоятельность, эмоциональность, смелость замысла и исполнения.В I-ом квартале дети учатся рисовать деревья (лиственные и хвойные), называть разные породы деревьев, их характерные признаки. Дети уже знают, что деревья не одинаковы по высоте, под ними могут расти цветы, трава, грибы, прятаться животные. В подготовительной группе с 1 квартала вводится рисование с натуры. Последовательность такого занятия: постановка модели для рисования; анализ натуры; объяснение ( в случае необходимости частичный или полный показ) размещения рисунка на листе бумаги, последовательность выполнения рисунка; Закрепление детьми последовательности; рисование предмета с натуры.II-ой квартал приходится на зимнее время. В своих рисунках дети широко отображают зимние впечатления, труд взрослых, пейзажи.В III-ем и IV-ом квартале в своих рисунках дети закрепляют навыки, полученные в течении года. Чем богаче жизненный опыт детей, запас впечатлений, тем интереснее будут рисунки. Детей нужно приучать замечать интересное вокруг себя.Желаю всем молодым начинающим педагогам творческих успехов.